Подготовка первого опытного самолета SSJ-NEW к летным испытаниям вышла на финишную прямую: подробности проекта

Фото: © rostec.ru. В производственном центре филиала “Региональные самолеты” корпорации «Иркут» ОАК Ростеха завершилась выездная сессия научно-технического совета (НТС), посвященного подготовке первого опытного самолета SSJ-NEW к летным испытаниям. В работе сессии приняли участие представители поставщиков систем и компонентов самолета. Члены НТС высоко оценили степень готовности самолета и объем отработок систем, уделив особое внимание вопросам обеспечения безопасности предстоящих полетов. «Мы вышли на финишную прямую подготовки SSJ-NEW к первому испытательному полету. Специалистами наших предприятий проделана большая работа по импортозамещению всех иностранных систем авиалайнера на российские. Машина получила отечественную систему управления, авионику, шасси, гидросистему, систему кондиционирования воздуха и многое другое.

Первый полет состоится в ближайшее время, после проверок оборудования на земле. Их цель — обеспечение безопасности пассажиров, ведь в перспективе SSJ-NEW вместе со среднемагистральным МС-21 станет основой парка российских авиакомпаний. Мы понимаем, насколько этот самолет важен для нашей страны, а потому делаем все возможное, чтобы запустить его в серийное производство как можно быстрее», — сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.

По итогам НТС сформирован финальный перечень наземных проверок, которые должен пройти самолет перед началом летных испытаний. Для ускорения программы испытаний первый полет SSJ-NEW выполнит на франко-российских двигателях SaM146. Второй опытный образец начнет программу летных испытаний с отечественными двигателями ПД-8, прибытие которых в Комсомольск-на-Амуре ожидается в ближайшие недели.

«В течение нескольких недель мы приступим к заводским доводочным испытаниям, в рамках которых состоится первый полет. На следующем этапе самолет будет представлен специалистам Росавиации для проведения сертификационных испытаний, по итогам которых импортозамещенные системы будут одобрены к использованию на борту SSJ-NEW. Это позволит начать серийное производство и коммерческую эксплуатацию самолета. На каждом этапе испытаний нашим безусловным приоритетом будет обеспечение безопасности и надежности техники, ведь в скором времени этой машине предстоит взять на борт пассажиров», — рассказал заместитель генерального директора ОАК по гражданской авиации — генеральный директор Корпорации «Иркут» Андрей Богинский.

Самолет SSJ-NEW создается по программе импортозамещения систем и компонентов и станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся в настоящее время самолетов типа SuperJet.

Справка:

Региональный самолёт Superjet 100 создавался в глубокой кооперации отечественного авиапрома с иностранными компаниями. В начале 2000-х годов большинство российских производителей самолётных систем и авионики ещё не были готовы к поставкам компонентов для SSJ100, которые могли бы быть сертифицированы в соответствии с требованиями EASA, FAA и других зарубежных регуляторов.

Встраивание в международную кооперацию способствовало развитию отечественного авиапрома. Получила развитие цифровизация, были внедрены перспективные производственные технологии, получен опыт совместной работы в партнёрстве с ведущими зарубежными разработчиками авиационных систем, отработано взаимодействие с лизинговыми компаниями.

Как и любой другой проект современного самолёта, «Суперджет» требует своего развития. Предпринималось несколько попыток реализовать как уменьшенную, так и увеличенные версии самолёта:

  • SSJ130 NG (2011-2013 гг.)
  • SSJ100 SV (2016 г.)
  • SSJ75 (2017-2018 гг.)
  • SSJ100R (2018 г.)
  • SSJ-New (2019 г.)

Если первоначальные планы компании «Гражданские самолёты Сухого» по модернизации SSJ100 предусматривали только изменение пассажировместимости, то в последние годы первостепенной стала задача импортозамещения и создания лайнера, который бы имел минимальное количество иностранных комплектующих, сейчас их в составе самолёта 60-70 процентов.

Особенно остро вопрос импортозамещения возник в 2016-2017 годах при попытке заключить контракт на поставку 12 «Суперджетов» в Иран. Такое соглашение подписать невозможно, для него требуется получить лицензию от Управления Министерства финансов США по контролю за иностранными активами (OFAC), т.к. Исламская Республика находится под санкциями США и Евросоюза, а у «Региональных самолётов» – филиала корпорации «Иркут» (ранее АО ГСС) имеются активы в городе Ситак (штат Вашингтон), оценённые американским судом в 2012 году в $420 тыс. Без лицензии «Иркут», как головная организация гражданской авиации, попадёт под ограничительные меры со стороны властей США. Таким образом, если раньше модернизация самолёта рассматривалась только с технической точки зрения, то сейчас это больше политический аспект.

SSJ-New, по сути, будет новым самолётом. Программа предусматривает разработку лайнера, в котором десятки иностранных систем и агрегатов будут заменены на отечественные. По словам генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова, в новом «Суперджете» замене подвергнутся порядка 97% иностранных компонентов.

Импортозамещение коснётся систем кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов. Также замене подвергнутся кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция.

Главным новшеством в SSJ-New станет перспективный двигатель ПД-8. Новая силовая установка разрабатывается на основе технологий, применённых в двигателе ПД-14. Отсутствие отечественного ТРДД в классе тяги 7-10 тонн сдерживало развитие многих авиационных программ и повышало зависимость от импорта. ПД-8 позволит решить эту проблему. Он может устанавливаться как на обновлённый «Суперджет», так и на многоцелевой самолёт-амфибию Бе-200, а в турбовальной модификации – на перспективных вертолётах.

Выход на серийное производство SSJ-New напрямую зависит от сроков создания и сертификации двигателя ПД-8. По словам замгендиректора Ростеха Владимира Артякова, газогенератор – основная часть двигателя – выйдет на испытания уже в 2021 году, а сертификацию ПД-8 пройдёт в 2023-м. Опытно-конструкторские работы по газогенератору двигателя ведёт «ОДК-Сатурн».

В настоящее время на самолётах SSJ100 устанавливаются двигатели совместного российско-французского предприятия PowerJet – SaM146, которые также могут быть применены в составе SSJ-New при наличии заинтересованности у потенциальных заказчиков самолёта.

Как отметил заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин, в корпорации понимают, что для семейства самолётов Superjet нужен двигатель, который будет превосходить SaM146 в плане технических характеристик.

В 2020 году продолжилась работа по импортозамещению иностранных комплектующих самолёта, в рамках программы SSJ-New проводились лётные и наземные испытания российских систем и агрегатов.

В феврале начались испытания новой установки охлаждения воздуха (УОВ) производства компания АО ПКО «Теплообменник». Установка входит в систему кондиционирования и является её основным агрегатом. Система отвечает за три важнейших процесса: подачу свежего воздуха для дыхания людей и поддержания нормального уровня давления в полёте (наддув), вентиляции отсеков самолёта, регулирование температуры в кабине экипажа и в салоне. УОВ охлаждает горячий воздух, поступающий от двигателей или вспомогательной силовой установки воздушного судна, чтобы создать комфортные условия при любых, в том числе и экстремальных температурах наружного воздуха.

Уфимское агрегатное производственное предприятие (УАПО) разрабатывает систему электроснабжения, состоящую из подсистем генерирования и распределения энергии. Уфимское НПП «Молния» – системы контроля вибрации двигателей, вычислитель комплексной системы кондиционирования воздуха и сигнализатор обледенения противообледенительной системы «Суперджета». Оба предприятия входят в холдинг «Технодинамика».

Предприятия «Технодинамики» также разрабатывают для SSJ-New новые шасси, системы водоснабжения и удаления отходов. Первая поставка опытной партии шасси ожидается до 2023 года.

Весной 2020 года «Иркут» подал более 20 тендерных заявок на изготовление и поставку систем для самолёта SSJ-New. В частности, должны быть разработаны следующие компоненты:

  • Прототипы системы электроснабжения.
  • Прототипы системы шасси.
  • Прототипы комплектов пассажирских кресел бизнес-класса.
  • Прототипы вентилируемых датчиков температуры воздуха в отсеках.
  • Прототипы телескопического трубопровода ПОС крыла.
  • Прототипы пассажирских кресел экономического класса.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка бортовой информационной системы.
  • Разработка, изготовление, испытания и поставка системы регистрации полётной информации.
  • Прототипы аварийных трапов.

Всего на разработку и поставку систем по 23 тендерным заявкам выделяется более 3 млрд 915 млн. рублей. В перечне для импортозамещения значатся 64 наименования комплектующих, над их поставками будут работать как минимум 24 российских предприятий.

Воронежское Опытно-конструкторское бюро моторостроения приступило к разработке составной части комплексной системы управления – редукторов и трансмиссионных валов системы управления механизацией крыла, привода закрылков и предкрылков для SSJ-New. Соответствующий контракт на выполнение опытно-конструкторских работ был заключен в мае 2020 года между ООО «ОКБМ» и АО «Электропривод», входящим в состав холдинга «Технодинамика». Контракт включает в себя выполнение всех этапов ОКР – разработку технического и рабочего проектов, изготовление опытных образцов, подготовку к испытаниям и их проведение, а также сопровождение сертификации. Работы будут выполнены в период с 2020 по 2023 годы.

В Жуковском на одном из опытных самолётов SSJ100 проходят лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015. Система разработана в Московском институте электромеханики и автоматики (входит в АО «КРЭТ»). Навигационная система предназначена для точного определения местоположения самолёта и параметров его движения. Основная особенность инерциальных систем – полная автономность – они работают независимо от наземных и космических источников сигналов.

Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всего самолёта в целом. Работы в этом направлении уже ведутся – Росавиация приняла в работу заявку на получение Одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта SSJ100, заключающегося во введении новой модели самолёта – RRJ-95NEW-100 (SSJ-NEW) в рамках импортозамещения комплектующих изделий.

Автор справочной части: Андрей Величко
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://aviation21.ru/