ГК “Росатом” ввел в штатную эксплуатацию второй гражданский космический орбитальный комплекс “Арктика-М”

Фото: © atommedia.online. Новый спутник “Арктика-М” № 2, на котором установлен бортовой комплекс управления, разработанный Московским опытно-конструкторским бюро “Марс”, входящим в состав Госкорпорации “Росатом”, принят в эксплуатацию. Данное решение вынесено Государственной комиссией по проведению лётных испытаний космических комплексов социально-экономического, научного и коммерческого назначения по результатам нескольких месяцев лётных испытаний нового метеорологического спутника, предназначенного для исследования Арктического региона с высокоэллиптической орбиты (апогей ~40 тыс. км), и расширившейся космической системы «Арктика-М». “Арктика-М” № 2. Спутник запустили с Байконура 16 декабря 2023 года.

Бортовой комплекс управления разработки МОКБ «Марс» призван обеспечить жизнедеятельность метеоспутника в условиях космической радиации на протяжении всей эксплуатации. БКУ определяет текущую и поддерживает необходимую ориентацию космического аппарата для высокоточного и стабильного наведения его целевой аппаратуры на Землю, решает множество служебных задач, контролирует и обеспечивает управление всеми бортовыми системами спутника. Съемки полного диска Земли «Арктикой-М» в видимом и инфракрасном диапазонах осуществляются с интервалом 15 минут.

«Арктика-М» № 2 — второй из космических аппаратов единственной в мире высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы «Арктика-М». «Помимо выполнения основных задач, на борту космического аппарата проходит летную квалификацию новый прибор на волоконно-оптических гироскопах, который планируется использовать на следующем поколении подобных аппаратов», — комментирует заместитель генерального конструктора МОКБ «Марс» — главный конструктор бортовых комплексов управления космическими аппаратами Дмитрий Добрынин.

Каждый спутник очень важен в развитии Арктической зоны и Северного морского пути, отметил специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов: «Ввод в эксплуатацию второго спутника “Арктика‑М” формирует первую группировку непрерывного обзора Арктики. Внедрение уникальных отечественных инновационных решений, в том числе расширение спутниковых систем дистанционного зондирования и метеорологии, дает возможность пользователям Северного морского пути оперативнее получать актуальную информацию по ситуации, которая происходит сейчас на трассе: точнее оценивать ледовую и экологическую обстановку арктических акваторий, прогнозировать ее и прокладывать наиболее безопасный маршрут».

МОКБ «Марс» образовано в июне 1955 года. В декабре 2017 года указом Президента РФ МОКБ «Марс» было переведено из Госкорпорации «Роскосмос» в состав Госкорпорации «Росатом». Основным видом деятельности предприятия является разработка и производство бортовых систем и комплексов управления, а также отдельных приборов, электронных блоков и контрольно-проверочной аппаратуры для изделий ракетно-космической и авиационной техники. МОКБ «Марс» является уникальным разработчиком систем управления, одновременно реализующим проекты как для космических, так и для атмосферных летательных аппаратов. В обеспечение диверсификации производства с 2019 года на предприятии ведутся работы по созданию роботизированных комплексов для установок лучевой терапии. Другое направление — создание линейки двигателей бесконтактных моментных приводов рулей, применяемых при разработке промышленных роботов, для летательных аппаратов, а также в глубоководной и медицинской технике.

В рамках федеральной космической программы МОКБ «Марс» создает бортовые комплексы управления для четырёх модернизированных космических аппаратоё серии «Арктика-М» (№ 3, 4, 5, 6) и метеоспутника «Электро-Л» № 5. Совместное использование информации с высокоэллиптических спутников «Арктика-М» и геостационарных «Электро-Л» позволяет подразделениям Росгидромета и другим ведомствам детализировать долгосрочный и краткосрочный прогноз погоды и повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.

Высокоэллиптическая гидрометеорологическая космическая система «Арктика-М» и космические аппараты (КА) серии «Арктика-М» разработаны в АО «НПО имени С. А. Лавочкина» (Госкорпорация «Роскосмос») при участии специалистов Московского опытно-конструкторского бюро «Марс» (входит в Госкорпорацию «Росатом»). КА «Арктика-М» № 1, также оснащенный бортовым комплексом управления разработки МОКБ «Марс», был выведен на целевую орбиту в феврале 2021 года. КА «Арктика-М» № 2 с бортовым комплексом разработки МОКБ «Марс» был запущен 16 декабря 2023 года.

На сегодняшний день два космических аппарата «Арктика-М» в составе системы обеспечивают круглосуточный мониторинг поверхности и облачности Земли и морей в Арктическом регионе и прилегающих территориях, а также постоянный обмен метеорологической информацией и передачу службам спасения сигналов о местоположении терпящих бедствие судов и самолетов в рамках международной поисково-спасательной системы «Коспас-Сарсат».

Справка

Приказом Министерства авиационной промышленности (МАП) № 389 от 13 июня 1955 года, выпущенным в развитие распоряжения министров Совета Министров СССР № 4652 от 9 июня 1955 года, вновь образованное предприятие было тематически определено «… как специализированная научно-исследовательская организация по разработке и изготовлению астронавигационных систем управления» и получило наименование Филиал №1 НИИ-1. В дальнейшем название организации неоднократно менялось:  отделение № 1 НИИ-923, филиал № 1 МИЭА и, наконец, с 1979 года — МОКБ «Марс».

Главным конструктором был назначен Рубен Григорьевич Чачикян. С его именем связано образование конструкторского бюро, его становление и формирование коллектива в первые годы.

МОКБ «Марс» (входит в Госкорпорацию «Росатом») разрабатывает и производит бортовые системы и комплексы автоматического управления и навигации космическими и атмосферными беспилотными летательными аппаратами, разрабатывает и изготавливает универсальные наземные проверочно-пусковые комплексы для испытаний и подготовки к пуску изделий.

МОКБ «Марс» обладает интеллектуальными ресурсами, техническими средствами и производственными возможностями для выполнения полного цикла работ по созданию систем управления, включая:

  • разработку и изготовление бортовых цифровых вычислительных систем и блоков силовой автоматики;
  • разработку и изготовление датчиков положения Солнца;
  • разработку принципиальных электрических схем устройств, печатных плат и блоков;
  • разработку и изготовление конструкций блоков и датчиков;
  • входной контроль и отбраковку электрорадиоизделий в специальной сертификационной лаборатории предприятия;
  • испытания электронных блоков на внешние воздействующие факторы;
  • разработку алгоритмического и программного обеспечения бортовых систем управления;
  • отработку алгоритмического и программного обеспечения на математических стендах, стендах полунатурного моделирования и комплексных стендах (электроаналогах);
  • отработку бортовых цифровых вычислительных систем и блоков силовой автоматики на автоматизированных рабочих местах;
  • разработку, создание и отработку наземной контрольно-проверочной аппаратуры и наземных проверочно-пусковых комплексов;
  • телеметрическое сопровождение на этапах испытаний и полета.

МОКБ «Марс» имеет соответствующие лицензии на осуществление своей деятельности.

Направления деятельности

  • Теоретические, функциональные задачи
  • Системы стабилизации
  • Траекторное управление
  • Навигация
  • Управление силовой автоматикой
  • Формирование и обработка телеметрии
  • Прием информации с Земли
  • Разработка схемотехники электронных блоков систем управления
  • Разработка электрических принципиальных схем
  • Отработка и испытания готовых устройств и блоков
  • Конструкция электронных устройств и блоков
  • Печатные платы
  • Расчеты надежности
  • Испытания аппаратуры на внешние воздействующие факторы
  • Системное программирование: операционные системы, драйверы, циклограммы обмена
  • Система обеспечения вычислительных процессов
  • Программное обеспечение автоматизированных рабочих мест, комплексных и полунатурных стендов
  • Организация проектирования и испытаний систем управления (бортовых комплексов управления) космических аппаратов
  • Выпуск комплектов аппаратуры системы управления (СУ) для разгонного блока (РБ) «Бриз-М» и адаптация СУ для конкретных условий пуска, разработка полетных заданий
  • Работы по созданию систем управления БПЛА

Разработки

Советский период

1955—1960 годы — создание астронавигационной системы управления для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

1961—1974 годы — разработка астросистем управления ориентацией космических аппаратов исследования Луны и окололунного пространства (мягкая посадка 31 января 1966 года, доставка грунта на Землю 13 сентября 1970 года, доставка «Лунохода», 10 ноября 1970 года). Разработка астросистем по теме «Целина». Разработка астросистем Л14 и Л41 для самолётов Ту-95М,  Ту-142, Ту-160.

1974—1979 годы — разработка автопилотов ракет МКБ «Радуга», зенитных ракет КБ «Факел», КБ «Вымпел» и ДМЗ. Продолжение работ над астросистемами «лунников» и «Целины».

1979—1982 годы — завершение работ по К-001, X40, автопилотам самолётов АНТК им. Туполева.

Разработка системы автоматической посадки орбитального корабля «Буран» (мягкая посадка 15 ноября 1988 года)[4].

Начало работ над интегрированной системой управления разгонного блока «Бриз-М».

90-е годы

1996 год — по н.в. Создание системы управления разгонным блоком «Бриз-М» для ракет-носителей «Протон-К», «Протон-М», «Ангара», с проведением более 80 успешных пусков.

2000-е годы

Реализованы системы управления для космических летательных аппаратов[6] (в скобках указаны даты пуска)

  • «Монитор-Э» (2005 год),
  • «Казсат» (2006 год),
  • «Экспресс-МД1» (2009 год) и Экспресс-МД2 (2012 год),
  • «Электро-Л” (№ 1 – 21 января 2011 года), (№ 2 – 12 декабря 2015 года), (№ 3 – декабрь 2019 года);
  • «Казсат-2» (16 июля 2011 года);
  • «Спектр-Р» (18 июля 2011 года);
  • “Спектр РГ” (август 2019 год);
  • “Арктика-М” (28 февраля 2021).

Разработка системы индикации положения В22М для КА 11Ф644 КБ «Южное» (2006 год)

Разработка бортовой аппаратуры для КА серии «Кондор»

Разработка бортовых систем управления для крылатых ракет МКБ «Радуга».

Текущие разработки и перспектива

Изготовление бортовой системы управления РБ «Бриз-М».

Разработка систем управления перспективных космических аппаратов:

  • производства НПО им. С. А. Лавочкина с применением УКП «Навигатор» :
    • БКУ КА серии «Электро-Л»
    • БКУ КА «Арктика-М»,
    • БКУ КА «Спектр-УФ»;
  • производства НПО Машиностроения :
    • “Кондор”

Модернизации и изготовление систем управления разгонных блоков и бортовых систем управления для крылатых ракет МКБ «Радуга» в рамках гос. оборонзаказа.

Источник: https://sdelanounas.ru/, https://www.mokb-mars.ru/, https://ru.ruwiki.ru/