Недавно стало известно о начале заводских ходовых тестов новейшего малого ракетного корабля (МРК) проекта 21631 «Грайворон». «Заводские ходовые испытания проводит штатный экипаж корабля совместно с заводской сдаточной командой, — заявил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота капитан 2 ранга Алексей Рулев. — Основные параметры корабля, все корабельные устройства, механизмы и оборудование проверяются на соответствие техническим условиям. Это один из важных этапов перед приемом корабля в состав военно-морского флота». Как пишет «Российская газета», официальный печатный орган правительства Российской Федерации, после завершения ходовых испытаний судостроители совместно с экипажем проведут ревизию корабельных систем, устройств и механизмов и продолжат его подготовку к следующему этапу плана государственных испытаний. Для российского флота, испытывающего большие трудности по части надводных кораблей, ходовые тесты корабля — знаковое событие. С 2010 года построили девять таких МРК, включая «Грайворон». Это в целом не самые плохие темпы строительства (опять же по российским меркам). Можно провести условную параллель с фрегатами проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»: головной корабль заложили еще в 2006 г., и на сегодня в строю только две такие боевые единицы.
Третий фрегат, «Адмирал Головко», войдет в состав флота не раньше 2022 года. Проект 21631 уже успел проявить себя в бою: в октябре 2015 года в рамках операции против «Исламского государства» (запрещено в РФ) корабли «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» вместе со сторожевым кораблем проекта 11661 из акватории Каспийского моря осуществили обстрел позиций боевиков. Всего выполнили 26 пусков крылатых ракет 3М14 «Калибр» по одиннадцати целям, которые находились на удалении примерно 1500 километров. После этого корабли проекта 21631 также применяли для поражения наземных целей.
Вооружен и опасен?
Для относительно небольшого корабля (полное водоизмещение составляет 949 тонн) проект 21631 имеет весьма неплохой арсенал вооружений. Его основа — установка вертикального пуска 3С14 на восемь крылатых ракет «Оникс» или «Калибр». В носовой части установлено 100-миллиметровое орудие А-190 «Универсал». Помимо этого, малые ракетные корабли имеют 30-миллиметровую артиллерийскую установку «Дуэт», две пусковые установки 3М47 с зенитными ракетами «Игла-С» или «Верба», два 14,5-миллиметровых и три 7,62-миллиметровых пулемета.
Проект имеет слабую сторону. Речь идет о скромных возможностях противовоздушной обороны: фактически корабль беззащитен против атак с воздуха. Однако нужно понимать, что идеальных кораблей (тем более с относительно малым водоизмещением) не существует. Один из примеров — американские Littoral Combat Ship, которые повсеместно подвергают критике за скромную боевую мощь и непроработанность концепции. Напомним, LCS существуют в двух вариациях: Independence и Freedom. Водоизмещение кораблей превосходит 2000 тонн, но ни тот ни другой не несут ракетного ударного вооружения, что на практике делает их практически бесполезными в случае большой войны. И даже локальных боевых действий высокой интенсивности.
В случае с LCS американцы постарались реализовать пресловутую «модульность», однако, как показывает практика, данная концепция вооружений не слишком хорошо работает в ВМС. Это касается не только США, но и других стран. Применение модулей вынуждает держать наготове «армию» специалистов, готовых обслуживать те или иные системы. Кроме того, данная концепция теряет всякий смысл после выхода корабля в море.
Самое интересное нас ожидает в обозримом будущем, когда арсенал флота пополнит (если пополнит) новейшая гиперзвуковая ракета «Циркон», которую можно будет запускать с установок 3С14, имеющихся, как мы уже выше написали, на кораблях проекта 21631. Согласно данным из открытых источников, ракета развивает скорость примерно 6 М (по некоторым данным, она достигала на испытаниях скорости 8 М) и имеет дальность 400-600 километров (по другим данным, дальность «Циркона» превышает 1000 километров). При предположительной массе боевой части в 300-400 килограммов одной ракеты будет достаточно для того, чтобы вывести из строя любой надводный корабль, включая американский авианосец типа «Нимиц».
Главная интрига касается сроков принятия «Циркона» на вооружение. По данным, озвученным источником в ОПК в апреле этого года, ракета может войти в состав арсенала ВМФ в 2022 году: испытания намечены на 2020-й и 2021-й.
Есть, правда, одно «но». Если «Кинжал» (ракета воздушного базирования, которую ряд СМИ называют «гиперзвуковой) мы хотя бы видели вживую, то про «Циркон» этого сказать нельзя. Единственное материальное подтверждение ее существования — показанные в 2019 году транспортно-пусковые контейнеры, установленные на борту фрегата «Адмирал Горшков». Не факт, что речь идет именно про «Циркон», однако контейнеры похожи на те, которые должны использоваться для комплекса гиперзвукового оружия.
(Не)легкая победа
Всего ВМФ России должен получить 12 малых ракетных кораблей 21631. Сюда стоит добавить 18 новых малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», также оснащенных пусковыми установками 3С14 и теоретически способных запускать «Цирконы». Сейчас в строю находится два корабля проекта 22800.
Корабли проекта 21631 и 22800 побудили западных экспертов говорить об опасности со стороны «москитного флота России». И правда, если смотреть на ситуацию в отрыве от реалий российского ВМФ, то связка «Циркон» + малый ракетный корабль выглядит внушительно. Проблема в том, что морские сражения никогда не выигрывались москитным флотом. Последний, по сути, представляет собой дополнение к крупным надводным кораблям и ни в коей мере не может рассматриваться в качестве его альтернативы.
Не секрет, что после Второй мировой главной ударной силой на море стали авианосцы. И альтернатив палубной авиации на данный момент нет. Какова бы ни была дальность «Циркона», она не идет ни в какое сравнение с дальностью поражения цели, которую может обеспечить палубный истребитель-бомбардировщик, вооруженный крылатыми ракетами.
Так что если Россия хочет сохранить за собой статус морской державы, ей так или иначе придется вкладывать средства в строительство «больших» кораблей: фрегатов, эсминцев и, конечно же, авианесущих кораблей.
Нужно сказать, первые шаги (мы не берем в расчет де-факто небоеспособный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов») уже сделаны. В июле этого года Россия впервые в своей истории заложила два универсальных десантных корабля-вертолетоносца, которые условно тоже можно считать «авианосцами». Однако нужно понимать, что их нельзя рассматривать как полноценный ответ на стремительный рост боевого потенциала авианесущей составляющей ВМС США и ВМС КНР.
Автор: Илья Легат
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!