Пермские моторы досрочно выполнили годовую программу выпуска газотурбинных установок наземного применения

Фото: © www.uecrus.com. Входящее в ОДК ГК “Ростех”  предприятие «Пермские моторы»  отчиталось о досрочном выполнении годового плана производства газотурбинных установок для применения на земле. Были достигнуты показатели надежности данного оборудования, которые значительно превысили требующиеся по установленным техническим условиям. Руководство предприятия сообщило об этом на совещании  по вопросам применения промышленных газотурбинных двигателей на объектах ПАО «Газпром», которое прошло на «ОДК-Пермские моторы».  Участники встречи обсудили выполнение программ производства и ремонта газотурбинных двигателей в 2023 году, показатели надежности промышленных двигателей производства «ОДК-Пермские моторы», эксплуатируемых структурами ПАО «Газпром», а также мероприятия по модернизации и расширению производственной базы «ОДК-Пермские моторы».

Среди предложений — внедрение газотурбинных двигателей линейки «ПС» и «ПД» на объектах нового строительства и реконструкции ПАО «Газпром» до 2030 года, оснащение промышленных двигателей ПС-90ГП-2 и ПС-90ГП-25 малоэмиссионными камерами сгорания и другие.

На мероприятии присутствовали индустриальный директор авиационного комплекса Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков, генеральный директор ОДК Вадим Бадеха, управляющий директор-генеральный конструктор ОДК-Авиадвигатель Александр Иноземцев, представители органов государственной власти и ведущих предприятий отрасли. Совещание прошло под руководством заместителя председателя правления-начальника департамента ПАО «Газпром» Виталия Маркелова.

«Более 30 лет назад с подачи Газпрома мы создали высокотехнологичную отрасль промышленности, в которой не зависим ни от кого в мире и можем противостоять любым вызовам времени. Пермские моторостроители готовы активно участвовать в модернизации газотранспортной системы России, поставлять свое лучшее оборудование Газпрому и обеспечивать бесперебойную работу ГТУ на объектах эксплуатации», — отметил управляющий директор-генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев.

Предприятия НПК «Пермские моторы» и Газпром сотрудничают с 1992 года. За это время для Газпрома изготовлено более 800 газотурбинных установок (ГТУ), что составляет 64% от общего количества выпущенных ГТУ. Суммарная мощность оборудования для Газпрома составила более 12,6 ГВт (78% от суммарной мощности всего парка ГТУ). Суммарная наработка превысила 21 млн часов (более 50% от общей наработки парка).

Справка:

АО «ОДК-Пермские моторы» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация») создано на базе успешно работающего в Перми с 30-х годов 20 века крупнейшего отечественного производителя авиационных двигателей, вошедшего в историю города как Моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее – им. Свердлова).

Освоение производства авиационных моторов началось в цехах еще строящегося завода в 1932 г., но в полную силу развернулось с 1 июня 1934 г., когда было окончательно принято решение о производстве в Перми звездообразного поршневого мотора М-25 «Циклон», выпускавшегося по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». Освоение мотора было осуществлено в рекордно короткий срок. Уже в декабре 1936 г. коллектив был отмечен первой наградой – орденом Ленина «..за высокое качество мотора М-25 и досрочное выполнение государственных программ».

В годы Великой отечественной войны вдвое увеличились производственные мощности предприятия, в три раза объемы производства. Благодаря переводу производства моторов на серийный поток за 4 года войны пяти самолетным заводам было передано почти 32 тысячи моторов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны, завод был отмечен орденом Красного Знамени. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.

В 1950-е – 1960-е годы на предприятии появились новые производства: жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов, товаров народного потребления. Постоянно осваивая новые технологии и виды продукции, Пермский моторостроительный завод превратился в крупнейшее предприятие отрасли. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для всемирноизвестных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева.

Здесь впервые в стране были освоены и начали серийно производиться двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для самолета Ту-124), экономичные и надежные Д-30 (Ту-134), массовые ТВ2-117 (Ми-8). Предприятие обеспечило до 60% потребности страны в двигателях для гражданской авиации. За что было отмечено вторым орденом Ленина (1970 г.) и орденом Октябрьской революции(1984 г.).

В 1980-е годы пермское производственное объединение «Моторостростроитель» успешно освоило производство двигателя 4 поколения ПС-90А (для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76) и приступило к его серийному выпуску, что позволило России на рубеже 20 и 21 веков на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями авиационной техники и лучшими двигателями своего класса – PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).

В 1990-е годы продукция ОАО «Пермские моторы» – так называлось в этот период предприятие – спустилась с небес на землю, открыв новую нишу промышленного применения газотурбинных двигателей в нефтегазовой отрасли. Продуктовая линейка пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций, что позволило обеспечить энергобезопасность страны. Сегодня АО “ОДК-Пермские моторы” выпускает более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт.

С 2008 года началась новая страница в истории предприятия. Российское государство консолидировало в своей собственности активы ключевых предприятий стратегических отраслей. ОАО «Пермский моторный завод» вошло в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» – 100-% специализированной дочерней компании по управлению двигателестроительными активами ОАО «Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ».

Сегодня многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21. АО «ОДК-Пермские моторы», унаследовавшее славу и традиции своего предшественника – Пермского моторостроительного завода №19, остается ведущим предприятием отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения России и в 21 веке.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://perm-motors.ru/