Продолжается серийное производство самолета Су-30СМ2: современные модификации и перспективы

На фото: Самолет Су-30СМ2. Фото с сайта www.pinterest.ru. Несмотря на имеющиеся трудности, российская авиационная промышленность продолжает выполнять заказы министерства обороны на строительство и поставку различной техники. На днях вооруженным силам передали очередную партию многофункциональных истребителей Су-30СМ2 новой постройки. Они изготовлены по модернизированному проекту и имеют ряд важных преимуществ перед предшественниками. О передаче заказчику новой партии авиационной техники 21 ноября сообщила пресс-служба «Объединенной авиастроительной корпорации». Церемония подписания акта состоялась на Иркутском авиационном заводе, входящем в состав «ОАК». В ней приняли участие руководители промышленности и представители военного ведомства.

Министерство обороны приняло несколько истребителей Су-30СМ2 и учебно-тренировочные самолеты Як-130. Точное количество машин двух типов не уточняется. Кроме того, на опубликованных фотографиях техники отсутствуют тактические номера. При этом характерная окраска и опознавательные знаки указывают, что новые истребители отправятся служить в морскую авиацию.

В ходе церемонии передачи техники министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что промышленность и Минобороны продолжают действовать вместе, а Координационный совет при правительстве контролирует выполнение работ. Кроме того, делается все возможное для развития технической базы авиационных предприятий, насыщения отечественным оборудованием и станками. Также наращиваются объемы производства.

Гендиректор «ОАК» Юрий Слюсарь отметил, что Су-30СМ2 уже показали себя в качестве эффективных и надежных машин, соответствующих нуждам Минобороны. По его словам, на стадии производства сейчас находится еще одна партия таких истребителей. Ее планируют передать заказчику до конца текущего года.

В процессе производства

В августе позапрошлого года, в рамках военно-технического форума «Армия-2020», Минобороны и «ОАК» заключили ряд крупных контрактов на производство и поставку той или иной авиационной техники, в т.ч. боевых самолетов. Один из таких документов предусматривал строительство истребителей Су-30СМ2. Как вскоре сообщила отечественная пресса, был заказан 21 такой самолет для обновления парка авиации ВМФ.

Иркутский авиазавод из состава «ОАК» сразу принялся за выполнение такого заказа, и вскоре появились первые результаты. Так, уже в феврале 2021 г. первый самолет новой модификации впервые поднялся в воздух. В дальнейшем на испытания вышли следующие машины.

В январе 2022 г., в ходе Единого дня приемки военной продукции, объявили, что в 2021-м завод построил, испытал и передал Минобороны первую партию истребителей нового заказа. Количество самолетов не уточнялось. По разным оценкам, эта партия включала от двух до четырех машин.

Новые самолеты получила морская авиация ВМФ. Их передали в состав одного из штурмовых авиационных полков, на тот момент укомплектованного фронтовыми бомбардировщиками Су-24М. По сообщениям прессы, технику получил Балтийский флот. Минобороны сообщило, что перевод полка на новые Су-30СМ2 позволит в полтора раза повысить его боевой потенциал.

Теперь заказчик принял вторую партию из нескольких истребителей. Их вновь передадут в состав одного из полков морской авиации, хотя конкретный получатель пока остается неизвестным. При этом ясно, что такая поставка положительно повлияет на состояние и возможности части-получателя.

Промышленность сообщает о скорой передаче следующей партии самолетов. По всей видимости, их строительство уже завершено или приближается к своему завершению. До конца года техника пройдет необходимые испытания и будет подготовлена для отправки в войска.

Таким образом, «ОАК» продолжает выполнять заказ на два десятка Су-30СМ2 для морской авиации и демонстрирует хорошие результаты. От получения контракта до передачи первой партии техники прошло менее полутора лет, а две следующие передаются в течение года после нее. Это показывает, что производство обновленных истребителей вышло на необходимые темпы, несмотря на все имеющиеся трудности.

Современная модификация

Су-30СМ2 представляет собой самый новый вариант модернизации исходного многофункционального истребителя. Этот проект предусматривает сохранение планера и ряда общесамолетных систем при одновременной замене части ключевых компонентов. Новые узлы и агрегаты заимствовали у истребителя Су-35С, что позволило не только повысить характеристики, но и обеспечить унификацию.

Истребители Су-30 предыдущих модификаций оснащались турбореактивными двигателями АЛ-31Ф/ФП. В новой версии «СМ2» используется двигатель АЛ-41Ф1С, взятый у Су-35С. Он отличается большей тягой и имеет другие преимущества. При этом сохраняется управление вектором тяги, дающее сверхманевренность.

Серьезному обновлению подвергся комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Заменена радиолокационная станция, установлены некоторые блоки и приборы, взятые у Су-35С. За счет этого удалось повысить дальность и точность обнаружения и распознавания воздушных целей, что положительно влияет на боевые возможности в целом.

Сообщается о расширении номенклатуры боеприпасов. Модернизированный истребитель может нести новые образцы высокоточного вооружения для борьбы с воздушными, наземными или надводными целями. Радиус действия вооружений доведен до сотен километров. При этом точный список совместимого вооружения, внедренного в рамках последней модернизации, пока не раскрыт.

В результате Су-30СМ2 может нести и применять широкий круг средств поражения. Для борьбы с воздушными целями предусматриваются ракеты «воздух-воздух» нескольких типов с разными характеристиками. По наземным / надводным целям предлагается применять свободнопадающие бомбы и неуправляемые ракеты, а также высокоточные системы разных типов. Боевая нагрузка – 8 т.

Самолеты на вооружении

Многофункциональный истребитель Су-30 первой версии был принят на вооружение российских ВВС около 30 лет назад. В тот же период промышленность, несмотря на все трудности, освоила серийное производство таких машин. В дальнейшем было разработано большое количество модификаций этого самолета, как для российских вооруженных сил, так и для иностранных заказчиков.

Истребитель из первой партии, переданной ВМФ в 2021 г.

В настоящее время Су-30 является одним из основных истребителей российских воздушно-космических сил и морской авиации. В строю в общей сложности имеется более 130-135 таких машин. При этом все они относятся к современным модификациям. В частности, самым массовым является Су-30СМ, выпускающийся серийно с начала прошлого десятилетия.

Теперь в серию пошел более новый Су-30СМ2. По сути, он представляет собой обновленную платформу Су-30 с электроникой и силовой установкой более нового и совершенного Су-35С. Такой самолет сочетает в себе лучшие качества двух существующих типов, как технические, так и эксплуатационные или экономические.

При помощи нового Су-30СМ2 сейчас обновляют парк авиации ВМФ. Такие истребители поступают в части и постепенно заменяют технику старых типов. В распоряжении флота уже имеется более двух десятков Су-30 предыдущих модификаций, и за счет актуального контракта число подобной техники удвоится. Соответствующим образом сократится средний возраст авиационного парка морской авиации, а также вырастут ее возможности.

Серийное производство современного Су-30СМ2 началось не так давно, но уже показывает определенные успехи. Заказчику переданы две первые партии такой техники, а в ближайшие недели ожидается третья. Точное количество самолетов в трех партиях неизвестно, но ясно, что речь уже идет о выполнении значительной части актуального контракта.

Таким образом, в ближайшем будущем Иркутский авиазавод и «ОАК» завершат выполнение текущего контракта, и у авиации ВМФ появится необходимое количество современных истребителей. Минобороны пока не раскрывало свои дальнейшие планы, но можно ожидать, что в будущем Су-30СМ2 останется в серии и продолжит поступать в войска.

Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Использованы фотографии: “ОАК”