Автомобили становятся все более «умными», и по разным прогнозам, массовое появление робомобилей на дорогах общего пользования состоится где-то лет через пять-семь. Но сделать предстоит многое. В частности, экспертам по автоматическим системам управления автомобилями предстоит большая работа по обеспечению безопасности людей в таком авто. Кроме того, нужно позаботиться и о других участниках дорожного движения, чтобы робомобиль «понимал», куда он едет, правильно идентифицируя дорожную разметку, знаки, световые сигналы. Дороги все еще очень опасны для человека. Только в США в прошлом году ДТП стали причиной гибели 40 000 человек. Во всем мире число жертв автомобильных аварий исчисляется сотнями тысяч в год. Человеческий фактор — основная причина таких ДТП.
Ведь водителя легко чем-то отвлечь — звонком телефона, прямым обращением пассажира. Человек за рулем, в конце концов, может просто уснуть. Компьютер ничем не отвлечешь, но проблема в том, что компьютерные системы еще не научились идеально водить.
Этому мешает погода, нечеткая дорожная разметка, большое количество знаков и прочие вещи. Что касается перекрестков, то они, по всей видимости, наиболее сложный для робомобиля участок пути. Не так давно автомобиль Uber попал в аварию именно на перекрестке. Если автопроизводители хотят вскоре выпустить робомобили на дороги, то им предстоит решить проблему безопасного вождения, в том числе, на перекрестке.
Движение здесь обычно регулируется светофором. Компьютерной системе управления достаточно сложно правильно интерпретировать световые сигналы, особенно, если рядом со светофором что-то установлено (ларек, дерево, знак и т.п.). Именно поэтому Али Реза Фаязи, разработчик из США, предлагает светофоры оставить людям, а для машин с автоматической системой управления создать специальные умные перекрестки. Точнее, перекрестки останутся прежними, поменяется их техническое оснащение. И это не просто слова — разработчик уже продемонстрировал работу системы, над которой он трудится.
Для этого он использовал собственный автомобиль, для которого Фаязи эмулировал сложное движение на перекрестке. Кстати, умные автомобили хороши тем, что для них можно создавать виртуальную реальность, где и тренируют, создавая тысячи разнообразных ситуаций на виртуальных же дорогах.
При эмуляции разных ситуаций на дорогах умный перекресток допускал максимальное скопление машин в количестве 11 автомобилей. Те же ситуации с использованием световых сигналов светофора в условиях виртуальной реальности приводили к появлению пробок из сотен машин.
Схематичное изображение умного перекрестка и робомобилей на нем
Конечно, несмотря на то, что при демонстрации технологии все прошло хорошо, реализация проекта под большим вопросом. Во-первых, для внедрения такой системы нужно менять правила ПДД, законодательство и многое другое. Во-вторых, требуется серьезное техническое оснащение каждого перекрестка в более-менее крупном населенном центре. И в-третьих, все это предназначено для компьютерной системы управления автомобилем, а не для водителя-человека. То есть умные перекрестки не появятся в нашей жизни еще минимум лет пять, а то и дольше.
Что касается самих робомобилей, то ими занимаются сейчас многие компании, включая Google, Tesla Inc, Mercedes, Volvo, на рынке появляются и новые игроки, включая Uber и Baidu.
Пока что машины с автоматической системой управления не вышли массово на дороги общего пользования, поскольку для этого требуются действия законодателей разных стран. Но в виртуальной реальности автомобили и системы компьютерного управления обучать никто не мешает. Так действуют, например, разработчики из Waymo. «Мы можем воспроизвести точную ситуацию и предсказать при помощи симуляции, что может случиться, если машина окажется на дороге в автономном режиме вождения», — говорят представители компании.
Возможно, робомобили на умных дорогах будущего будут выглядеть именно так
Законодатели постепенно модифицируют правила дорожного движения и сертификацию робомобилей, чтобы к моменту массового их появления никаких проблем для пользователей таких транспортных средств уже не было.