Фото: АО “Адмиралтейские верфи». 5 ноября 1704 г. в Санкт-Петербурге была основана Адмиралтейская верфь, ставшая мощным центром военного кораблестроения России, на Балтийском море. Здесь по указу Петра I стал создаваться линейный флот для Балтики. Царь Петр «осмотря место на берегу Невы, заложил для строения новых кораблей Адмиралтейскую верфь». 5 декабря 1709 г. на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга Петр I участвовал в начале строительства первого на Балтийском флоте мореходного 54-пушечного линейного корабля «Полтава». Балтийский флот стал обретать большую воинскую славу. Балтийцы брали Ригу, Ревель, Гельсингфорс, принесли ряд ключевых побед в морских сражениях – при Гангуте, Гренгаме. Российский флот стал одним из сильнейших в мире и обошел на Балтике даже Швецию, не имевшую конкурентов вплоть до начала XVIII столетия.
На момент закладки Адмиралтейской верфи её стапельные места занимали внутренний двор Адмиралтейства от его фундамента до берегов Невы. В 1713 г. ниже по течению Невы, в более выгодном месте для кораблестроения, рядом с Галерным островом Петром I были основаны Новые Адмиралтейские верфи. В марте 1720 г. на территории «Галерного двора», входившего в то время в состав Главного Адмиралтейства, началось строительство подводного «потаенного судна», значительно опередившего уровень техники начала XVIII в. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.
Вплотную к строительству подводных лодок «Адмиралтейские верфи» (тогда завод им А. Марти) приступили спустя два столетия. Первыми из них стали Щ-102 и Щ-103, заложенные в марте 1932 г. В ноябре закладывается Щ-305 — головная подводная лодка V бис серии, которая полностью строится и сдается заводом.
Новые Адмиралтейские верфи образовали мощный кораблестроительный комплекс для строительства нарождающегося металлического и парового флота России. В 1903 г. был построен легендарный крейсер «Аврора». В начале ХХ в. потребовалось объединение верфей для строительства нового, более мощного броненосного флота России. На базе казенных промышленных мощностей двух верфей в 1908 г. был образован Адмиралтейский завод, который вместе с соседствующим Франко-русским заводом стал мощной кораблестроительной базой России.
Атомоход «Ленин» и другие проекты 1960-х гг.
Адмиралтейцы, работавшие в течение двух с половиной веков на морской флот, не могли оказаться в стороне от атомного кораблестроения. В декабре 1957 г. спустили на воду атомный ледокол “Ленин”, спроектированный ЦКБ «Айсберг» (Главный конструктор проекта В.И.Неганов. ЯЭУ создана в ОКБМ под руководством И.И.Африкантова под контролем Г.А.Гладкова, Н.С.Хлопкина и А.П.Александрова).
Огромная заслуга в подготовке завода к созданию ледокола принадлежит директору завода Б.Е.Клопотову, инженерным службам, технологам, главному строителю ледокола В.И. Червякову, строителю по корпусу В.Л.Гуревичу, по ЯЭУ Б.А.Немченку, по ЭЭС И.С.Драбкину и К.В Вераксо и всем многочисленным труженикам завода.
Создание атомохода «Ленин» – всего лишь стартовая позиция к началу «золотого периода атомного кораблестроения» Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов, ЛАО, Адмиралтейских верфей.
В мае 1966 г. на стапеле Адмиралтейского завода был заложен плавучий рыбоконсервный завод пр. 398 Р, получивший имя «Кораблестроитель Клопотов». Судно почти 30 лет входило в дальневосточную флотилию рыбопромыслового флота страны. Присвоение судну имени Бориса Евгеньевича Клопотова олицетворяло признание государством его вклада в развитие советской судостроительной промышленности, заслуг в строительстве военного и гражданского флотов, а со стороны адмиралтейцев – благодарность своему руководителю, который в течение 12 лет возглавлял завод.
Официальные документы характеризовали Б.Е.Клопотова как специалиста, который «за весь период работы в судостроении… проявил себя не только как умелый хозяйственный руководитель, но и как один из виднейших судостроителей. Накопленный опыт и знания позволили ему ввести ряд ценных мероприятий при проектировании и строительстве… уникальных кораблей». Вся судьба его была связана с корабелами – от моториста-механика во время учёбы в техникуме до директора судостроительного завода в г. Николаеве, затем Севастопольского морского завода, а в 1952 г. назначение директором завода №194 в Ленинграде, переименованного в 1957 г. в Адмиралтейский завод.
Назначая Бориса Евгеньевича Клопотова директором Адмиралтейского завода, государство ставило перед ним задачу полного возрождения предприятия после Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, развития на современном уровне военного кораблестроения, включая строительство подводного флота, организацию гражданского судостроения для важнейших отраслей народного хозяйства страны.
За период его руководства Адмиралтейским заводом по основной судостроительной программе Военно-морскому флоту СССР были сданы 17 военных кораблей и судов, включая 7 малых неатомных подводных лодок пр. А-615 с единым двигателем, созданы производственные мощности и инфраструктура для подводного атомного кораблестроения, построены 53 гражданских судна для ледокольного, нефтеналивного и рыбопромыслового флотов.
ПЛ пр. 615 [http://admship.ru/upload/iblock/33c/1953]
Знаковыми для развития предприятия стали следующие судостроительные проекты.
Строительство легких артиллерийских крейсеров пр. 68-бис, которое велось вплоть до 1955 г. Отличительными особенностями их строительства являлись: формирование впервые в отечественном военном кораблестроении корпуса и надстройки корабля сваркой, внедрение пирамидального метода формирования корпуса из плоскостных и объемных секций взамен подетального, организация строительства по технологическим этапам и строительным комплектам. Для освоения этих технологий были проведены масштабные работы по реконструкции производственных мощностей, включая строительство нового сборочно-сварочного цеха предсборки и оборудование достроечной набережной Большого Ковша. Из 14 крейсеров данного проекта, переданных ВМФ СССР в 1952-1955 гг., 3 крейсера: «Орджоникидзе», «Александр Невский» и «Адмирал Лазарев» – были построены Адмиралтейским заводом. Еще 3 заказа находились в стадии строительства, но в 1955 г. их строительство было прекращено.
Крейсер «Орджоникидзе» [https://flot.com/history/events/ordzhonikidzeinengland/]
Важным этапом в технологическом развитии завода при Б.Е.Клопотове стало освоение строительства танкеров пр. 563 типа «Ленинград». Это были первые отечественные цельносварные нефтеналивные суда грузоподъемностью 11,7 тыс. т. Для организации их серийного строительства Адмиралтейский завод разработал и внедрил уникальную технологию закладки двух танкеров на стапеле с приспуском кормового отсека, что на 25% повысило использование стапеля. Также для сокращения сроков и снижения себестоимости строительства впервые были внедрены технологии изготовления секций в чистый размер, оптический метод пробивки осевых линий вала. Вклад адмиралтейцев в пополнение нефтеналивного флота страны в первые послевоенные пятилетки танкерами типа «Ленинград» составил 26 судов (из 60 заказов, построенных всеми заводами страны). Освоенные технологии и опыт серийного строительства танкеров этого проекта позволили заводу в 1963 г. перейти к серийному строительству нефтеналивных танкеров пр. 1552 типа «София» грузоподъемностью 49,4 тыс. т.
Параллельно с развитием надводного судостроения на Адмиралтейском заводе решалась важнейшая для страны задача возрождения подводного кораблестроения. Для реализации государственного решения 1953 г. о строительстве большой серии малых подводных лодок с единым двигателем для надводного и подводного движения пр. А-615 в 1954 г. на левом берегу р. Фонтанки строятся 3 пролета нового цеха №12, формируются специализированные участки. В этом же году осуществлена закладка первых двух подводных лодок (ПЛ), а в следующем – 1955 г. еще 2-х заказов этого проекта. Все четыре корабля были сданы ВМФ СССР в 1956 г. Строительство ПЛ велось прогрессивным блочным методом. Была освоена новая технология спуска кораблей стапельным поездом через плавдок.
В 1950-е гг. жизненно важной задачей советского государства для обеспечения безопасности в условиях холодной войны стало использовании атомной энергии в военном кораблестроении. Но не менее важным являлось и мирное использование атомной энергии для развития народного хозяйства.
Историческим проектом, направленным на освоение арктических и дальневосточных районов страны через Северный морской путь, стало строительство на Адмиралтейском заводе первого в мире атомного ледокола «Ленин».
Ледокол «Ленин» [http://admship.ru/upload/iblock/33c/1953]
В его создании участвовали десятки научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов комплектующего оборудования, специалистов морской отрасли. Для коллектива адмиралтейцев строительство атомохода также стало серьезным испытанием. Подготовка производства на заводе началась в 1954 г., практически одновременно с проектированием ледокола в ЦКБ «Айсберг». Предстояло решить сложнейшие технологические задачи: внедрение масштабной разбивки плаза и фотопроекционного метода разметки деталей корпуса, овладение новыми методами гибки толстых стальных листов, освоение сварки новых специальных сталей и ее автоматизации, применение прогрессивных методов неразрушающего контроля сварки швов и сталей, создание нового спускового устройства под весовые характеристики судна. В ходе решения этих задач создавалась уникальная инфраструктура атомного судостроения: лаборатории рентгено- и гамма-контроля, подразделения специального назначения, в том числе радиационного контроля. Коллектив предприятия успешно справился со всеми стоящими задачами.
Атомный ледокол «Ленин» был заложен на Южном стапеле 25 июля 1956 г., спущен на воду 5 декабря 1957 г., сдан Министерству морского флота 3 декабря 1959 г. За строительство первого в мире атомного ледокола коллектив Адмиралтейского завода награжден орденом Ленина.
Овладение коллективом завода технологиями атомного судостроения с созданием соответствующей инфраструктуры, а также развитие мощностей подводного кораблестроения на три десятилетия определили судьбу адмиралтейцев как важнейшего предприятия, обеспечивающего безопасность государства строительством атомного подводного флота.
В 1960 г. началась подготовка производства к строительству атомных подводных лодок второго поколения пр. 671 «Ёрш».
По постановлению Правительства была проведена реконструкция цеха №12 со строительством 3-х новых пролетов, созданы новые участки производства, в том числе для работы с титановыми сплавами, агрегатирования механизмов, нанесения шумопоглощающих покрытий.
Закладка головного заказа атомной подводной лодки (АПЛ) (зав. № 600) состоялась в апреле 1963 г., сдача – в ноябре 1967 г. Но увидеть результаты своего труда Б.Е.Клопотову не пришлось. Он безвременно ушел из жизни в 1964 г.
Высокий профессионализм кораблестроителя и организатора производства, а также талант предвидения, которым обладал директор Клопотов, внесли значительный вклад в развитие Адмиралтейского завода. Учитывая тенденции развития новой техники в судостроении, он взаимодействовал с судостроительной наукой, внедряя ее рекомендации в практику. При строительстве артиллерийских крейсеров пр. 68-бис проблемы стапельной сборки кораблей решались в содружестве с академиком Ю.А.Шиманским, профессорами ЛКИ Н.Е.Путовым, А.А.Курдюмовым, Е.В.Товстых, учеными ЦНИИ технологии судостроения (ЦНИИТС). Ученые принимали деятельное участие в совершенствовании конструкций, технологий и организации производства танкеров пр. 563 типа «Ленинград». По их рекомендации для совершенствования технологий серийного строительства танкеров было создано специальное технологическое бюро численностью 100 чел. Конструкторы ЦКБ «Айсберг» – разработчика проекта, ученые НИИ Арктики и Антарктики, физики-ядерщики во главе с академиком А.П.Александровым, ученые институтов металловедения «Прометей» и технологии судостроения, а также многих других отраслей науки практически составили единый коллектив со специалистами Адмиралтейского завода при реализации знакового для государства проекта атомохода «Ленин».
Главным талантом директора Б.Е.Клопотова была его способность создать коллектив, способный успешно решать задачи, поставленные государством. Много внимания он уделял притоку на завод молодых инженеров – выпускников Ленинградского кораблестроительного института, умело сочетал их знания с опытом старших товарищей.
Мотивация коллектива путем материального стимулирования с соответствующей премиальной системой дополнялась развитием трудового соперничества через заводские средства массовой информации. За период строительства атомохода рабочими и ИТР завода было реализовано более 500 рационализаторских предложений. Много сил вкладывалось в развитие социальной сферы Адмиралтейского завода.
30-летний вклад Б.Е.Клопотова в развитие отечественного судостроения, высоко оценило государство, дважды наградив его орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знаком Почета».
АПЛ проекта 705 «Лира»
Завод №196 (с 1966 г. Ново-Адмиралтейский завод) серийно строил океанские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) пр. 641. За высокие производственные показатели в течение 40 кварталов получал переходящее Красное знамя Министерства судостроительной промышленности СССР. В ближайшей перспективе готовился к строительству больших ДЭПЛ пр. 641Б с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Но руководство страны, командование ВМФ СССР, ученые, конструкторы, промышленники понимали, что будущее подводного флота за атомными подводными лодками. Только с ядерной энергетической установкой ПЛ могли обеспечить безопасность государства в условиях противостояния с вероятным противником. В конце 1950 – начале 1960 гг. на боевое патрулирование в океане вышли подводные ракетоносцы США, получившие на Западе за способности выбора целей атаки баллистическими ракетами название «убийцы городов». Для предотвращения угрозы в Советском Союзе было принято решение о создании специальных противолодочных АПЛ. Программа предусматривала постройку малой скоростной автоматизированной АПЛ – истребителя подводных лодок. В 1960 г. вышло постановление о проектировании и строительстве такой АПЛ проекта 705 «Лира».
АПЛ пр. 705 [http://admship.ru/upload/iblock/33c/1953]
Проект АПЛ разрабатывало СКБ-143 («Малахит») – главный конструктор М.Г.Русанов. Научным руководителем проекта был назначен академик А.П.Александров, научными руководителями по направлениям – академики А.И.Лейпунский (по ядерной энергетической установке), В.А.Трапезников (по системам автоматики), А.Г. Иосифьян (по электрооборудованию).
За короткий период был создан проект уникальной атомной подводной лодки малого водоизмещения (3000 т), с корпусом из титанового сплава, способной за счет ядерного реактора на промежуточных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем развивать подводную скорость до 40 узлов при исключительной маневренности на высоких скоростях. При этом была обеспечена максимальная автоматизация управления кораблем, энергоустановкой и боевыми системами, позволившая сократить экипаж АПЛ до 30 моряков-подводников.
Воплотить этот проект в металле предстояло Ново-Адмиралтейскому заводу под руководством Харитонова В.С., сначала как опытной АПЛ (зав. № 900, бортовой К-64), а затем организовав серийное производство.
Выпускник ЛКИ, окончивший с отличием институт, прошедший трудовой путь от мастера до начальника цеха и зам. секретаря парткома на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе, в 1952-1955 гг. приобретший опыт работы заместителем главного строителя на Севмаше в г. Северодвинске, а затем и главного строителя на Балтийском заводе, в 1961 г. был назначен главным инженером, а в 1963 г. – директором завода №196. Он прекрасно осознавал всю сложность реализации проекта строительства АПЛ «Лира».
«Когда нашему заводу поручили строить эту подлодку, нужно было совершить огромный технический скачок – перейти от строительства дизель-электрических подводных лодок к атомным, причем работая с титаном. Нужно было не просто менять технологию, а создавать другой завод» (В.С. Харитонов). Масштабное строительство на Ново-Адмиралтейском острове не представлялось возможным в силу ограниченности территории реками Невой и Мойкой, а, также необходимостью максимального снижения затрат на подготовку производства.
Харитонов В.С. принимает решение о глубокой модернизации предприятия, в ходе которой создаются новые, реконструируются и переоснащаются действующие производственные участки, цеха и службы. Разрабатывается новая структура управления предприятием, создается отдел главного строителя, реорганизуются и усиливаются конструкторское бюро завода и отдел главного технолога, организуется отдел промышленной автоматики, создается система обучения и переобучения персонала новым технологиям и специальностям.
Опытная АПЛ пр.705 К-64 была заложена 2 июня 1968 г., спущена на воду 22 апреля 1969 г., в 1970 г. переведена на сдаточную базу в г. Северодвинск, где прошла испытания и была сдана в опытную эксплуатацию ВМФ 31 декабря 1971 г. Учитывая сложность и ответственность заказа, министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома своим приказом назначил директора Ново-Адмиралтейского завода Харитонова В.С. ответственным сдатчиком АПЛ К-64, в силу чего он принимал личное участие во всех этапах испытаний новой атомной подводной лодки.
По убеждению В.С. Харитонова, многотрудную задачу строительства опытной АПЛ К-64 пр. 705 удалось успешно решить благодаря «…созданию коллектива квалифицированных рабочих и руководителей всех звеньев сложнейшего производства на Ново-Адмиралтейском заводе в 1960-е гг. …Получилось создать прекрасный сплоченный коллектив единомышленников, впитавший в себя лучшие традиции подводного кораблестроения предприятия, достижения атомщиков, автоматчиков, машиностроителей и создателей нового вооружения, акустики и связи». И добавлял, что «…самым ценным на заводе являются люди. Это главное богатство предприятия».
Атмосфера коллективизма и творчества распространялась не только на участников строительства новой АПЛ, но и на весь коллектив предприятия. Помимо прорывного проекта АПЛ завод оставался серийным поставщиком ВМФ дизель-электрических подводных лодок, осваивал строительство новой глубоководной техники. За время руководства Харитоновым В.С. Ново-Адмиралтейским заводом предприятие в 1963-1972 гг. построило и передало заказчикам 34 ДЭПЛ пр. 641 и 641К, в том числе 4 экспортных заказа, освоило строительство сверхмалых ПЛ пр. 907 «Тритон-1М», глубоководного аппарата пр. 1825 «Север 2» с глубиной погружения 2000 м.
Руководство завода многое делало в рамках социальной программы: база отдыха в Орехово, пионерский лагерь в Вырице, действовал клуб «Маяк». Были построены и капитально отремонтированы десятки домов в разных районах Ленинграда, где заводчане получали жилье.
Строительство АПЛ пр. 705 вывело Ново-Адмиралтейский завод в лидеры научно-технического прогресса в отечественном подводном кораблестроении. Серийные атомные подводные лодки пр. 705 «Лира», три из которых были построены в 1970-1980 гг. адмиралтейцами, а три других – на северодвинском Северном машиностроительном предприятии, служили на Северном флоте до начала 1990 гг., после чего были исключены из состава флота из-за сложности берегового обслуживания ядерной энергетической установки и систем автоматики, что, по мнению специалистов, доказывало их техническое совершенство как военно-морской техники XXI в., то есть опережающее свое время.
В 2002 г. В.С.Харитонов, которому на тот момент шел 86 год, обратился к И.С. Белоусову, главному советнику-руководителю группы советников государственного предприятия «Рособоронэкспорт», и В.Л.Александрову, директору ГП «Адмиралтейские верфи», члену Коллегии Российского агентства по судостроению? с письмом, в котором поднимал вопрос о государственной важности продолжения работы по внедрению в подводное кораблестроение ядерной энергетики на промежуточных нейтронах – главной энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем, которая была реализована на АПЛ пр. 705. Обращение заканчивалось словами: «это письмо – стремление человека, посвятившего этому вопросу лучшую часть жизни, довести его решение до конца».
В истории отечественного судостроения имя Владимира Семеновича Харитонова сохранилось как энтузиаста и новатора в освоении перспективных судостроительных проектов будущего и талантливого организатора реализации этих проектов, что подтверждают и государственные награды: ордена Ленина, Красной Звезды и «Знак Почета».
Океанские ДЭПЛ пр. 641 и серийные АПЛ пр. 671 «Ёрш»
В 1952 г. директором ленинградского завода №196 («Судомех») назначается Виктор Николаевич Дубровский, выпускник ЛКИ, прошедший школу инженера-кораблестроителя подводных лодок от помощника мастера до начальника механомонтажного цеха, а затем директора судостроительного завода в г. Советская Гавань. Молодому директору была поставлена задача организовать серийное строительство подводных лодок самых совершенных для того времени проектов для обеспечения Военно-морского флота страны.
К таким проектам относилась малая подводная лодка пр. А-615 с единым двигателем для надводного и подводного хода, которая должна была заменить ДЭПЛ XV серии пр. 96. Энергетической установкой нового проекта А-615 служил дизель, работающий по замкнутому циклу с химическим поглотителем и обогащением выхлопных газов кислородом. На сдаточных испытаниях ПЛ с единым двигателем пр. 615 показывает подводную скорость 15 узлов, что в 2 раза превышает скорость ПЛ пр. 96. После доработки конструкции начинается её серийное строительство, которое ведется группами заказов. Полностью сварные корпуса формируются секционным методом с насыщением оборудованием после гидравлических испытаний. С 1955 по 1958 гг. ВМФ страны получает 23 малых подводных лодки пр. А-615.
Одновременно со строительством малых ПЛ на «Судомехе» осваивается серийное строительство больших дизель-электрических подводных лодок пр. 611. К приходу Дубровского В.Н. на завод головной корабль этого проекта (зав. № 580, бортовой Б-61) проходил испытания, которые шли трудно из-за недоработок технической документации. Не менее сложно шло освоение технологий строительства этой первой цельносварной подводной лодки секционно-блочным методом.
Взаимодействие заводских специалистов с конструкторами ЦКБ «Рубин» и технологами ЦНИИ технологии судостроения, организованное молодым директором, позволило успешно завершить строительство и сдачу в 1953 г. головного корабля Б-61 пр. 611. В последующие два года завод сдал ВМФ страны 7 серийных кораблей этого проекта.
Сооружение новой военно-морской техники потребовало проведения реконструкции предприятия, внедрения прогрессивных технологий. В 1952-1953 гг. было завершено строительство цеха объемных конструкций, реконструировано корпусообрабатывающее производство, сооружена достроечная набережная. Освоение полуавтоматической и автоматической (в т. ч. кольцевой) сварки, секционно-блочной технологии строительства, новых методов испытаний подводных лодок открывало большие возможности в подводном кораблестроении.
Новые возможности коллектив завода «Судомех» реализовал при строительстве больших океанских ДЭПЛ пр. 641, разработанного в ЦКБ «Рубин».
ДЭПЛ пр. 641 [https://itexts.net/files/online_html/255322/pic_128.jpg]
Проект 641 стал развитием ПЛ пр. 611, существенно превосходящим его по тактико-техническим характеристикам. Применение новых корпусных сталей позволило на 40% увеличить глубину погружения корабля, на 20% возросла автономность ПЛ. Субмарина была оснащена новейшими средствами навигации, наблюдения и связи, укомплектована новым оборудованием. Создание ДЭПЛ пр. 641 потребовало освоения новых сварочных технологий, блочного метода строительства и стапельной сборки блоков. Головная ПЛ пр. 641, заложенная в октябре 1957 г., была сдана в декабре 1958 г. С этого момента завод ежегодно сдавал ВМФ страны по 3-4 корабля серии. Всего за период по 1963 г. заводом было сдано 28 заказов, сделав предприятие одним из лидеров отечественной судостроительной промышленности.
В 1965 г. В.Н. Дубровского назначают директором Адмиралтейского завода. Основной задачей предприятия в этот период являлось серийное строительство атомных подводных лодок второго поколения пр. 671 «Ёрш».
АПЛ пр. 671 «Ёрш» [https://shipshub.com/ru/article/1619-2.html]
Дубровский возглавил завод в стапельный период строительства головного заказа этого проекта (заказ № 600, бортовой К-38), то есть участвовал в организации всего цикла постройки, спуска, испытаний и сдачи головного корабля. Головной заказ строился по временной технологии в старом стапельном пролете цеха №12. Развертывание серийного строительства АПЛ потребовало от руководства предприятия решения большого числа производственных, технологических, организационных и кадровых проблем. В короткие сроки были завершены работы по реконструкции цеха №12, доукомплектовано ОКБ завода 50-ю специалистами КБ «Малахит» – разработчика АПЛ, организовано обучение рабочих и ИТР сборочно-сварочным работам с новыми сталями, созданы новые подразделения, например, автоматики со специальностью оператор по управлению ядерной установкой, достроены плавучие энергоблоки и контрольно-измерительные посты для обслуживания строительства АПЛ. От предшественников “шестисотка” отличалась новыми материалами. Так, на проекте 671 была применена новая высокопрочная сталь АК-29, которая затем стала повсеместно использоваться в подлодках второго поколения. Для новинки пришлось разрабатывать серию новых сварочных материалов. Для новой стали пришлось проводить большую работу по защите от электрохимических коррозионных разрушений. Для наружного корпуса АПЛ впервые использовался ряд передовых материалов, в том числе титановые сплавы.
Головная АПЛ К-38 была сдана ВМФ в ноябре 1967 г., а, начиная с 1968 г., Адмиралтейский завод сдавал флоту ежегодно по 2 серийные атомные подводные лодки. В 1970 г. за освоение строительства АПЛ пр. 671 Адмиралтейский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, его директор Дубровский В.Н. – Ленинской премией, главный инженер Белоусов И. С. – Государственной премией. 340 адмиралтейцам вручены ордена и медали.
АПЛ пр. 671 “К-38” (Фото из архива члена первого экипажа АПЛ капитана 1 ранга Н..Я. Щербины)
В 1965-1971 гг. Адмиралтейский завод выполняет также напряженные государственные планы в надводном судостроении. Ведется серийное строительство портовых ледоколов пр. 97 с уникальной автоматизированной системой электродвижения на постоянном токе и гребными электродвигателями. Ледоколы этого проекта в различных модификациях пополняют и военный флот страны, как гидрографические суда и сторожевые корабли, и гражданский флот. Нефтеналивной флот пополняется танкерами пр. 1552 типа «София» дедвейтом 49,4 тыс. т. Продолжается серийное строительство рыбоконсервных заводов пр. 398 водоизмещением 15,3 тыс. т, ставшими флагманами советского рыбоперерабатывающего флота. В 1971 г. сдается крупнейшая в мире рыбоперерабатывающая база пр. 400 «Восток» водоизмещением 42,5 тыс. т.
На наклонном стапеле строятся наименее металлоемкие ремонтные доки пр. 1759 грузоподъемностью 12 тыс. т.
31 января 1972 г. в соответствии с приказом Минсудпрома СССР Адмиралтейский и Ново-Адмиралтейский заводы объединяются. Генеральным директором созданного Ленинградского Адмиралтейского объединения (ЛАО) назначается В.Н. Дубровский.
Интеграция заводов в единый производственный комплекс осуществлялась в рамках реформы управления промышленностью страны, целью которой было усиление концентрации производства и ускорение научно-технического прогресса. Вся тяжесть первоначального этапа этого пути – становление объединения со всеми его кадровыми, организационными и производственными проблемами легла на плечи генерального директора ЛАО В.Н. Дубровского.
В объединении работало 18700 человек – огромный сложный коллектив, которому предстояло жить в новых условиях объединения цехов, изменений в размещении производства, в направлениях технологических потоков, в разделении труда, при слиянии служб управления и т. д. Все эти преобразования требовали взвешенных решений при остром дефиците времени и обязанности безусловного выполнения государственного плана строительства кораблей и судов.
Ситуация осложнялась кадровыми проблемами, прежде всего, в руководящем звене объединения. В 1973 г. ушел на повышение главный инженер объединения Н.М. Лужин, возглавлявший ранее инженерные службы Адмиралтейского завода, на работу в ЦНИИ технологии судостроения перешел зам. генерального директора по производству Харитонов В.С., руководивший Ново-Адмиралтейским заводом. Около 30 специалистов перешли на работу в ленинградские НИИ и КБ. Восполнение кадровых потерь потребовало много времени. Но постепенно гендиректору удалось создать новую команду руководителей производства, нацелить коллектив на выполнение стоящих производственных задач. С 1972 по 1976 гг., когда Дубровский возглавлял ЛАО, адмиралтейцы сдали заказчикам четыре АПЛ пр. 671 «Ёрш», освоили строительство АПЛ пр. 671 РТ «Сёмга», возобновили строительство АПЛ пр.705 «Лира».
В неатомном подводном кораблестроении были построены и переданы заказчикам 5 экспортных заказов больших ДЭПЛ пр. И-641, научно-исследовательская подводная лаборатория пр. 1603 «Бентос 300», 9 сверхмалых ПЛ типа «Тритон» разных модификаций, глубоководные аппараты «Север 2» и «Поиск 2» с глубиной погружения 2000 метров. Военно-морской флот страны пополнился четырьмя сторожевыми ледокольными кораблями пр. 97П и спасательными судами «Памир» и «Машук». Гражданскому флоту переданы 3 рыбоперерабатывающие плавбазы пр. 413 типа «Посьет» и плавдоки пр. 1759.
О руководителе судят по делам его. В судостроении – по числу, новизне и качеству судов и кораблей, построенных возглавляемым коллективом.
Строительство атомного подводного флота, глубоководной техники, сложнейших гражданских судов требовало от гендиректора постоянного контакта с учеными Академии наук СССР, в частности, с академиками А.П. Александровым и Н.Н.Исаниным, главными конструкторами отраслевых КБ, специалистами отраслевых и смежных НИИ. Это взаимодействие определяло необходимость постоянного пополнения инженерных знаний, полученных в вузе и отточенных при строительстве кораблей и судов.
Талант организатора производства, умение бесконфликтно разрешать сложные производственные вопросы между цехами и службами предприятия, четко определять границы полномочий и меру ответственности за порученное дело руководителям производства, привлекать коллег-директоров предприятий контрагентов к решению заводских задач, принимать рискованное, но правильное инженерное решение, проявлять твердость в отстаивании интересов завода перед вышестоящей организацией, проявленные Дубровским В. Н., – также способствовали реализации сложных государственных задач, поставленных коллективу объединения.
Тщательный отбор и расстановка кадров в сложный период объединения позволили сформировать команды специалистов, на десятилетия определивших судьбу предприятия. Особое внимание гендиректор уделял выдвижению молодых специалистов на ответственные должности, считая, что «…молодежь и хороша своей ершистостью, жаждой нового, смелостью и даже дерзостью замыслов».
Результаты, достигнутые 22-летней деятельностью В.Н.Дубровского на предприятии, были отмечены государством двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, медалями, званием лауреата Ленинской премии. Танкер-химовоз пр. 17120, построенный адмиралтейцами в 1997 г., получил имя «Виктор Дубровский».
Танкер-химовоз пр. 17120 «Виктор Дубровский» [http://new.admship.ru/about/history/]
АПЛ пр. 671 РТ, 671 РТМ, подводная база-лаборатория пр. 1840 и другие глубоководные проекты
После ухода В.Н.Дубровского на заслуженный отдых в 1976 г. генеральным директором Ленинградского Адмиралтейского объединения был назначен Альвин Васильевич Иванов. С 1973 г. он работал главным инженером ЛАО, правой рукой генерального директора, в обязанности которого входила конструкторско-технологическая и инженерная подготовка производства судовых заказов, механизация и автоматизация технологических процессов, обновление основных фондов, обеспечение сдаточной программы кораблей, а также разработка проектов нового размещения производств, объединения цехов и инженерных служб, изменения технологических потоков и разделения труда.
Новый главный инженер понимал, что его профессиональная подготовка судостроителя, полученная на заводе им. А.А.Жданова (ныне АО «Судостроительный завод «Северная верфь») при строительстве надводных кораблей и судов, недостаточна для решения многих вопросов в ЛАО, где до 80% производственной программы приходилось на подводное кораблестроение. И постоянно пополнял свои инженерные знания, считая, что системная работа – залог успеха в любом деле. Для совершенствования организации производства в объединении было принято решение отказаться от предметно-замкнутых производств с созданием единого целевого управления производством; произошло объединение отделов строителей каждого надводного заказа в единый отдел строителей (ОС-2); введена регламентация решения проблемных вопросов на всех этапах подготовки и строительства заказов, и многие другие эффективные организационные новации.
Серьезная экономическая проблема – исторически сложившаяся недостоверность отчетности технической готовности кораблей и судов (так называемый «переотчет») привела к невыполнению государственного плана 1978 г. Актуализация отчетности была крайне сложной задачей даже в рамках самого объединения. Но наиболее сложно было согласовать установление новых реальных сроков сдачи продукции с министерством и заказчиками, откорректировать финансовые взаимоотношения, минимизировать ресурсные потери. Волевые, дипломатические, тактические и просто человеческие качества нового директора помогли устранить и определенное внутреннее противодействие на заводе, и в переговорах с заинтересованными сторонами.
Производственная деятельность ЛАО стабилизировалась: строились новые заказы, сдаточная программа выполнялась в срок, укрепилась плановая дисциплина и ответственность за организацию на всех уровнях производства. Но без внедрения на заводе новых технологий было трудно рассчитывать на повышение качества и сокращение сроков строительства судов.
Технической модернизации предприятия руководством ЛАО придавалось первостепенное значение. Была создана система разработки мероприятий технико-технологического совершенствования производства в подразделениях ЛАО, их публичного обсуждения и согласования в министерстве судостроительной промышленности, итогом которой стала утвержденная министерством Программа комплексного развития Ленинградского Адмиралтейского объединения с переходом на новое прогрессивное оборудование, с внедрением новых судостроительных материалов.
Особое внимание уделялось вопросам качества, прежде всего, качества и полноты конструкторских и технологических документов, для чего усиливались связи с проектантами кораблей и судов, представителями заказчика продукции, организациями-контрагентами. Для привлечения молодых кадров поддерживались тесные связи с подшефными школами и производственно-техническими училищами, создавались условия для прохождения производственной практики учащимися и студентами.
За период 1976-1984 гг. адмиралтейцами были построены АПЛ пр. 705 «Лира», атомные субмарины проектов 671 РТ и РТМ, уникальные корабли и суда, среди которых корабль командно-измерительного комплекса «Маршал Неделин», не имеющие мировых аналогов подводная база-лаборатория проекта 1840, глубоководные атомные станции, научно-исследовательское судно «Отто Шмидт», глубоководные аппараты «Тритон – 2» и «Бентос – 300».
Большая подводная база-лаборатория проекта 1840 [ew.admship.ru/about/history/]
В плане обеспечения социального благополучия адмиралтейцев был опробован новый метод улучшения жилищных условий заводчан – реконструкция хозспособом жилых зданий города с получением долевого жилья для адмиралтейцев, улучшались условия проживания в общежитиях предприятия и на испытательных объектах.
В 1984 г. А.В.Иванов был переведен генеральным директором НПО «Ритм», в состав которого входил ЦНИИ технологии судостроения, затем работал в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. За заслуги в служении Отечеству он был отмечен высокими правительственными наградами: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Знак Почета, пятью медалями.
Новый облик верфей
C 1981 г. руководство ЛАО стало вести целенаправленную работу по созданию нового облика верфей. Как упоминалось, был разработан перспективный план технического перевооружения и развития, издан приказ министра. Развитие мощностей реализовывалось на базе новых технологий, прогрессивного оборудования, эффективной кадровой политики, решения социальных вопросов, создания специализированного производства по постройке ПЛ новых поколений. Были созданы и освоены новые принципы строительства современных ПЛ разных типов на основе агрегатно-модульных технологий, обеспечены передовые условия для высокопроизводительного труда по всем технологическим направлениям.
Практически все идеи перспективного плана перевооружения и развития завода середины 1980-х гг. были в основном реализованы.
Сдача ПЛ
Но как заместитель генерального директора по производству, а затем главный инженер ЛАО я понимал, что строительство и сдача АПЛ пр. 671 РТМ для Северного флота шли неритмично и требовали решительных мер. Для организации завершения строительства заказов, перевода АПЛ на сдаточную базу в Северодвинск и завершения всех работ для представления Государственной комиссии Главкомата ВМФ в 1981 г. довелось побывать и ознакомиться подробно с технологией и организацией строительства АПЛ на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, которое произвело огромное впечатление и помогло внедрить полезный опыт коллег в практику адмиралтейцев.
План и сдаточную программу 1982 и 1983 гг. объединение выполнило в полном объеме. Резко увеличились объемы поставки продукции по изделиям машиностроения на экспорт. Всего с 1963 по 1992 гг. на “Адмиралтейских верфях” была построена 31 АПЛ пр. 671 и его модификаций (671РТ и 671РТМ). Эти корабли составили основные силы многоцелевых подводных лодок отечественного ВМФ.
Набирала обороты кампания по разработке АПЛ 4-го поколения, в которой ЛАО принимало участие. Были подготовлены организационно-технические предложения в обеспечение сдачи АПЛ «Кедр» пр.957 по 1 единице в год. На 10 мая 1984 г. был назначен НТС Минсудпрома с представлением докладов главных инженеров заводов – строителей АПЛ: СМП, ЛАО, завода «Красное Сормово», завода им. Ленинского комсомола. Мой доклад был принят с пожеланиями успехов в реализации намеченного проекта. В перерыве НТС от А. В. Иванова я узнал о своем назначении директором объединения.
Новая серия ДЭПЛ пр. 877, ПЛ пр. «Пиранья», глубоководные аппараты «Консул» и «Русь»
Смена руководителей — это важнейший этап в жизни предприятия. Она проходит по-разному, но на ЛАО прошла «тихо и незаметно». Кораблестроительная программа с 1984 г. успешно выполнялась, ставилась на производство новая серия ДЭПЛ пр. 877, 2 ПЛ проекта «Пиранья», глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», НИС «Академик Пилюгин».
Сверхмалая подводная лодка пр. 865 «Пиранья» [http://new.admship.ru/about/history/]
На переломе эпох
С избранием М.С.Горбачева генсекретарем КПСС в апреле 1985 г. пошли новые веяния с резким сокращением портфеля оборонных заказов, особо подводных лодок и крупных кораблей. Резко сократилось финансирование опытно-конструкторских работ, капитальных вложений в отрасль. Без всякой шумихи мы создали «походный штаб» для принятия оперативных решений с оформлением обязательных протоколов, имеющих силу приказа. В 1987-1988 гг. произошли структурные изменения в организационной структуре Минсудпрома, было создано производственно-технологическое управление №12 с новым составом руководителей, в основном работниками судоремонта, считавшими себя «на голову выше».
Начинался новый этап – вхождение в демократическую цивилизацию и строительство рыночной экономики. Мне часто задавали вопрос, а «как ЛАО выживало в 1991–1996 гг.»
Ответ. Выжило потому, что:
- За период с 1950-х по 1990-е гг. был создан и профессионально подготовлен коллектив руководителей, специалистов и рабочих всех направлений и специальностей – 11,5 тысяч человек.
- Разработана и внедрена система материального и морального вознаграждения за труд.
- Созданы серьезные условия для производительноготруда, обучения и подготовки специалистов и рабочих.
- Создана и развивалась система социального обеспечения – жилье, отдых, медицина, дети, ветераны, спорт, культура.
Руководство отрасли, зная о боеспособности адмиралтейцев, всегда поручало предприятию строительство новых «экзотических заказов» – подводных лодок для освоения глубин, водолазной подготовки, разведывательной деятельности и других направлений нашего ВМФ. В 1988-1990-х гг. предприятие передало ВМФ две сверхмалые ПЛ МС-520 и МС-521 проекта 865 “Пиранья”, спроектированные в СПМБМ “Малахит” (главный конструктор Ю.К. Минеев). Эти корабли имели титановый корпус и автоматическое управление движением. Кроме этого, адмиралтейцами были изготовлены сверхмалые подводные лодки “Тритон-1М” и “Тритон-2” для доставки боевых пловцов. Именно эта многопрофильность позволила «Адмиралтейским верфям» определить свою нишу в рыночной экономике.
С 1992 г. на верфях были в постройке:
- – АПЛ пр. 671РТМ, 3 АГС, 3 экспортных ПЛ для Ирана, глубоководная техника, 2 ДЭПЛ для ВМФ.
По проекту диверсификации судостроения были поставлены на производство:
- – Траулер типа «Балтика»,
- – Танкер пр.15966 – дедвейт 15966 тонн (7 ед.)
- – Танкер – химовоз пр. 17120 – дедвейт 7500 тонн.
- – Ремонт подводной техники.
Строительство данных заказов в 1992-1997 гг. позволило держать на контроле финансовый план предприятия. Значительную роль в организации питания в заводских столовых, базах отдыха, детских лагерях сыграл бартерный обмен: наша продукция агропрома и товары народного потребления поставлялись в обмен на муку, крупу, сахар, овощи и т.д. Большим подспорьем было наше подсобное хозяйство в Гатчинском районе Ленинградской области.
Естественные процессы спада производства в судостроении привели к снижению численности персонала до 8-9 тысяч работающих.
В это трудное время свое слово сказала и сплоченность коллектива адмиралтейцев. На заводской конференции (январь 1992 г.) по итогам работы за 1991 год и основным задачам на 1992 и последующие годы на был поставлен вопрос о проведении выборов генерального директора (что тогда регламентировалось понятиями демократии). Конференция одобрила мой доклад, планы на будущее и единогласно избрала генеральным директором. Так я получил поддержку для работы в новых условиях на неограниченное время.
Коллектив работал слажено по всем направлениям, однако, «нарастала волна» неплатежей от МО РФ, других заказчиков, пришлось брать кредиты в банках. До 1996 г. удавалось «гасить» эти финансовые волны. В этот период началась интенсивная работа с инозаказчиками, особо с КНР и Индией. Большую роль в ней сыграли наши экономические и технологические службы, отдел строителя ПЛ с широким участием ЦКБ МТ «Рубин».
Настоящее «Адмиралтейских верфей»
Сейчас “Адмиралтейские верфи” стали отечественным центром неатомного подводного кораблестроения. Здесь в конце 1990-х гг. начато производство неатомных подводных лодок 4-го поколения – пр. 677 “Лада” (разработчик ЦКБ МТ “Рубин”, начальник и генеральный конструктор И.Д. Спасский, генеральный конструктор Ю.Н.Кормилицин). На 2005—2011 гг. приходится строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».
Строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада» по скорректированному проекту проводится с 2013 г. и по настоящее время (2024 год).
В 1998—2000 гг. была построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» пр. 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии. В 2002—2006 гг. на заводе построены пять подводные лодок пр. 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.
ПЛ пр. 636 для Китайской Народной Республики. [http://new.admship.ru/about/history/]
В 2010—2016 гг. на предприятии строится серия из шести подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка» для Черноморского флота, а также серия из шести подводных лодок пр. 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама. Для военно-морского флота Алжира серия из двух подводных лодок пр. 636.1 «Варшавянка» были построены в 2015—2018 гг. Для отечественного Тихоокеанского флота с 2016 г. по настоящее время (2024 г.) на предприятии строится серия из шести подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка».
В 2019–2022 гг. заводом построена дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный Полюс» пр. 00903.
Подводное судостроение занимало и занимает особое место в истории развития “Адмиралтейских верфей”. Всего адмиралтейцами построено более 400 подводных лодок и аппаратов, из которых 35 – атомные ПЛ, 6 – атомные глубоководные станции, более 70 – глубоководные и буксируемые аппараты и сверхмалые ПЛ. В их создании громадная роль принадлежит руководителям предприятия, сумевшим в разные периоды истории нашей страны сохранить производство и трудовые коллективы, развить их потенциал для укрепления морской мощи России.
В предисловии к книге «Настольная книга директора, или Ваш авторитет» М.А.Первов написал: «Директора, как и генералы, не становятся бывшими. Настоящие директора всегда настоящие и остаются таковыми до конца жизни и даже после смерти… Они могут воздействовать на умы воспоминаниями… Директора в нашей стране назначались министрами. Но, как мне кажется, некоторые из них были повенчаны с отраслью Господом Богом».
Автор: В.Л. Александров, д.т.н., проф., генеральный директор «ЛАО», «Адмиралтейские верфи» (1984—2011 гг.)
Источник: https://www.proatom.ru/