Для классических системных интеграторов важное изменение качественного характера – это существенное сокращение поставочного бизнеса и расширение направлений, связанных с оказанием специализированных сервисов и услуг. Но это явление не минувшего года, и даже не последних двух-трех лет. Данная тенденция обозначилась на рынке уже лет 6-7 назад и с тех пор только усиливается. Кумулятивным результатом этой тенденции стали показатели крупнейших российских системных интеграторов за минувший год, наглядно показывающие как выросло направление сервисов и услуг.
Приведем пример. Оборот Группы «Техносерв» в 2015 году вырос на 14,7% и составил 51,8 млрд. руб. Основной вклад в этот результат внесли системная интеграция (67%), консалтинговые услуги (11%) и работы по оказанию сервиса и аутсорсинга (21%), последние показали в прошлом году 25% рост. А скажем, два года назад системная интеграция в нашем обороте составляла 90%.
Что касается текущего года, то актуальная тенденция такова: большинство игроков пытаются найти свою, особую рыночную нишу в области сервиса и аутсорсинга, услуг и собственных продуктов. Сложность в том, чтобы угадать, что будет востребовано завтра. Ведь сегодня спектр возможностей использования ИТ очень широк как в отраслевом, так и в функционально-прикладном плане, и надо выбрать на чем специализироваться – охватить все направления и быть в них экспертами – невозможно.
Пути к своей нише
Все игроки, так или иначе, сходятся на необходимости добавления интеллектуальной составляющей к сервису или услуге. Ключевой момент – что это за услуга? И в зависимости от собственных представлений о том, что актуально, своих возможностей и компетенций компании делают выбор. В результате одни идут в аутсорсинг, другие – в облачные сервисы, третьи – в разработку ПО, создание собственных продуктов и их поддержку, четвертые профессионально занялись мониторингом и управлением ИТ-инфраструктурой клиентов, пятые – созданием программно-определяемых хранилищ (SDS), шестые – управлением корпоративными сетями передачи данных. Все это области, требующие сегодня исключительной специализации.
И если в компании имеются эксперты, способные оказывать услуги в той или иной прикладной области на уровень выше, чем в среднем по рынку, эта компания может быть конкурентноспособна и успешна в выбранной области. Если же соответствующей экспертизы у компании нет в наличии, или она не отличается от других компаний, то, например, выступать в качестве генерального подрядчика, аккумулирующего ИТ-компетенции субподрядчиков по ряду областей, – это уже не является актуальной стратегией бизнеса на российском ИТ-рынке. Все заказчики сегодня стараются выходить на первоисточник экспертизы, то есть непосредственно на производителей ПО, оборудования, а если же речь идет о сервисах, то на лидеров, обладающих сильной экспертизой и предоставляющих услуги в понятные сроки, с прозрачным и предсказуемым ценообразованием и гарантированным качеством.
Государственный заказчик
В первую очередь государственный сектор интересуют технологии и решения, позволяющие снизить зависимость от внешнего поставщика или, как минимум, иметь большее влияние на поставщика. Спектр ИТ-технологий и продуктов, интересующих госсегмент, очень широк – от маршрутизаторов с российским ПО локализацией производства до разнообразных прикладных продуктов на базе СПО. Использование свободных программных продуктов в деятельности органов государственной власти – на мой взгляд, наиболее интересная тенденция в контексте ухода от жестких условий со стороны проприетарного поставщика.
Код свободного продукта открыт, на рынке всегда возможно найти сообщество разработчиков, которое его развивает, компании, оказывающие услуги по внедрению и поддержке, то есть существует возможность сменить поставщика услуг при необходимости. В случае с оборудованием ситуация, конечно, сложнее, но тоже решаемая. Второе ключевое направление – все, что связано с импортозамещением. Последние год-полтора это направление развивается очень активно. Появился реестр российского ПО, в котором практически по каждой ИТ-области представлен не один продукт, а несколько, что говорит о наличии конкурентной среды даже среди российских производителей. Создана необходимая законодательная база преференций российским продуктам, изменения процедур государственных закупок. Все это подвигает государственного заказчика покупать продукты, построенные на российской интеллектуальной собственности. Примеры уже есть, в том числе в нашей практике. Так, в конце прошлого года мы запустили для ФМС резервный ЦОД в Новосибирске, где было использовано порядка 20 российских ИТ-решений, включая оборудование. Третья тенденция – движение государственного сегмента в сторону облака. Как известно, “Ростелеком” построил облачную ИТ-инфраструктуру электронного правительства, ставится вопрос укрупнения ЦОДов на уровне ключевых органов власти, объединения и последующего совместного использования их ресурсов, что приведет к экономии на масштабе. И, наконец, в контексте перспектив появления российского оборудования уместно упомянуть российский процессор «Байкал», под который отдельные производители уже начали изготавливать материнские платы, выпускать ОС и программные библиотеки и т.п. Если в ближайшее время коммерческие условия использования процессоров «Байкал» в составе программно-аппаратных комплексов станут стабильными и в коммерческом плане более интересными, на рынке обязательно появятся и разработчики бизнес-приложений под эту платформу, и применение в гражданских областях будет значительно шире.
Банки
Основной бизнес банка – деньги, поэтому банковским сегментом традиционно востребованы информационные технологии для повышения доходов и для снижения затрат, которые позволяют сделать банковский бизнес более эффективным. Решения, позволяющие зарабатывать, интересны, но в кризисное время имеют меньший приоритет, поскольку предполагают готовность банка потратить силы, время, человеческие и финансовые ресурсы на внедрение чего-то нового, что, в условиях кризиса, не всегда возможно. Экономить банкам позволяет вывод в аутсорсинг той части ИТ-поддержки бизнеса, которую выгодно передать сторонней специализированной компании. Чаще всего это call-центр, облачная телефонная станция, поддержка пользователей (helpdesk) и их рабочих мест, и ряд других вспомогательных для основного банковского бизнеса бизнес-процессов, тесно завязанных на ИТ или ИТ-сервисах.
Традиционно интересны для банков и решения по поддержке непрерывности бизнеса. Одна из текущих тенденций в этом контексте – переход от мониторинга ИТ-инфраструктуры или отдельных информационных систем, или этапов бизнес-процессов к мониторингу конечного результата – предоставления банковской услуги. И это правильно, поскольку, например, в бизнес-процессе по предоставлению кредита может работать 99% этапов, но если 1% дал сбой, и кредит не был предоставлен, то банк потратил время и деньги впустую, ничего не заработав.
Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры
С одной стороны, если модель ведения цифрового бизнеса продумана и отстроена, ИТ платформа работает и задействует минимальное количество персонала банка, то ее аутсорсинг в современных условиях может быть очень эффективен. Вместе с тем, если речь идет о традиционном банке, эффективность полной передачи ИТ не столь очевидна и скорее вызывает сомнения. Для современного банка характерен разнообразный ИТ-ландшафт, где присутствуют и промышленные решения, и собственные разработки, и уникальные разработки сторонних подрядчиков.
Все это связано в единую ИТ-инфраструктуру, порой сложным и слабо документированным образом, начиная от интеграции «точка-точка», до применения систем управления бизнес-процессами, в которой информация циркулирует сложным образом. Отдать это сложное хозяйство целиком на аутсорсинг без передачи персонала с «уникальными знаниями в головах» весьма проблематично, и думаю, что нецелесообразно, поскольку невозможно обеспечить столь же высокий уровень понимания процессов, систем, особенностей эксплуатации и скорости решения проблем, какой обеспечивает собственная ИТ-служба.
Виртуализация банковского бизнеса
Здесь все зависит от того, куда будет дальше двигаться банковская сфера. Сама отрасль уже меняется, конечно, потому что клиент – потребитель банковских услуг сегодня имеет возможность удовлетворять отдельные свои финансовые потребности (перевод денег, например), обходясь при этом без банка. Если вдруг на банковском рынке появится технологическая компания, которая сможет предоставить по цифровой модели не только уникальные услуги, отличающие их от банков, но и традиционные универсальные банковские услуги, и при этом сумеет аккумулировать большую клиентскую базу, тогда традиционным банкам с отделениями будет очень нелегко в конкурентной борьбе. Помимо финтех компаний, предоставляющих специализированные финансовые сервисы, такие игроки как Apple, Samsung, Google уже выходят на рынок, начиная предоставлять традиционные банковские сервисы. А это игроки уже другого масштаба, с другими компетенциями, экспертизой и возможностями.
Безопасность работы в информационной среде
Сегодня основной угрозой для бизнеса стали организованные, целенаправленные атаки на ИТ-инфраструктуру, которые могут готовиться в течение длительного времени – месяц или даже полгода. Это затрудняет эффективную и своевременную реакцию на атаки со стороны службы безопасности.
Ответом производителей решений по ИБ на эту угрозу стало появление решений, которые анализируют поведение пользователей, информационных систем, отклонения от стандартных моделей обмена информацией между информационными системами и так далее. Поиск аномалий в информационных потоках, действиях пользователей и поведении систем, их увязка во времени – тренд в развитии продуктов по ИБ, который мы наблюдаем на уровне производителей ПО. В качестве примера можно привести решения по мониторингу и контролю промышленных протоколов взаимодействия контроллеров АСУТП между собой.
Какие ИТ-услуги наиболее востребованы сегодня крупным бизнесом?
В технологическом аспекте востребованы частные и гибридные облака, как один из вариантов решения проблемы динамического изменения вычислительных мощностей при отсутствии значительных затрат в CAPEX. Одна из форм их применения – создание тестовых сред. При помощи технологий виртуализации в облаке моделируется реальный ИТ-ландшафт заказчика со всеми системами, типовыми интерфейсами, наборами данных и т.п. В этой среде тестируется, например, новая информационная система, которую планируется к запуску в эксплуатацию или доработки существующих, которые невозможно тестировать в реальной ИТ-инфраструктуре.
Предварительное тестирование в эмулированной среде позволяет сократить сроки ввода новой системы в промышленную эксплуатацию, существенно снизив или даже сведя к нулю сопутствующие риски. И не затратив при этом больших денег на воспроизведение тестовой ИТ-инфраструктуры, что немаловажно. Кроме того, использование частно-гибридных облаков дает возможность заказчику оперативно изменять пул вычислительных ресурсов, сохраняя при этом контроль за затратами на арендуемые мощности. Данное направление очень актуально в банковской сфере и телекоме, где сбои в работе информационных систем особенно критичны и предварительное функциональное и нагрузочное тестирование вне периметра организации чрезвычайно важно.
Оказание высокоинтеллектуальных услуг в узких ИТ-областях – еще один актуальный тренд. В этом контексте актуально, например, построение системы информационной безопасности в формате стороннего Security Operation Center (SOC), который осуществляет мониторинг событий ИБ, строит и анализирует корреляции событий, определяет методы и процедуры реагирования и предоставляет всю необходимую информацию службе ИБ заказчика. Мы, как профессионалы в области ИБ, понимаем, каким образом обеспечить безопасное взаимодействие нашего SOC с инфраструктурой клиента, какие для этого нужны средства, программно-аппаратные комплексы и специалисты, и как это сделать экономически эффективно по совокупности. Таким образом, в данном случае клиенту предлагается не просто вывод ИБ в аутсорсинг, а комплексная услуга по оптимальной стоимости.
В завершение отметим главное: рынком сейчас востребована конечная, смысловая ИТ-услуга, которая важна для основного бизнеса заказчика и имеет четкие критерии и показатели влияния на него.
Далее предлагаем ознакомиться с рейтингом Российских ИТ-компаний, составленным по итогам 2015 года.
По материалам: TAdviser
№ | Компания | Выручка за 2015 г., млн руб., с НДС | Динамика выручки 2015/2014, % |
1 | Ростех 1 | 210 700 | 15,10% |
2 | НКК | 140 915 | 3,50% |
3 | Ланит | 102 794 | 12,50% |
4 | ГК Техносерв | 51 786 | 14,70% |
5 | Softline | 47 533 | 25,10% |
6 | Лаборатория Касперского 2 | 37 733 | 44,20% |
7 | 1С * | 36 000 | 11,60% |
8 | ITG | 35 537 | 6,80% |
9 | RRC | 34 616 | 30,20% |
10 | Ай-Теко | 28 635 | 20,20% |
11 | Крок | 27 493 | 4,20% |
12 | SAP СНГ 3 | 24 162 | 28,00% |
13 | ГК Компьюлинк | 19 513 | 3,20% |
14 | Астерос | 19 120 | -5,00% |
15 | ЦФТ | 17 500 | 6,30% |
16 | Инфосистемы Джет | 16 427 | 13,90% |
17 | Сбербанк-Технологии | 15 200 | 47,20% |
18 | Ростелеком 4 | 13 468 | 18,30% |
19 | AT Consulting (ЭйТи Консалтинг) | 12 293 | 20,70% |
20 | ГК Оптима | 12 102 | 8,60% |
21 | Группа Микрон 5 | 11 402 | 11,80% |
22 | Maykor | 10 630 | -2,40% |
23 | Эквант (Orange Business Services) * | 9 300 | 19,20% |
24 | ГК ФОРС | 9 120 | 28,80% |
25 | ГК АйТи | 8 250 | 5,10% |
26 | СКБ Контур | 6 977 | 26,90% |
27 | Открытые технологии * | 6 920 | – |
28 | Tegrus | 6 755 | -8,50% |
29 | X-Com | 6 355 | 9,50% |
30 | ГК ICL | 6 019 | 6,70% |
31 | АМТ-Груп | 5 949 | 2,00% |
32 | CTI | 5 334 | 0,30% |
33 | Компарекс | 5 311 | 3,00% |
34 | Информзащита 6 | 5 249 | 28,20% |
35 | OFT Group | 4 532 | 5,60% |
36 | Телеком-Защита | 4 494 | 12,40% |
37 | ГК ИнфоТеКС | 3 958 | 107,30% |
38 | Eset (Россия) * | 3 885 | 11,00% |
39 | Системы и Связь | 3 770 | 17,00% |
40 | Корус Консалтинг | 3 700 | 85,00% |
41 | ГК Energy Consulting | 3 524 | -1,70% |
42 | Т-Платформы | 3 270 | 89,00% |
43 | Атол | 3 179 | 28,80% |
44 | ГК Тринити | 3 013 | 32,50% |
45 | НЦИТ «Интертех» | 2 934 | 21,10% |
46 | Сириус | 2 681 | 15,60% |
47 | Код безопасности 6 | 2 504 | 48,50% |
48 | Амтел-Сервис | 2 430 | 391,90% |
49 | Konica Minolta Business Solutions Russia * | 2 300 | – |
50 | TerraLink | 2 209 | 48,60% |
51 | НИИ Восход | 2 185 | -13,10% |
52 | Корпорация “Галактика” | 2 137 | 27,60% |
53 | БФТ | 1 880 | 17,90% |
54 | РДТеХ | 1 874 | 11,90% |
55 | БАРС Груп | 1 791 | 22,80% |
56 | ГК Юнит | 1 710 | 9,30% |
57 | Свемел (Swemel) | 1 639 | -19,30% |
58 | R-Style Softlab | 1 528 | 4,80% |
59 | Синто | 1 525 | 14,70% |
60 | УЦСБ | 1 457 | -27,00% |
61 | Интерпроком | 1 422 | 101,10% |
62 | ICore (ЗАО Ай Ко) | 1 296 | 43,80% |
63 | Системный софт | 1 274 | 45,80% |
64 | Стек Телеком | 1 240 | 23,40% |
65 | Неолант | 1 205 | 23,50% |
66 | Аладдин Р.Д. | 1 177 | 59,10% |
67 | ГК ITPS 7 | 1 148 | -8,70% |
68 | ГК InfoWatch | 1 083 | 30,30% |
69 | Аскон | 999 | -7,40% |
70 | Ками | 986 | 1,00% |
71 | НТЦ Галэкс | 979 | -6,70% |
72 | Неофлекс | 888 | 0,60% |
73 | Диджитал Дизайн | 885 | -7,30% |
74 | SearchInform | 856 | 32,70% |
75 | ЭсТиДжи (STG) | 832 | 313,90% |
76 | Совзонд | 831 | -28,00% |
77 | Оберон | 819 | 3,40% |
78 | Philax | 816 | 14,90% |
79 | First Line Software | 787 | 46,80% |
80 | Zecurion | 711 | 18,30% |
81 | Вест Концепт | 710 | 100,60% |
82 | Проф-ИТ Групп | 670 | 69,20% |
83 | Группа компаний CDC | 650 | 17,50% |
84 | Синимекс | 635 | 10,10% |
85 | АСТ | 623 | -2,20% |
86 | SpaceTeam холдинг | 621 | -3,40% |
87 | ГК Скаут | 620 | 53,10% |
88 | ГК ЮСК | 591 | 3,90% |
89 | Нетрика | 519 | 66,30% |
90 | Артвелл | 470 | 17,50% |
91 | СофтБаланс | 466 | 12,60% |
92 | Монолит-Инфо | 419 | 12,00% |
93 | ЛанКей | 394 | 1,00% |
94 | ЭОС | 365 | 15,50% |
95 | ГК “Гэндальф” | 357 | 19,80% |
96 | Айтоника | 278 | – |
97 | Haulmont | 275 | 31,00% |
98 | Cloud4Y/CorpSoft24 8 | 197/194 | 20,9%/19,0% |
99 | Эттон | 140 | 75,00% |
100 | Айкумен ИБС * | 136 | 29,50% |
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!