В 2020 году АО ЦНТУ “Динамика” впервые в России разработал комплексные тренажерные системы, где была применена динамическая платформа для экипажа вертолета Ка-226.80 и экипажа вертолета Ансат-У. Тогда же были завершены государственные испытания этого тренажера, который теперь используется для подготовки летного состава ВВС России на управление легким многоцелевым двухдвигательным вертолетом Ка-226.80, который может выполнять функции как транспортного средства, так и учебно-тренировочного вертолета. Также были завершены государственные испытания тренажера, предназначенного для обучения и тренировки летного состава ВВС России по широкому кругу задач, возлагаемых на учебно-тренировочную модификацию легкого многоцелевого вертолета Ансат-У. Тренажер Ка-226.80 на подвижном основании создан в рамках ОКР, предпринятой с целью разработки и внедрения перспективных технологий создания технических средств обучения для подготовки авиационного персонала.
© www.dinamika-avia.ru
Тренажер, оснащенный системой подвижности, дает возможность экипажу не только получить комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полету, но и отрабатывать ряд специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем при тренировках на неподвижном тренажере.
К таким задачам, в частности, относятся отработка руления, взлета и посадки в дневных и ночных условиях с визуальной видимостью рулежной дорожки, ВПП, вертолетной площадки, визуальных ориентиров (разметки) и средств ночного старта применительно к местности, отработка пилотирования вертолета в ручном и автоматическом режимах управления, по приборам и визуально и пр.
Система визуализации тренажера обеспечивает генерацию изображения сцены визуализации размером не менее 250 км x 250 км и представляет собой многоканальную проекционную систему со сферическим экраном и углами обзора от -50° до +30° по вертикали и ±95° по горизонтали. Система обеспечивает фотореалистичное воспроизведение изображения закабинного пространства, включая видимость рельефа местности, наземных и воздушных объектов при различных метеоусловиях и в любое время суток, воспроизведение различных моделей облачности и пр.
© www.dinamika-avia.ru
Рабочее место инструктора тренажера (РМИ) представляет собой унифицированный конструктивный модуль, обеспечивающий возможность организации и управления процессом обучения. РМИ позволяет инструктору задавать сценарий тренировки и осуществлять непрерывный видеоконтроль действий обучаемых, оперативно изменять текущий сценарий упражнения и т. д. Система регистрации и объективного контроля позволяет выполнять послеполетный разбор занятий и вести документирование результатов тренировок.
Тренажер может функционировать как в составе учебно-тренировочного комплекса, так и автономно, в качестве самостоятельного технического средства обучения.
Государственные испытания тренажера Ка-226.80 проводились специалистами ГЛИЦ им. В.П.Чкалова с целью оценки и подтверждения технических и эксплуатационных характеристик опытного образца требованиям ТТЗ. По результатам госиспытаний выданы рекомендации о возможности серийного производства тренажера.
Различные модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226 имеют широкий круг гражданских применений, среди которых транспортировка грузов, проведение полицейских и поисково-спасательных операции, медицинские перевозки и пр. В связи с этим разработка тренажера высшей категории сложности на подвижном основании для подготовки на Ка-226.80 может представлять интерес и для гражданских заказчиков, и для покупателей вертолета на мировом рынке, поскольку позволяет осуществлять качественную подготовку летных экипажей для безопасной и эффективной эксплуатации вертолетов типа Ка-226.
© www.dinamika-avia.ru
Тренажер Ансат-У на подвижном основании создан в рамках ОКР, предпринятой с целью разработки и внедрения перспективных технологий создания технических средств обучения для подготовки авиационного персонала.
Тренажер, оснащенный системой подвижности, дает возможность экипажу отрабатывать целый ряд специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем при тренировках на неподвижном тренажере.
К таким задачам, в частности, относятся отработка руления, взлета и посадки в дневных и ночных условиях с визуальной видимостью рулежной дорожки, ВПП, вертолетной площадки, визуальных ориентиров (разметки) и средств ночного старта применительно к местности, отработка пилотирования вертолета в ручном и автоматическом режимах управления, по приборам и визуально и пр.
Система визуализации тренажера обеспечивает генерацию изображения сцены визуализации размером не менее 250 км x 250 км и представляет собой многоканальную проекционную систему со сферическим экраном и углами обзора от -50° до +30° по вертикали и ±95° по горизонтали. Система обеспечивает фотореалистичное воспроизведение изображения закабинного пространства, включая видимость рельефа местности, наземных и воздушных объектов при различных метеоусловиях и в любое время суток, воспроизведение различных моделей облачности и пр.
Рабочее место инструктора тренажера (РМИ) представляет собой унифицированный конструктивный модуль, обеспечивающий возможность организации и управления процессом обучения. РМИ позволяет инструктору задавать сценарий тренировки и осуществлять непрерывный видеоконтроль действий обучаемых, оперативно изменять текущий сценарий упражнения и т. д. Система регистрации и объективного контроля позволяет выполнять послеполетный разбор занятий и вести документирование результатов тренировок.
Тренажер может функционировать как в составе учебно-тренировочного комплекса, так и автономно, в качестве самостоятельного технического средства обучения.
© www.dinamika-avia.ru
Государственные испытания тренажер Ансат-У проводились специалистами ГЛИЦ им. В.П.Чкалова с целью оценки и подтверждения технических и эксплуатационных характеристик опытного образца требованиям ТТЗ. По результатам госиспытаний выданы рекомендации о возможности серийного производства тренажера.
Разработка опытного образца тренажера экипажа Ансат-У представляет интерес и для гражданских заказчиков. Российские операторы эксплуатируют свыше 80 вертолетов Ансат производства «Казанского авиационного завода» (входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех»). Широкий круг их применений включает перевозку грузов и пассажиров, проведение поисково-спасательных, противопожарных и эвакуационных работ, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи и пр., различные модификации этого легкого многоцелевого вертолета пользуются спросом и на мировом рынке. Все это делает весьма актуальной задачу качественной подготовки летных экипажей различных ведомств, соответствующей современным требованиям безопасной эксплуатации воздушных судов.
Технические характеристики:
Кабина: Макет кабины, оснащенный имитаторами органов управления, кресел, приборных досок, пультов и панелей, полностью соответствует реальной кабине экипажа вертолета.
Система визуализации:
- 8-канальная проекционная система со сферическим экраном;
- формируемое поле обзора для экипажа:
- по горизонтали: ± 95°;
- по вертикали: -50° — +30°.
- разрешение изображения — не более 2,5 угл. мин/ пиксель;
- разрешение каждого канала — не менее 1920х1080 пикселей;
- размер базы данных подстилающей поверхности определяется контрактом.
Справка:
С 1995 года АО ЦНТУ «Динамика» специализируется на исследованиях и разработках в области технологий моделирования авиационных комплексов и обучения. Компания является лидером отечественной авиатренажерной отрасли, разрабатывая и создавая полную линейку авиационных технических средств обучения для подготовки летчиков государственной и гражданской авиации.
Начиная с 2013 года «Динамика» инвестирует в технологии беспилотной авиации. Создан уникальный научно-технический задел в области разработки общих концепций, создания опытных моделей и производства беспилотных летательных аппаратов различных аэродинамических схем, имеющих широкий круг применений.
В последние годы «Динамика» активно расширяет компетенции в смежных отраслях тренажерной индустрии, создавая технические средства обучения для подготовки специалистов к работе со сложным высокотехнологичным оборудованием в различных средах. Филиалы компании работают в Санкт-Перербурге и Ульяновске.
АО ЦНТУ «Динамика» входит в контур управления холдинга «Технодинамика» Государственной корпорации «Ростех».
Основные направления деятельности
- разработка и производство авиационных тренажеров и учебно-тренировочных комплексов для подготовки экипажей самолетов и вертолетов;
- производство инженерных тренажеров для поддержки исследовательских и проектных работ по созданию перспективной авиационной техники;
- производство основных тренажерных компонентов;
- разработка автоматизированных обучающих систем для теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава подразделений государственной и гражданской авиации;
- программное обеспечение поддержки исследований;
- методика применения технических средств обучения;
- разработка многофункциональных тактических тренажерных комплексов;
- разработка и производство беспилотных летательных аппаратов различных аэродинамических схем.
Источники: https://sdelanounas.ru/, http://www.dinamika-avia.ru/