Технологическая компания Bell Helicopter представила концепт будущего гражданского вертолетао, предварительная проработка которого проводится под индексом FC-X. Как указывает издание Aviation Week, для осуществления данного концептуального решения компания планирует осуществить исследования по части гибридной силовой установки, новой системы компенсации реактивного момента несущего винта, систем автономного полета и управления распределением энергии. Концепт Bell Helicopter предполагает создание скоростного вертолета, способного перевозить от восьми до 12 пассажиров. По своим размерам он будет несколько больше современного Bell 412. Длина последнего составляет 17,1 метра, а диаметр несущего винта – 14 метров. Новая машина получить гибридную силовую установку, в которой небольшой газотурбинный двигатель (возможно использование двух двигателей)
будет подсоединен к генератору, вырабатывающему достаточно энергии для питания бортовых систем и электромотора. Последний будет отвечать за привод несущего винта.
В FC-X планируется отказаться от рулевого винта, который помимо управления направлением полета отвечает и за компенсацию реактивного момента несущего винта. Без этой компенсации корпус вертолета будет вращаться в сторону, противоположную вращению несущего винта. Вместо рулевого винта в хвостовой балке планируется разместить систему электрических вентиляторов с управляемым направлением выдува воздуха. Такие вентиляторы будут расположены по обе стороны хвостовой балки и будут отвечать за управление направлением полета и компенсацию реактивного момента.
В качестве компенсатора пикового потребления энергии в режимах взлета и посадки, а также при полете на максимальной скорости, будут использоваться аккумуляторные батареи. Какие именно, компания пока не определила. Эти батареи при необходимости будут обеспечивать недостающую мощность, которую не сможет выдать генератор. При крейсерском полете батареи будут заряжаться от генератора. В FC-X также планируется установить систему зарядки батарей от вибрации корпуса вертолета.
На перспективный вертолет планируется установить адаптивные воздухозаборники, по которым воздушный поток будет поступать в газотурбинные установки. В зависимости от режимов и скоростей полета сечение этих воздухозаборников будет изменяться таким образом, чтобы газотурбинные установки получали достаточно воздуха, но при этом сами воздухозаборники создавали как можно меньшее лобовое сопротивление. Такое решение позволит тратить в полете меньше топлива и энергии. Вертолет, возможно, будет оснащен системой автономного полета, однако предполагается, что большую часть времени он будет летать под управлением пилота. В кабине пилота будут полностью отсутствовать какие-либо приборы.
Вся необходимая информация будет выводиться на очки дополненной реальности, в которых на картину, видимую глазами пилота будут накладываться сгенерированные компьютером изображения. Вывод информации будет полностью настраиваться пилотом. Наконец, пассажирский салон FC-X будет выполнен модульным, то есть его компоновку можно будет быстро изменять просто заменяя отдельные готовые узлы. Места пассажиров будут оборудованы индивидуальными развлекательными системами, устройствами связи для переговоров друг с другом, а также настраиваемым освещением.
При таком освещении интенсивностью света и цветом пассажиры смогут управлять самостоятельно. Другие подробности о новом вертолете пока не раскрываются. В сентябре прошлого года стало известно, что разработкой свой версии нового пассажирского вертолета занимается американский концерн Boeing. Его летательный аппарат планируется использовать для индивидуальных и пассажирских перевозок в городе и пригороде.
Концепт перспективного аппарата предполагает создание вертолета поперечной схемы, при которой вращающиеся в противоположные стороны несущие винты будут установлены на перпендикулярное фюзеляжу крыло. Предполагается, что дальность полета перспективного вертолета Boeing составит около 640 километров.
Вертолет Bell FCX-001 использует новейшие технологии для снижения шума, повышения безопасности и производительности, а также для повышения комфорта перелета как пилота, так и пассажиров.
Вертолет был создан на основе «совместной работы основной группы инженеров Bell Helicopter и графических дизайнеров. Модель предназначена для удовлетворения растущих потребностей клиентов и демонстрации ключевых технологий, которые революционизируют опыт пилота и пассажиров. В числе таких инноваций Bell называет новую систему противовращения в хвостовой балке, которая, как сообщается, навсегда изменит параметры безопасности, шума и рабочих характеристик вертолетов.
Гибридизированная силовая установка Bell FCX-001 сочетает модернизированный двигатель для основного движения с электромоторами и двигателями для увеличения крутящего момента, большего контроля, а также упрощения эксплуатации и технического обслуживания.
Планер Bell FCX-001 изготовлен из передовых устойчивых материалов. Чтобы обеспечить улучшенную ситуационную осведомленность, наглядность и доступность информации, компания сделала акцент на правильном сочетании материалов и геометрии. Планер также собирает, хранит и распределяет внешнюю энергию или энергию системы. Шасси Bell FCX-001 с нетрадиционными геометрическими формами облегчает работу в сочетании с современными материалами и приводом. Переработанные лопасти несущего винта могут менять форму, что позволяет оптимизировать работу машины в различных режимах полета.
Кабина снабжена системой дополненной реальности и поддержки искусственного интеллекта, который может выступать в роли второго пилота. В Bell отметили, что система компьютерного второго пилота является первым шагом к созданию полностью автономного вертолета VTOL.
В пассажирском салоне модульная система позволяет легко настраивать раскладку сиденья или удалять сиденья, чтобы обеспечить больше пространства для грузов. Яркость и цвет светодиодной подсветки может быть отрегулирована в соответствии с предпочтениями пассажиров.
Также Bell предложил индивидуализированную информационно-развлекательную систему, которая позволяет читать новости, провести видеоконференции, обменяться документами с другими пассажирами или просто посмотреть фильм или послушать музыку, чтобы расслабиться.