На иллюстрации: пассажирский катамаран “Котлин”. Иллюстрация: © paluba.media. Уже в 2023 году облик пассажирского флота в Санкт-Петербурге и Кронштадте ожидают заметные изменения. На линию должны выйти свежепостроенные катамараны проекта 04580 «Котлин». Сейчас они строятся на Средне-Невском судостроительном заводе по заказу ГТЛК для одной из ведущих судоходных компаний в Северной столице — компании «Нева Тревел». Уже завтра состоится торжественная церемония спуска на воду пассажирского катамарана «Форт Кроншлот» проекта 04580 «Котлин» на СНСЗ. «Медиапалуба» опубликовала подробный обзор новых катамаранов, что строятся в России, который можно прочитать по ссылке. Катамараны, которые будут курсировать между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, по своей категории считаются закрытыми, двухкорпусными алюминиевыми судами с двухвальной дизельной установкой, закрытой надстройкой и рубкой в носовой части.
Они предназначены для скоростных перевозок по внутренним водным путям и прибрежным морским районам, к которым как раз относится участок Финского залива от Санкт-Петербурга до музейно-исторического парка «Остров фортов». Суда проекта 04580 адаптированы для работы в Северной столице с учетом низких мостов, требований к минимальному волнообразованию и возможности выхода в Финский залив.
Катамараны обязательно должны выйти в навигацию 2023 года на линию Санкт-Петербург — «Остров фортов». Передача первых катамаранов планируется в мае, за которой последует оформление всех документов и лицензий.
«СОММЕРС» ПРОЕКТА 04710
Контракт на строительство четырех катамаранов «Соммерс» проекта 04710 заключили 19 декабря 2022 года между судоходной компанией «Нева Тревел», СНСЗ и ГТЛК. Новые суда будут перевозить пассажиров в рамках существующего экскурсионного маршрута вокруг фортов Кронштадта от причала парка «Остров фортов». Кроме того, «Соммерсы» в теплое время года будут использоваться для сообщения с островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом. Их к 2026 году откроют после реставрации и музеефикации.
© paluba.media
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ «СОММЕРСЫ» И «КОТЛИНЫ»?
Котлин — это большой остров в Финском заливе, Соммерс — чуть меньше. У катамаранов немного похожа общая геометрия, внешний стиль и обводы. Главное отличие: «Котлин» — скоростной и алюминиевый, «Соммерс» — экскурсионно-прогулочный, стальной”. Подробный обзор новых катамаранов, что строятся в России, можно прочитать по ссылке на сайте «Медиапалубы».
Справка:
Усть-Ижорская верфь (ныне – Средне-Невский судостроительный завод) была заложена в июле 1912 года, а уже к концу 1913 года строительство верфи завершилось. На берегу Невы появилось четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала достигала полутора тысяч человек.
В ноябре 1913 года на верфи началась сборка первых корпусов эсминцев по заказу Морского министерства. Всего с ноября 1913 года по декабрь 1916 года на Усть-Ижорской верфи было построено и сдано флоту восемь эскадренных миноносцев типа «Орфей».
В виду закрытия заказов и политических событий с ноября 1917 года до 1920 года – верфь находилась в состоянии консервации. Уже с 1920 по 1928 годы верфь выживает за счет выполнения самых различных заказов – ремонт железнодорожных вагонов, ремонт буксиров, изготовление стропильных ферм и баков для Волховской ГЭС, постройка шлюпок, ремонт пароходов.
В 1928 году на Усть-Ижорскую верфь переводится из Ленинграда судоремонтная верфь им. Дзержинского со всем оборудованием и личным составом. Развертываются работы по оборудованию цехов, силовой станции, технических сооружений, ремонтируются жилые и служебные постройки.
В 1930-1931 годах на предприятии создана лаборатория электросварки под руководством академика Вологдина с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов. Верфь получила новое название – «Усть-Ижорская опытно-показательная верфь». Уже в 1934 году впервые в России электросварка была применена заводом при изготовлении пассажирского судна «Белорыбица».
К 1934 году верфь становится самой мощной базой судоремонта в северо-западном бассейне и одной из крупнейших в СССР. Верфь не только ремонтирует, но и строит суда.
С 1937 года главной специализацией завода становятся минные тральщики. В предвоенные годы на верфи (теперь уже завод 363) было построено 10 тральщиков проекта 53У.
Во время Великой Отечественной войны завод, находясь в пяти километрах от линии фронта, продолжал достраивать тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал боевые корабли.
За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
В 1947 году впервые в СССР на Средне-Невском судостроительном заводе освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. Тральщики проекта 254 строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи – 7-9 месяцев). За внедрение новой технологии директор завода и главный строитель были удостоены звания лауреатов Государственной премии.
В последующие годы завод осваивал большое количество новых современных кораблей для ВМФ. Именно на Средне-Невском судостроительном заводе впервые в СССР в 1950-ых годах были построены корабли с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов. В 1960-ые годы впервые в мире заводом была освоена технология строительства кораблей из маломагнитной стали, и крупная серия тральщиков 266 проекта поставлена как для отечественного ВМФ, так и на экспорт в Ливию, Индию и другие страны.
В 1970-1980 годах, развивая свое основное направление – строительство тральщиков, завод сдал 27 кораблей проекта 266М для ВМФ СССР и поставил 21 корабль инозаказчикам (Ирак, Ливия, Сирия, Болгария, Куба, Индия).
В начале 80-ых годов начинается модернизация завода для обеспечения строительства качественно новых судов. Начато строительство серии из 16 ракетных катеров проекта 12411 («Молния»). Полностью перестраиваются цеха, силами завода начинается сооружение районной подстанции. Однако в связи с распадом СССР и экономическими преобразованиями в стране, реконструкция была заморожена.
Несмотря на трудности 90-х годов, завод сумел сохранить мощности и кадры, позволяющие строить корабли нового поколения. Были достроены четыре тральщика проекта 10750 (1992-1966гг.), тральщики «Гуманенко» (2000 г.), «Валентин Пикуль» (2001 г.), «Вице-адмирал Захарьин» (2006 г.).
В начале 2000-х завод вошел в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», которая позволила начать модернизацию производственных мощностей предприятия. В рамках этой программы было развернуто техническое перевооружение ключевых промышленных объектов, а также стендовой базы в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, участвующих в реализации государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения на 2007- 2015 годы. Был реализован план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включавший работы по 18-ти критическим промышленным технологиям в сфере кораблестроения. Благодаря программе завод закупил новые станки, оборудование, оснастку, программные продукты, было начато техническое перевооружение имеющихся и строительство новых производственных мощностей.
В 2003 году на заводе начато строительство серии трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20380 и 20385.
В 2008 году спущено на воду многоцелевое пожарно-спасательное судно «Атаман» и передана заказчику несамоходная плавучая заправочная станция «Лукойл».
В 2011 году на СНСЗ впервые в России отработана и внедрена в производство технология вакуумной инфузии. В августе этого же года на предприятии установлен мировой технологический рекорд (сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м). Начато строительство серии базовых тральщиков для ВМФ РФ.
В 2013 году заводом впервые в России освоена технология изготовления корпусов из углепластика и создан углепластиковый корпус 150-местного пассажирского катамарана проекта 23290. В этом же году начато строительство серии рейдовых тральщиков проекта 10750Э для инозаказчика, а также серийное строительство буксиров проекта 81.
В июле 2013 – в соответствии с Распоряжением Президента РФ Путина В.В. от 25.07.2013 года № 278-рп «За большой вклад в развитие отечественной промышленности и достигнутые трудовые успехи» коллектив АО «СНСЗ» получил Благодарность Президента Российской Федерации.
В декабре 2014 года СНСЗ вручена премия за первое место в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга «За создание высокотехнологичных рабочих мест». СНСЗ стало лидером по результатам оценки таких критериев работы как темпы роста производительности труда, эффективность использования производственных ресурсов, а также объему технологических инноваций.
В феврале 2015 года завод признан победителем Всероссийского Конкурса Министерства промышленности и торговли РФ на звание «Организация оборонно-промышленного конкурса высокой социально-экономической эффективности».
В сентябре 2015 года за высокие результаты в ходе выполнения заданий Государственного оборонного заказа в 2014 году Средне-Невский судостроительный завод награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
Сегодня завод является лидером композитного судостроения в России. Коллектив завода насчитывает около 1700 человек, в том числе подготовлено более 200 высококвалифицированных специалистов по композитным материалам. На предприятии ведутся работы по постройке инновационных кораблей противоминной обороны для Военно-морского флота России: в декабре 2016 года завод передал флоту головной корабль «Александр Обухов»; продолжается строительство серийных кораблей.
Корабль проекта 12700 шифр «Александрит»
На заводе построен рейдовый тральщик проекта 10750Э для иностранного заказчика, корпус и надстройка которого изготовлены из стеклопластика по технологии вакуумной инфузии. Завершены работы по строительству барже-буксирных составов проекта 81, которые в 2015 году были переданы заказчику. Летом 2016 года завод спустил на воду перспективный углепластиковый катамаран проекта 23290 способный вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов, призванный заменить устаревшие суда на подводных крыльях типа «Метеор».
Продолжается начатое в 2003 году производство трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов, построен многоцелевой патрульно-разъездной катер проекта Р1650 «Рондо» с корпусом из стали и над¬стройкой из стеклопластика и заключен контракт на строительство еще двух судов. В рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка.
Применение Средне-Невским судостроительным заводом передовых технологий в сочетании с современными материалами позволяют сократить отставание в области отечественного композитного судостроения от ведущих мировых производителей.
Сайт компании: https://snsz.ru/
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://snsz.ru/