Фото: © mashnews.ru. Новый комплекс на Нижнетагильском металлургическом комбинате обеспечит полноченную переработку и подготовку ванадиевого шлака, который пойдет на дальнейший глубокий передел другими предприятиями ЕВРАЗа. Это строительство стартовало в 2023 году. За это время на площадке смонтировали более 500 тонн металлоконструкций производства EVRAZ STEEL BUILDING и установили современное оборудование для качественной переработки шлака. С обновленного шлакового двора ванадиевый шлак будет отгружаться на ЕВРАЗ Ванадий Тулу и ЕВРАЗ Узловую. Там его перерабатывают в пентоксид ванадия и феррованадий. Эти продукты широко применяются во многих областях промышленности, в том числе в аэрокосмической отрасли.
Для снижения нагрузки на окружающую среду предусмотрены комплексы пылеподавления и охлаждения. Высокоэффективная система аспирации позволит очищать рабочую зону от пыли и примесей.
Справка
Город Нижний Тагил был основан в 18 веке талантливым предпринимателем Никитой Демидовым. Он был представителем знаменитой династии заводчиков, с их фамилией тесно связано превращение Урала в опору промышленности всей России. Наибольшие успехи в этом регионе выпали на долю металлургии. Если к началу 18 века общая продукция крупных металлургических заводов составляла примерно 150 тыс. пудов чугуна, то уже к 1726 году она достигла 800 тыс. пудов. Еще в конце 17 века Россия закупала для оружейного производства железо в Швеции, но к исходу первой четверти 18 века она сама стала вывозить металл за границу.
Во второй четверти 18 века происходил дальнейший рост металлургической промышленности: выплавка чугуна в 1750 году составляла 2 млн. пудов. Экспорт железа за границу в том же году достиг рекордной цифры в 1,2 млн. пудов. Медеплавильные заводы также полностью удовлетворяли потребности страны, и медь тоже стала предметом экспорта. В 1750 году в стране действовало около 100 чугунолитейных, железоделательных и медеплавильных предприятий, на которых работали около 100 тысяч человек.
Во второй половине 18 века русская металлургия продолжала оставаться главным поставщиком железа в страны Европы. К 1767 году в России насчитывалось 182 железоделательных и меднолитейных заводов. Промышленность Урала по-прежнему занимала ведущее положение в мировой металлургии. К 70-м годам 18 века 84 уральских завода давали 90% выплавки меди и 65% производства чугуна всей России. Общая же выплавка чугуна в стране к 1800 году достигла 10 млн. пудов. Именно благодаря успехам уральской горнозаводской промышленности, и, прежде всего Нижнетагильского завода, как отмечает исследователь Урала Д. Кашинцев, «место первой страны в мире по производству черного металла Россия получила и удержала до конца 18 века».
Вырабатывая в год до 500 тысяч пудов первосортного чугуна, Нижнетагильский железоделательный завод был не только самым крупным в России и Европе, но и, по существу, монопольным экспортером уральского железа за границу – главным образом, в Англию. Непревзойденное качество тагильского металла, из которого в холодном виде можно было вязать двойные, и даже тройные узлы, неоднократно отмечалось на всевозможных международных выставках медалями и премиями. Это связано и с тем, что на Демидовских заводах были самые прогрессивное по тем временам оборудование, например, доменные печи были крупнее, производительнее и экономичнее самых больших английских и лучших шведских домен того времени. На демидовских заводах раньше, чем в Западной Европе, установили прокатные станы – «плющильные машины», а также углевыжигательные печи. Между заводами были проложены дороги, по свидетельству современников – лучшие в Европе, обсаженные деревьями, окопанные по сторонам канавами, снабженные прочными мостами, хотя и проходили по таежным, труднодоступным местам.
Строительство завода началось в 1720 году, первый чугун был получен 25 декабря 1725 года, в 1730 году была выплавлена первая медь. В 1820—1850-х годах было освоено листопрокатное производство и пудлинговый способ изготовления железа, начало использования паровых двигателей, утилизация тепла и газов, появился внутризаводский железнодорожный транспорт.
В 1875—1876 годах были запущены 5-тонные мартеновские печи, внедрено производство ферромарганца и огнеупорного кирпича. С 1892 года запущен механический завод. В 1894—1895 годах были переведены на горячее дутье домны, в 1896—1900 годах был модернизирован доменный корпус. В 1910—1912 годах завод полностью перешёл на производство чугуна, мартеновских слитков и листового железа, был перестроен прокатный цех, сооружена новая домна с подъёмником, запущена 25-тонная мартеновская печь и фабрика огнеупоров, сооружено новое паровозное депо. В 1913 году запущена новая заводская электростанция с 4 паровыми котлами и турбогенераторами переменного тока на 750 кВт, обслуживавшая весь Нижний Тагил, в цехах появилось электрическое освещение.
В период Гражданской войны завод был остановлен. Постепенное восстановление его деятельности началось в 1923г. Фактически пришлось строить новый многопрофильный комбинат, строительство которого началось в январе 1931 года, но значительно затянулось по разным причинам. Проект строительства НТМК был утвержден Гипромезом лишь в июле 1931 года. Изначально строительство НТМК велось в авральном режиме, было слабо проработано, что вообще было характерно для всех объектов советской индустриализации тех лет, где участие иностранцев было минимальным или же оно вообще отсутствовало. Основной проблемой– после отсутствия единого плана стала нехватка рабочей силы. В результате чего темпы строительства оказались в два раза ниже, и в 1931 году удалось освоить лишь 18 из 30 млн. рублей, заложенных в финансирование проекта.
В проект начали регулярно вносить изменения. Характер изменений часто был настолько серьезным, что будущий комбинат то становился гигантом советской металлургии, то опускался до уровня заурядного завода областного масштаба. Интересно, что строительство предприятия было начато при отсутствии точных данных о сырьевой базе. Только в 1933 году советские планировщики сподобились произвести комплексный учет и анализ рудных запасов, к которым привязывали будущий комбинат. Оказалось, что эти запасы скромны, а сами руды – бедны и насыщены вредными примесями. В силу этого и был урезан первоначальный план комбината. Вскоре еще выяснилось, что уральский сернистый и зольный уголь абсолютно не пригоден для использования в коксовых батареях, пришлось возить его из Сибири.
В 1935 году практически замороженную стройку посетил Г.К. Орджоникидзе и после его визита план по строительству НТМК был снова «уточнен». Высшее руководство распорядилось приступить к строительству на предприятии в первую очередь бандажного и колесопрокатного цехов. Следовательно, необходимо было закупать новые агрегаты за границей, в итоге произошла очередная ломка проекта.
Валютные резервы СССР были очень скромны, поэтому, несмотря на все более расширяющееся применение рабской силы заключенных, вести одновременно строительство многих крупных индустриальных объектов страна была не в состоянии. Случай с НТМК не был исключением, примерно в то же время было заморожено строительство Бакальского металлургического завода и отложен проект по созданию Орско-Халиловского комбината. Всего в 1934 году только на Урале было приостановлено строительство 55 новых индустриальных объектов. В 1934-1937 годах строительство на НТМК практически не продвигалось. Лишь в октябре 1937 года состоялся скромный запуск бандажного стана и шамотного цеха. В приказе №18 Наркомтяжпрома от 17 января 1938 года констатировалось, что проект строительства предприятия сорван.
Заново строительство было начато только в 1939 году. 25 июня 1940 года заработала доменная печь №1 мощностью до 430 тыс. тонн чугуна в год объемом 1100 кубических метров, а также были построены коксовая батарея и первая очередь ТЭЦ. Правда, до полноценного металлургического предприятия НТМК было еще далеко – не было дорог, кранов, складов, вспомогательных цехов, существовала проблема энергоснабжения.
Лишь в годы Великой Отечественной войны комбинат, состоящий из нескольких заводов, стал бурно развиваться, производя броневую сталь для танков, в которую был одет каждый третий советский танк военного времени. За годы войны на меткомбинате было выплавлено 4 млн. 278 тысяч тонн чугуна, 924 тысячи тонн стали, 532 тысячи тонн проката.
Удельный вес заключенных и спецпереселенцев на стройках СССР в 30-х годах был довольно высок: на строительстве НТМК их доля достигала 50-60%, Магнитки – 45-50%, Березниковского комбината – более 65%. Существенно меньше была доля «спецконтингента» на второстепенных стройках – реконструкции Златоустовского металлургического завода, строительстве Чусовского металлургического завода и т.п. Там она составляла около 35-40%. Использование труда ссыльных и заключенных позволяло создавать значительные ресурсы дешевой рабсилы. В годы войны развитие комбината обеспечивала целая армия заключенных. По решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) строительство важнейших объектов Нижнего Тагила было передано из системы Наркомстроя в ведение НКВД. С 1942 года в Тагиллаге появились так называемые “рабочие колонны” советских немцев-спецпереселенцев. Например, при кирпичном заводе и других участках были закреплены: О. Н. Бадер – кандидат исторических наук; П. Э. Рикерт – немец-антифашист, бежавший в 1934 г. от нацистов, химик-минералог, кандидат наук; Б. В. Раушенбах – кандидат математических наук, будущий доктор и профессор; А. Г. Стромберг, кандидат наук, физик; известные медики – хирург Т. А. Грасмик, рентгенолог Г. Я. Гейнрихсдорф, и многие другие. К 1944 году количество заключенных Тагиллага достигло максимума: более 40 тыс.человек. С этого же года в Тагиллаге начали работать немецкие военнопленные. В лагерях Нижнего Тагила была всю войну высокая смертность, пик которой пришелся на 1942 год: в этом году умерло 44% от общей численности заключенных.
После войны НТМК первым в СССР построил кислородно-конвертерный цех, освоил выплавку чугуна из ванадийсодержащего сырья титаномагнетитовых руд Качканарского месторождения, разработал оригинальную технологию объемной закалки рельсов, построил одну из первых машин непрерывного литья заготовок, самый крупный в Европе и единственный в СССР стан проката широкополочных балок.
В 1992 году была разработана программа технического перевооружения. Были введены в эксплуатацию три машины непрерывного литья заготовок, комплекс внепечной обработки стали, новая нагревательная печь с шагающими балками в рельсобалочном цехе, несколько станков для холодной резки непрерывнолитой заготовки, новые линии прессования в огнеупорном производстве и т.д. Общая сумма капитальных вложений составила более $ 700 миллионов.
В 2001 году НТМК стал частью компании ЕВРАЗ. За последние годы на комбинате были реализованы крупные инвестиционные проекты, начат выпуск новых видов продукции. Благодаря реконструкции повысилась эффективность производства, а также было освоено производство слябов для производителей труб большого диаметра, расширен сортамент горячекатаных широкополочных и колонных двутавров. В 2012 году ЕВРАЗ НТМК завершил реализацию инвестиционного проекта по техническому перевооружению рельсобалочного цеха. Все это дало возможность повысить качество и надежность тагильских рельсов в эксплуатации.
Современный Нижнетагильский металлургический комбинат – одно из крупнейших промышленных предприятий России. Сортамент продукции комбината включает свыше 800 типоразмеров проката из более чем 150 марок стали. Основные потребители продукции НТМК – предприятия строительной отрасли, РЖД, производители труб. В производстве широкополочных балок и колонных профилей комбинат не имеет конкурентов в России и странах СНГ. Нижнетагильский металлургический комбинат – крупнейшее в мире предприятие по переработке обогащенного ванадием титаномагнетитового железорудного сырья, что позволяет получать сталь повышенной прочности. На НТМК работают около 17 тысяч человек, средняя зарплата в 2014г. составляла 35 тыс. руб.
Источники:
- НТМК: комбинат отложенного действия https://su-industria.livejou rnal.com/112 7.html
- История НТМК http://rus.evraz.com/enterprise/steel/ntmk/history/
- История НТМК в 18 веке http://mirznanii.com/a/192289/istoriya-nizhnetagilskogo-metallurgicheskogo-kombinata-v-xviii-v
- НТМЗ http://ru-wiki.org/wiki/Нижнетагильский_металлургический_завод
- Кириллов В. М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. https://www.ntspi.ru/about_academy/science/scientific_problem_laboratories/lab_3/история%20репрессий/Монография%20Ч.2.pdf
Автор исторической справки: Василий Еремин
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://historical-fact.livejournal.com/86394.html