Цифровые инструменты меняют функцию технического обслуживания и ремонтов на предприятиях АЛРОСА: первые подробности

Как цифровые инструменты меняют функцию технического обслуживания и ремонтов на предприятиях. Бизнес-партнер по ИТ «АЛРОСА ИТ» рассказал о том, как цифровые инструменты меняют функцию технического обслуживания и ремонтов на предприятиях. Утром — реорганизация, вечером — цифровизация. Ранее внедрять инструменты автоматизации и цифровизации не было возможности, пока функция ремонтов в компании не была централизована. Почему? В 2019 году горно-обогатительные комбинаты жили каждый в своем «королевстве» — их невозможно было сравнить по параметрам ТОиР. И техника была разномастной, и даже мастера цехов разных комбинатов имели различные зоны ответственности.  В 2020 году структура техобслуживания и ремонтов была трансформирована. Ремонтные подразделения унифицированы, благодаря чему стало возможно анализировать и сравнивать работу подразделений в разных ГОКах, состояние техники, подход к ремонтам и ТО, а затем применять единые механизмы по оптимизации и повышению эффективности процессов.

В 2020 году основная задача «АЛРОСА ИТ» заключалась в запуске операционной системы в новой ремонтной структуре, в развитии ERP (enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия) под ремонтную деятельность и внедрении его во все ремонтные подразделения компании.

Мы не стали изобретать велосипед, а проанализировали, чем пользуются другие функции компании, и выбрали самый зрелый из стандартных продуктов. Благодаря этому удалось оперативно тиражировать его на все площадки, добиться того, что ремонтные цеха и комбинаты теперь взаимодействуют в едином информационном пространстве между собой и с другими подразделениями: финансово-экономическим блоком, логистами, снабженцами и т. д.

2021-й — год аналитики

2021 год мы посвятили развитию аналитических инструментов в ТОиР. На дашборды сейчас выводится свыше 60 показателей, по которым можно судить об объеме проделанной работы за смену, выявленных неисправностях, эффективности ремонтного подразделения, обеспечении должного количества оборудования на производственной линии. И главный эффект прошедшего года — принятие управленческих решений не со слов на планерках, а с цифр, с показателей, которые выводятся управленцам в удобном формате прямо из системы-источника, в которую первичные данные вносятся с полей. То есть данные изначально вносят работники на местах в единую ERP-систему. А с помощью продуманных и быстрочитаемых дашбордов можно управлять активностью пользователей, контролировать планомерность внесения данных и таким образом поддерживать чистоту системы, качество и полноту данных.

Кроме аналитических дашбордов мы использовали инструменты Process Mining — это процессная аналитика ТОиР по цифровым следам в системе. Она фокусируется на анализе и оптимизации бизнес-процессов на основе данных из журналов событий. Если на дашбордах мы, по-простому, точечно визуализируем динамику определенных показателей по заданным параметрам, то Process Mining анализирует каждый шаг, сделанный пользователями в ERP-системе. Это огромный массив данных, которые невозможно свести и перелопатить вручную. При этом такая аналитика о многом может рассказать. Вот пример: вы поставили забор перед дорогой и установили калитку, ключ от которой дали только определенным людям. Вы думаете, что все работает прекрасно. А автоматически собранные данные с камер, например, покажут вам, что калиткой вовсе не пользуются, а обходят забор.

Запустив ТОиР в ERP в сентябре 2020 года, мы накопили уже достаточный объем данных, чтобы иметь возможность оценить эффективность работы подразделений. С помощью Process Mining мы проводили исследование по пяти направлениям: соблюдение регламента планирования, корректность ведения учета ТОиР в системе, время процесса ТОиР, уровень автоматизации процесса и влияние ошибок на процесс. За несколько недель использования Process Mining на основании цифровых следов, отражающих более 300 тысяч случаев выполнения ТОиР от начала до конца в головной компании АЛРОСА (4,5 млн действий пользователей), был восстановлен реальный ход процесса ТОиР и найдено и проработано 15 областей потенциального улучшения.

В 2021 году мы строили следующую ступень развития — запустили проекты по детальному планированию. Календарное планирование, график планово-предупредительного ремонта, план на месяц — все это уже с 2020-го формируется в ERP. А вот для составления почасового графика работы ремонтников, слесарей, механиков, энергетиков имеющегося функционала оказалось недостаточно. Поэтому мы стали искать инструменты сменного графикования. Мы видим эффект от такого инструмента в том, что каждому ремонтнику станет удобнее работать. В системе силами планировщика из полной информации с нескольких систем будет формироваться оптимальный график работ, направленный на достижение командного КПЭ. В таком графике будут учтены и производственная потребность в оборудовании, и текущее состояние оборудования, приближающиеся плановые ремонты, зарегистрированные неисправности и многое другое, что обеспечит наиболее оптимальное планировочное решение, нацеленное на достижение КПЭ функции. Работник ремонтного цеха уже будет получать порядок и состав ремонтных операций на смену: в какие часы и какую технику ему предстоит ремонтировать. Работнику не придется самому распределять свое рабочее время, выставлять приоритет работ. Он сможет заранее подготовиться на день, подготовить инструменты, запчасти. И не только сэкономит время на перемещения, но и сможет сфокусироваться на качестве проводимого ремонта. Все это работает на повышение эффективности персонала и цеха.

Впервые такой функционал появится весной 2022 года в Айхальском ГОКе, а затем будет растиражирован на остальные предприятия.

Параллельно с ТОиР к посменному планированию стремятся и производственные участки. Осенью 2022 года нашим фокусом станет синхронизация детальных графиков производства и ТОиР.

Помимо прочего, мы развиваем мобильные решения. В будущем ремонтник будет получать набор ремонтных операций прямо на мобильное устройство. Так же ему будут приходить оповещения о срочном ремонте после аварийного схода техники, например. Условно, не отходя от БелАЗа, он сможет отчитываться о сделанной работе через смартфон-приложение и сразу отправляться к другому объекту. Подобное приложение нуждается в плотной синхронизации с ERP-системой, а также необходимо выстроенное детальное графикование работ с распределением ресурсов. Первые шаги сделаны в 2021-м, и мы продолжим идти по этому пути в 2022-м.

Следующие этапы развития ИТ-направления в ТОиР — управление надежностью и предиктивная аналитика. Мы обеспечим цеха цифровыми инструментами для прогнозирования состояния оборудования, автоматического расчета ключевых показателей эффективности, построения стратегии обслуживания оборудования, предупреждения аварийных простоев.

Впереди — дополненная реальность

Сейчас мы экспериментируем с инструментами дополненной реальности. Суть в том, чтобы, используя очки дополненной реальности, продемонстрировать состояние техники эксперту, находящемуся за тысячи километров. Такие поставщики, как Volvo, Liebherr, Sandvik, развивают подобную практику параллельно с такими современными заказчиками, как АЛРОСА.

Суть в повышении эффективности сложных ремонтов, которые требуют вызова эксперта от производителя оборудования (или другого подрядчика), либо из-за наличия гарантийных обязательств, либо ввиду уникальной сложности случившейся неисправности. Со дня выхода оборудования в простой до момента согласования командировки внешнего специалиста и его приезда могут пройти даже не недели, а месяцы. Зачастую такой первый приезд оказывается диагностическим, и организация повторного визита умножает длительность простоя оборудования.

Сегодня представители передовых производителей техники прибывают на место с очками дополненной реальности и показывают машину экспертам в головных офисах «на материке», тут же консультируются с ними и успешно совершают ремонт в первый приезд.

А что если такие очки появятся в наших ремонтных цехах? Представителю не нужно будет приезжать даже и одного раза. Наш мастер с помощью очков сам передаст всю картину происходящего и, получая инструкции от удаленного эксперта, самостоятельно восстановит технику. А если удаленный эксперт — это внутренний сотрудник АЛРОСА? Раньше накопление такой экспертизы требовалось локально в каждом цехе. Но, разорвав территориальную зависимость через идею «удаленного эксперта», можно вывести уникальных сотрудников нашей компании на новый уровень ценности.

Мы планируем заняться внедрением этой технологии в 2023 году. Здесь можно пойти дальше и вмонтировать электронику в каску, чтобы получать команды и связываться с удаленным экспертом, обходясь вообще без мобильного, оставляя руки свободными.

Источник: https://up-pro.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!