В настоящее время вокруг обновления Японских ВВС складывается довольно любопытная ситуация, которая главным образом связана с перспективной тактической авиацией 5-го поколения. Эта история основана на совместной работе “Mitsubishi Heavy Industries” и проектно-конструкторского института TRDI по разработке передовых малозаметных истребителей для оборонного ведомства Страны восходящего солнца. Ни для кого не секрет, что Япония довольно болезненно восприняла эмбарго США на экспорт перспективных истребителей 5-го поколения F-22A, введённое американским законодательством летом 2008 года, по понятным причинам, которые связаны с рисками утечки критических параметров радара AN/APG-77, системы РЭР AN/ALR-94, а также профиля ЭПР планера.
Непростая ситуация с «Рапторами» спровоцировала правительство и оборонное ведомство Японии к реализации планов постройки полноразмерного опытного образца двухдвигательного многоцелевого истребителя следующего поколения ATD-X «Shinshin», в котором наблюдается сочетание лучших радиоэлектронных наработок от «начинки» многоцелевого истребителя поколения «4+» F-2A с новейшими технологиями снижения радиолокационной сигнатуры, а также электронного управления силовой установкой на базе двух двигателей IHI XF5-1 (на опытном образце, вероятно, штатовские GE-F404).
Естественно, система отклонения вектора тяги на основе трёх подвижных жаропрочных лопаток на «Синсине» смотрится более топорно, чем плоские сопла у F-22A и аккуратные круглые сопла у «Сушек» (включая Су-57), но и это стало для японских специалистов огромным достижением, ведь данная система всеракурсная, в отличие от рапторовской, где сопла двигаются исключительно в вертикальной плоскости. Опираясь на утверждения специалистов «Mitsubishi Electronics», бортовой радиолокационный комплекс ATD-X должен обладать спектром режимов, сходным с радаром AN/APG-81, включая SAR (режим синтезированной апертуры), а также направленным излучением радиоэлектронных помех.
Особенностью этого радара является возможность работы в более длинноволновом С-диапазоне сантиметровых волн на частотах от 4 до 8 ГГц. Следовательно, дальность обнаружения стандартных целей должна быть заметно выше благодаря меньшему коэффициенту поглощения атмосферой волн С-диапазона. Такие технические качества нового японского АФАР-радара с индексом J/AGP-2 и на базе нитрид-галлиевых ППМ абсолютно не удивляют, поскольку именно японские ВВС стали первыми в мире операторами истребителей F-2A с РЛС, представленными активными ФАР (до обретения первой боеготовности «Рапторов» с их APG-77). Но уже к концу 2017 года, спустя почти 2 года после проведения первого лётного испытания демонстратора, в японских и западных средствах массовой информации появилась новость о том, что правительство и Воздушные силы обороны перестали рассматривать проект ATD-X в качестве первостепенного пункта программы обновления авиапарка.
Изначально это связывали с внушительными финансовыми вливаниями на организацию соответствующей производственной линии и окончательное доведение до ума БРЛС, шины синхронизации СПО, ИНС и модуля обмена тактической информацией с другими боевыми единицами, а также на закупку первой партии из нескольких десятков машин, на что требовалось порядка 40 млрд. долларов. В итоге в ноябре 2017 года работы были «заморожены». Но уже 5 мая 2018 года стало известно, что в разработку предложенного компанией «Локхид Мартин», совместного с «Mitsubishi Electronics» проекта гибрида многоцелевого истребителя F-35A и F-22A, правительство Японии готово вложить более 55 млрд. долларов. Говорит это лишь об одном: штатовское лобби в оборонном секторе японской промышленности сохраняет достаточно прочные позиции. Плюс ко всему на доводку «начинки» новой машины потребуется значительно меньше времени, нежели на создание новой архитектуры программного обеспечения для системы управления вооружением ATD-X.
Параллельно с планом начала работ над новым американско-японским проектом истребителя 5-го поколения на авиабазе Мисава продолжает формироваться первая эскадрилья малозаметных многоцелевых истребителей F-35A «Lightning II» в соответствии с контрактом на закупку 42 машин, подписанным между японским правительством и компанией «Lockheed Martin» в начале 2012 года. Так, 15 мая 2018 года в состав эскадрильи на авиабазе Мисава получен второй «Лайтнинг», в то время как полный её состав будет обозначен к первым числам июня, когда в Японию прибудут ещё 5 аналогичных истребителей.
Но какая угроза может исходить от этих машин для развёрнутых на авиабазах Восточного военного округа сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С, а также дальних перехватчиков МиГ-31БМ? Ведь хорошо известно, что «Лайтнинги» не обладают ни высочайшими лётно-техническими характеристиками, ни достойным радиусом действия, ни столь мощным радиолокационным комплексом (AN/APG-81), который бы смог бы по энергетическим и дальностным характеристикам тягаться с «Ирбисом-Э». Радар AN/APG-81 хоть и качественно выделяется наличием активной фазированной антенной решётки, позволяющей нивелировать радиоэлектронные помехи противника методом «обнуления» требуемых секторов диаграммы направленности, но дальность его действия по целям с ЭПР 1 кв. м остаётся в пределах 150 км, что дает ему лишь незначительное преимущество по спектру выполнения основных функций над бортовым радаром Н011М «Барс» истребителя Су-30СМ, за исключением помехозащищённости и возможности излучения направленных радиоэлектронных помех. Следовательно, основная угроза в этом случае может исходить преимущественно от снаряжения истребителя, и здесь у японцев имеется несколько козырных тузов, которыми Воздушно-космические силы России похвастаться пока не могут.
В первую очередь это дальнобойная управляемая ракета класса «воздух-воздух» AIM-120D / «AMRAAM-2» (ранний индекс «C-8»), обладающая мощным двухрежимным РДТТ со значительно увеличенным периодом выгорания твердотопливного заряда. Благодаря этому максимальная скорость полёта ракеты может доходить до 5200 км/ч при сохранении отличных лётно-технических характеристик на удалении в 120 км. На дальностях, близких к максимальным (160—180 км), когда топливо израсходовано, скорость ракеты за счёт аэродинамического сопротивления снижается до 1800—1400 км/ч, в связи с чем относительно небольшие аэродинамические рули не дадут возможность довернуть на высокоманевренную цель (ракета быстро утратит скорость). Наиболее отчётливо это будет проявляться на высотах более 8 км, где атмосфера более разрежённая. Ещё одним её достоинством является радиомодуль двустороннего канала связи, который может получать целеуказания не только от носителя, но и от сторонних средств, обладающих терминалами «Link-16/JTIDS/TADIL-J», к примеру, самолётов ДРЛОиУ E-3C/G либо РЛС AN/SPY-1D(V), установленных на американских эсминцах УРО класса «Arleigh Burke». В случае с японскими ВВС это Boeing E-767 AEW&C и E-2C/D.
В распоряжении лётчиков наших Су-30СМ и Су-35С имеются ракеты воздушного боя средней/большой дальности РВВ-СД («Изделие 170-1»). Благодаря наличию крестообразных решётчатых аэродинамических рулей, плоскости которых продолжают эффективно функционировать при углах атаки в 40 градусов, маневренность этих ракет на удалении 80—90 км примерно на 20—30% лучше, чем у AIM-120D. Так, угловая скорость разворота этого изделия приближается до 150 град/с. Ракета способна перехватывать большинство известных типов радиоконтрастных воздушных целей (от противорадиолокационных и зенитных ракет до ракет класса «воздух-воздух» AMRAAM или AIM-9X) со скоростями до 1000 м/с и перегрузками около 12—15 ед. Но есть у неё и значительные недостатки. К примеру, двигательная установка менее долгоиграющая и однорежимная, из-за чего наилучшие характеристики (без потери маневренности) сохраняются на дальностях лишь около 80—90 км, что не дотягивает до параметров «AMRAAM-2».
Согласно информации Московского научно-исследовательский института «Агат», разработчика активно-полуактивных радиолокационных головок самонаведения типа 9Б-1103М-200ПС и активно-пассивных РГСН типа 9Б-1103М-200ПА, в инерциально-навигационном блоке ракеты также присутствует устройство приёма сигнала радиокоррекции. Но может ли оно синхронизироваться с терминалами того же самолёта ДРЛО А-50У, достоверно неизвестно.
Но будущей закупкой AIM-120D для своих «Лайтнингов» японское оборонное ведомство ограничиваться не собирается. Второй амбициозной целью, которая находится на первом этапе реализации, стал совместный проект японской компании «Mitsubishi Electric» и европейского концерна «MBDA Missile Systems» по разработке для Воздушных сил самообороны Японии перспективного гибрида дальнобойной «ракетно-прямоточной» ракеты «Meteor» и японской ракеты AAM-4B. В соответствии с информацией от ресурса asia.nikkei.com со ссылкой на японские источники, проект между участниками компаний был согласован 27 ноября 2017 года, и уже к концу этого года будут построены первые демонстраторы.
Схема размещения MBDA “Meteor” во внутреннем отсеке британского СКВВП F-35B будет справедлива и для новой европейско-японской ракеты, которая в будущем войдёт в состав вооружения японских “Лайтнингов”, что потребует незначительного “урезания” аэродинамических рулей
Судя по открытой для прессы информации, корпус ракеты, включая интегральный ракетно-прямоточный двигатель (ИРПД) от компании «Bayern-Chemie Protac» с глубиной регулирования подачи газогенератора 10:1 будет заимствоваться из проекта УРВБ «Meteor», благодаря чему новая ракета сможет преодолевать маршевый участок на умеренной скорости в 2,5—3,2М и высоте в 20—25 км. На удалении же 130—140 км от точки пуска клапан газогенератора может открываться максимально, и ракета, не теряя энергетических и маневренных качеств, устремляется на перехват маневрирующей цели. Обмануть или «перекрутить» такую ракету будет крайне затруднительно. Что же касается головки самонаведения, то, в отличие от стандартной АРГСН AD4A Ku-диапазона (установлена на «Метеорах»), «Mitsubishi Electric» оснастит новое детище европейско-японской кооперации уникальной активной радиолокационной головкой с АФАР, которая сегодня устанавливается на авиационные ракеты средней дальности AAM-4B японских ВВС.
Данная головка самонаведения с приёмо-передающими модулями на базе GaN сможет захватывать стандартные цели типа истребитель поколения «4++» на расстоянии 40—50 км, неплохо селекционировать их на фоне шлейфа из дипольных отражателей и даже частично «отсеивать» радиоэлектронные помехи, постановку которых осуществляет звено Су-30СМ или Су-34, оснащённое контейнерами постановки помех в C/X/Ku-диапазонах Л-175В «Хибины-10В» и контейнерами групповой защиты Л-265. Ведь новая головка самонаведения с АФАР японской разработки сможет работать и в широкополосном LPI-режиме с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты. Следовательно, подобрать наиболее эффективный алгоритм ответных шумовых помех даже вычислительным средствам «Хибин» может быть затруднительно.
Единственным ответом в этой сложной гонке боекомплектов воздушного перехвата может быть скорейшее возвращение инженеров ГосМКБ «Вымпел» к доводке ракеты большой дальности РВВ-АЕ-ПД к уровню оперативной боевой готовности, ведь работы по НИОКР были успешно завершены ещё в 2012 году, да и с прямоточным двигателем 371-го проекта проблем не возникало. Впрочем, для размышлений главных оборонщиков страны о выделении соответствующих средств на завершение проекта изделия 180-ПД имеется ещё 5 лет, ведь первые испытания европейско-японской ракеты запланированы на 2023 год.
Источник: https://topwar.ru/
Автор: Евгений Даманцев