ПАК-ДА – новый российский ракетоносец пятого поколения

В компании «Туполев» создан первый полноразмерный макет нового дальнего стратегического ракетоносца ПАК-ДА, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Создано несколько макетов будущего самолета из композиционных материалов и полноразмерный макет из дерева. Макеты выполнены по схеме «летающее крыло». Ранее стало известно, что разработчики самолета защитили аванпроект авиакомплекса. Министерство обороны проект приняло и решило строить опытный образец. Начата разработка двигателей для нового самолета. Ожидается, что он поднимается в воздух на рубеже 2028 года. ПАК ДА сделают не похожим на прежние бомбардировщики, дозвуковым и малозаметным для радаров.

В Дальней авиации ВКС России новый самолет заменит все три типа, стоящие на вооружении: Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160. Вооружат его гиперзвуковыми ракетами с большой дальностью полета и искусственным интеллектом.

Ракета – это главная составляющая комплекса, задача носителя только доставить ее на рубеж пуска. Анализируя воздушную и радиолокационную обстановку, ракета сама будет решать, в каком направлении, на какой высоте и скорости ей лететь. Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними, рассказал главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2018 году.

В августе 2012 года было объявлено, что аванпроект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

По словам командующего дальней авиацией ВВС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: предположительно, ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: характеристики двигателя неизвестны
  • Максимальная взлётная масса: не определена, предварительная оценка – от 100 до 200 тонн
  • Масса полезной нагрузки: состав и общая масса полезной нагрузки не определены
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность перегоночная: не определена
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

/Антон Валагин, rg.ru/