Промышленный дизайн: от первых эскизов до запуска серийного производства – как это работает

Во время первой встречи клиент может сказать: “Мне нужны только фотографии”, “Я пропущу дизайн”, “Я просто включу идеи” или “О, что же нам делать?” Мало кто может представить себе полную картину того, что происходит в дизайнерском интерьере кухни, особенно в индустриальном стиле. В этой статье мы рассмотрим весь процесс, от первого эскиза (и даже раньше) до начала массового производства, и объясним, почему промышленный дизайн — это больше, чем просто рисунок. Промдизайнер несет ответственность за будущее производство и отчасти за успешные продажи нового продукта, его работу можно сравнить с детективным расследованием. С чего все начинается? Этап 1. Вопросы для первой встречи и запуск проекта. Заказчик приходит с идеей нового продукта или проблемой, которая возникла на этапе реализации проекта. Например: «мы пробовали сами нарисовать дизайн, но у нас не очень получилось, решили, что все-таки нужен дизайнер».

Дизайнер внимательно слушает своего клиента, задает ключевые вопросы:

  1. Для кого и для чего этот продукт? Какую проблему пользователей он решает, какие функции выполняет? Кто эти пользователи?
  2. Как продукт будет использоваться, в каких условиях?
  3. Где и как будет организовано производство: серийность, материалы, ограничения по бюджету?
  4. Есть ли у вас свой фирменный стиль? История продуктовой линейки и, возможно, философия бренда?
  5. Кто ваши основные конкуренты — прямые и косвенные (у них может быть совсем другой продукт, но они работают с вашей аудиторией)?

По итогам беседы у дизайнера появляется список дополнительных вопросов, на которые он, как частный детектив, будет искать ответы в ходе своего анализа-расследования.

Клиент удаляется с фразой «сделайте нам красиво», а дизайнер углубляется в каждое из этих пяти направлений: пользователь, продукт, производство, стиль и айдентика, конкуренты. Давайте проследим за ходом его мысли:

1.1. Пользователи. Целевая аудитория продукта

Кто будет пользоваться новым продуктом? Дети? Техногики? Пожилые люди, которым нужен очень понятный интерфейс? Из какой они страны, с каким менталитетом? Или это продукт для мирового рынка?

Культура и условия, в которых живут пользователи, задают свои рамки для продуктов, их важно учитывать. Пример: несколько лет назад мы возили с собой на выставки электроники новый VR-шлем. Внутри была виртуальная экскурсия по нашему офису и портфолио разработанных устройств. В Европе и США люди с большим интересом изучали рабочие места инженеров и наши девайсы в виртуальном пространстве, а на выставке в Дубае почти все местные посетители отказались надеть общий шлем (еще задолго до пандемии COVID-19).

Сам заказчик не всегда до конца понимает потребности пользователей своего нового продукта, т.к. ориентируется в основном на себя, своих знакомых или конкретную целевую аудиторию, с которой привык работать (но это далеко не все люди, которым может быть интересен новый продукт).

И тут снова подключается дизайнер, в процессе исследования рынка, отзывов и проведения проблемных интервью он может уточнить и расширить аудиторию потенциальных пользователей продукта.

1.2. Функции продукта и сценарии использования: где, как, для чего

На этом этапе расследования дизайнер отвечает на следующие вопросы:

  • Какую проблему пользователя решает новый продукт? Как?
  • Какие функции продукта основные, а какие — второстепенные? Как сделать их интуитивно понятными, чтобы продуктом можно было пользоваться без инструкции?
  • Как будут пользоваться этим продуктом / устройством, по каким сценариям? Где оно будет располагаться, как храниться?
  • Каковы габариты и почему? Отталкиваемся от ограничений по эргономике (комфорта использования), железячной начинки устройства и доступных технологий производства.
  • На какой отрезок времени рассчитано пользование: временно или регулярно. Например, если продукт предназначен для походов, нам потребуется мощный аккумулятор или возможность подзарядки в пути.
  • В каких климатических условиях будет использоваться продукт? Учитываем ограничения по температуре, влажности, прочности, износостойкости.

Эргономика

«Взял продукт в руку, а он неудобный»

В процессе проектирования хороший дизайнер учитывает требования эргономики, т.е. обеспечивает удобное взаимодействие пользователя с продуктом в конкретных условиях: сидя или стоя в офисе, шагая по улице или даже заваривая чай.

Рисунок: основные точки для учета эргономики рабочего места.
Angus McIntyre & Mattthew, CC BY-SA 3.0

Эргономика объединяет исследования многих наук: психологии, медицины, биомеханики, антропометрии и социологии. Дизайнер адаптирует внешний вид своего изделия и его конструкцию к размерам человека и его способностям воспринимать определенные физические и психологические нагрузки. Цель эргономики – обеспечить безопасные и комфортные условия для работы и отдыха.

Пример: угол наклона сенсорного экрана в информационных панелях рассчитан на основе среднего роста людей в конкретной стране или регионе. Массовые продукты невозможно одинаково хорошо адаптировать по всем пользователям, т.к. дизайнеры ориентируются на перцентильные кривые с показателями роста, веса и других параметров. В результате получается продукт, который пригоден для около 80% людей (10% в начале и 10% в конце кривой выпадают из расчетов, поэтому «самым маленьким» и «самым большим» людям не подходит большинство серийно выпускаемых товаров).

Рисунок: основные точки для учета эргономики информационной панели
Tablet stand ergonomics by Swipespot, CC BY 2.0

1.3. Производство

Еще на этапе предварительных исследований дизайнер учитывает серийность, материалы и ограничения по бюджету проекта. Это стандартная практика DFM-подхода (design for manufacturing), о которой мы уже рассказывали в статье «Как разработать электронное устройство по принципам DFM».

1.4. Фирменный стиль и философия бренда

Если у компании-заказчика есть свой фирменный стиль, существующая продуктовая линейки и философия бренда, то у дизайнера есть готовая айдентика и стиль для работы.

Если нет — тоже хорошо, больше свободы для экспериментов.

В промдизайне работает форма, ощущение веса предмета, фактура и цвет. Учитывается не только психология цвета, т.е. влияние на эмоции пользователя, но еще и сценарии использования устройства (цвет как подсказка для пользователя).

Вы наверняка видели у дизайнеров этот разноцветный веер, если заказывали мебель или материалы для дома. Почему физическая палитра все еще используется? Дело в том, что экраны компьютеров и смартфонов будут по-разному отображать один и тот же цвет из-за разной калибровки и цветовых профилей. А цвета на бумажной палитре будут одинаковы в любой точке мира: и дизайнер, и клиент смогут сослаться на конкретный цвет при личной или онлайн-встрече.

Помимо общих принципов компании — ее фирменного стиля и айдентики — на проект влияет и сам заказчик, его личные предпочтения. На первой встрече мы позволили ему свободно высказать любые, даже самые смелые, идеи и пожелания. На этапе разбора эскизов мы будем работать с этими ожиданиями: знакомить с референсами, т.е. аналогичными продуктами других компаний или прототипами из других сфер, которые возьмем в качестве основы своего дизайна. Например, при разработке корпуса роутера для яхты дизайнер может использовать в качестве прототипа форму тела морских животных.

Начинающие дизайнеры часто сталкиваются с внутренним сопротивлением, когда их вкус не совпадает со вкусом заказчика. Появляется чувство соперничества. Но с опытом приходит уверенность в своих силах: хороший дизайнер не идет на конфронтацию с клиентом, а становится его союзником в решении задач на проекте. Когда вы с клиентом по одну сторону баррикад, все меняется: вы не спорите о цветах и формах, о личных предпочтениях, а фокусируетесь на бизнес-целях и обсуждаете, как те или иные решения могут повлиять на результаты проекта.

Например: «мы, конечно, можем сделать эту кнопку розовой, а эту зеленой, но анализ доступных технологий и сценариев использования продуктов показывает, что эти кнопки можно реализовать не физически, а программно — на тачскрине».

1.5. Конкуренты

Анализируем рынок:

  • Какие у продукта есть аналоги — серийные устройства в продаже или дизайн-концепции?
  • В чем заключаются их успехи и неудачи, как на них реагируют пользователи и почему?

Дизайнер изучает материалы компаний-продавцов и отзывы пользователей, анализирует ценовой диапазон и технические параметры. Эта информация будет полезна для очередной встречи с заказчиком и поможет определиться с важнейшими ограничениями для разработки нового продукта: мы будем конкурировать по качеству, по цене или по другим параметрам? Самая интересная задача для дизайнера — найти проблемы в продуктах конкурента и решить их.

Этап 2. Техническое задание

По результатам исследований можно готовить техзадание (ТЗ), в котором будут указаны эксплуатационные, технические и эстетические требования к изделию. Для создания конкурентоспособного продукта они должны быть на уровне или выше рыночных аналогов. Как правило, ТЗ составляется вместе с заказчиком, с учетом его пожеланий.

Этап 3. Поиск идеи и разработка концепции

Итак, мы на первом этапе мы провели исследование, на втором — составили ТЗ, и только сейчас дизайнер будет делать первые эскизы.

Вопреки ожиданиям некоторых клиентов, дизайнер — не принтер, он не может после первой же встречи отрисовать два цветных листа A4 за 10 минут.

Представьте: перед вами чистый лист, на котором нужно изобразить идеи для нового продукта. В вашей голове собраны сотни аналогов и прототипов, вы хорошо разбираетесь в теме, есть понимание тенденций рынка. И все же. Пройдет не один час и не один день, прежде чем в стопке сделанных эскизов появятся те, что вы представите на встрече заказчику, предварительно проработав цвет и тени.

Рисунок: примеры эскизов нового продукта — эхолота для рыбалки

В ходе эскизирования дизайнер вооружается не только своими исследованиями рынка и пожеланиями заказчика, но также интересными идеями из других сфер, пусть даже самых далеких. Это может быть техника, природа, архитектура, декоративные изделия, искусство

В процессе эскизирования рождается значительно больше идей, чем в процессе наблюдения или сбора информации. Быстрые наброски помогают понять направление, размеры продукта, лучше представить его в работе. Уже на этом этапе, как ни странно, мы выбираем материалы для корпуса. Так мы сможем эскизировать с учетом физических свойств материала, рассчитывая на дальнейшее производство прототипа и запуск серии.

В итоге заказчик увидит два-три варианта — понятные, красочные, но совсем не за 10 минут «напечатанные».

Цель разбора первых эскизов — отобрать вместе с клиентом лучшие решения для дальнейшей проработки.

Этап 4. Создаем трехмерную модель устройства

На фото: трехмерное моделирование на основе утвержденной дизайн-концепции

3D-модель помогает и дизайнеру, и заказчику визуализировать идею более детально, перевести ее с плоского листа в трехмерное пространство.

Бывает, что идея, которая казалась идеально проработанной в карандаше, на стадии моделирования оказывается не такой уж удачной и требует доработки.

3D-моделирование и последующая визуализация проекта – своего рода мостики между дизайнером и аудиторией.

Этап 5. Разрабатываем конструкцию

Готовую 3D-модель дизайнер отправляет конструктору. Теперь в команде работает как минимум три человека: дизайнер, конструктор и инженер. Задача инженера — предоставить всю информацию об аппаратной начинке устройства: точные габариты печатной платы, требования к вентиляции и т.п.

Взрыв-схема корпуса рации — так выглядит готовая конструкция корпуса с учетом вкладных деталей и других компонентов

На этом этапе важно важно реализовать авторский надзор, т.е. контролировать процесс разработки конструкции, чтобы не исказить внешний вид продукта. Дело в том, что при подготовке устройства к производству конструктор учитывает ограничения технологических процессов: закладывает определенные углы для отливки пластика в пресс-форме, продумывает стыки деталей и линии разъема формы, может добавить ребра жесткости внутри корпуса, чтобы обеспечить необходимую прочность. Все эти манипуляции подробно описаны в двух статьях:

  • Литье под давлением: как это работает
  • Моделирование физических процессов при разработке электроники: почему и для чего?

Без авторского надзора эти изменения могут не лучшим образом сказаться на эстетике продукта, поэтому важно согласовывать их с дизайнером. И это еще одна одна причина, из-за которой подход «нам нужна только картинка» не работает. Промдизайн — это не только картинка, а пригодный к производству продукт. Именно дизайнер должен отвечать за то, что выпущенное с конвейера устройство будет максимально приближено к исходному замыслу.

Не всякий заказчик любит копаться в начинке своего продукта. Задача дизайнера и конструктора — презентовать готовое решение и объяснить, как все работает внутри корпуса.

Этап 6. Визуализация, создаем фотореалистичный рендер продукта

Визуализация (рендеринг) позволяет получить фотореалистичные изображение будущего продукта и во всех деталях изучить его цвет и материалы еще до создания прототипа и запуска производства.

Еще одна задача рендера — демонстрация продукта потребителям или инвесторам. Презентабельная картинка формирует интерес и доверие будущих покупателей, повышает вероятность успешных продаж или инвестиций.

Этап 7. Производство прототипа устройства

На фото: на переднем плане — прототип корпуса эхолота, выращенный в 3D-принтере, на заднем плане — готовое изделие, изготовленный методом трехкомпонентного литья

Итак, выходим на финишную прямую — создаем прототип устройства и готовим продукт к производству. Отметим только ключевые вопросы, которые обсуждает проектная команда при изучении полученного образца:

  • Работает ли продукт? Собирается ли корпус?
  • Что нужно корректировать? Что можно убрать или добавить?
  • Как можно усовершенствовать продукт?

Даже если прототип кажется завершенным и готовым к выходу на рынок, хороший дизайнер найдет возможность сделать его еще лучше.

Этап 8. Запускаем производство

Круг замкнулся, мы перешли на этап запуска конвейера. Успешный запуск серийного производства — это результат работы промышленного дизайнера, который, конечно же, невозможен без поддержки его коллег, конструкторов, инженеров, технологов по производству и менеджера проектов, который следил за сроками и слаженной работой всей этой команды.

Итак, у вас готовый серийный продукт в коробке. Дело раскрыто! Как пишет в своих популярных книгах о дизайне Ральф Каплан: «Думать о дизайне сложно, но не думать о нем еще хуже: последствия могут быть катастрофическими».

Авторы:
Источник: https://habr.com/