На фото: Ту-214ОН б/н 64525 – второй самолет этого типа. Фото Wikimedia Commons. Для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу (ДОН) в нашей стране был создан немногочисленный парк специально оборудованных самолетов. Самыми новыми образцами такого рода были две машины Ту-214ОН, построенные в 2011-13 гг. В связи с выходом России из ДОН дальнейшая судьба самолетов наблюдения могла оказаться под вопросом, но им уже нашли новую роль. К началу десятых годов российский авиационный отряд для выполнения полетов по ДОН включал относительно старые самолеты Ту-154М ЛК-1 и Ан-30Б с аэрофотоаппаратами и некоторой другой аппаратурой. В двухтысячных годах стартовала разработка нового самолета с более совершенными средствами наблюдения. В качестве основы для него взяли лайнер Ту-214, а концерну «Вега» поручили разработку «Авиационной системы наблюдения «Открытое небо» (АСН ОН). Также известно обозначение «Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения» (БКАН).
Ту-214ОН в воздухе. Фото “Туполев”
Первый Ту-214ОН (бортномер 64519) поднялся в воздух летом 2011 г., а второй (б/н 64525) вышел на испытания в самом конце 2013-го. Предполагалось, что эти самолеты будут использоваться для инспекции объектов на территории США. Европейские объекты, в свою очередь, планировалось проверять с применением старой техники. Однако такие планы удалось выполнить далеко не сразу.
В течение нескольких лет Ту-214ОН не могли приступить к полетам: американская сторона отказывала в сертификации такой техники для работы над своей территорией. В Вашингтоне подозревали, что новые российские самолеты не соответствуют требуемым характеристикам и имеют «недокументированные возможности разведки».
Международную сертификацию нового типа провели в сентябре 2018 г. Тогда удалось получить разрешение на полеты от двух десятков стран, в т.ч. от США. Благодаря этому с 25 по 27 апреля 2019 г. Ту-214ОН б/н 64525 смог выполнить первые полеты над американской территорией. В ходе этой инспекции проверялись военные базы, предприятия и полигоны на территории штатов Техас, Нью-Мексико и Колорадо.
Первая серия полетов оказалась последней. Всего через несколько месяцев после нее США начали искать поводы для выхода из ДОН. В мае 2020 г. Вашингтон официально объявил о таком решении, и 22 ноября покинул соглашение. Соответственно, новые полеты Ту-214ОН или аналогичной техники других стран над американской территорией теперь невозможны.
Первый самолет своего типа. Фото “Туполев”
15 января, отвечая на действия США, Россия тоже начала процедуры по выходу из ДОН. Все необходимые мероприятия будут завершены в ближайшее время, а планы по новым полетам российских самолетов над зарубежными объектами уже отменены. Таким образом, недолгая эксплуатация Ту-214ОН в исходной роли завершена и, по всей видимости, уже не возобновится.
Модернизационный потенциал
19 февраля пресс-служба «Ростеха» раскрыла интересную информацию о возможном будущем имеющихся Ту-214ОН. Концерн «Вега», разработавший комплекс АСН ОН / БКАН, готов провести его модернизацию для получения новых функций и возможностей. После такой доработки самолет наблюдения может использоваться в военной и гражданской сфере.
Руководство «Веги» утверждает, что Ту-214ОН в доработанной версии сможет решать ряд задач в интересах Минобороны. Его можно переоборудовать в самолет-разведчик с возможностью сбора данных в разных спектрах. Также этот самолет можно использовать для контроля защищенности объектов вооруженных сил, для наблюдения за армейскими учениями либо в рамках испытаний различных вооружений или техники. Пограничная служба сможет использовать самолеты наблюдения для патрулирования приграничных районов.
От серийного лайнера Ту-214ОН отличается только несколькими обтекателями на днище. Фото “Туполев”
При помощи модернизированного Ту-214ОН можно осуществлять картографирование или сбор данных о текущей ситуации, например, о ледовой обстановке. Такой самолет способен заинтересовать министерство по чрезвычайным ситуациям и другие невоенные структуры.
В «Веге» утверждают, что система БКАН выполнена по принципам открытой архитектуры, упрощающей ее модернизацию или перестройку под разные задачи. Таким образом, два Ту-214ОН имеют самые широкие возможности и перспективы. Способы и сроки их реализации прямо зависят от пожеланий и планов заказчиков.
В новой роли
4 марта самолет Ту-214ОН б/н 64519 взлетел с аэродрома в г. Таганрог, прошел вдоль берега Азовского моря и облетел по периметру Крым. Затем он взял курс на Анапу, где выполнил ряд маневров и потом пролетел к Новороссийску. После нескольких часов такого полета самолет вернулся в Таганрог. Полет производился с включенным транспондером, и за ним в реальном времени могли наблюдать пользователи сервисов отслеживания.
Иллюминаторы камер на днище самолета. Фото Bastion-karpenko.ru
Позже стали известны подробности этого полета. Как сообщило РИА Новости 6 марта, Ту-214ОН совершил полет в интересах министерства обороны. Самолет проверил защищенность и маскировку военных объектов вдоль маршрута. В частности, проверили Севастопольскую и Новороссийскую военно-морские базы. Кроме того, Ту-214ОН стал условной воздушной целью, на которой расчеты систем ПВО отработали свои навыки.
Источник РИА Новости также утверждает, что в полете решались иные, неназванные задачи. Кроме того, в ходе мероприятия удалось оценить потенциал бортовой аппаратуры Ту-214ОН в контексте характерных задач вооруженных сил. Теперь военным предстоит проанализировать результаты полета и принять решение о запуске эксплуатации самолета или о необходимости его модернизации.
Согласно открытым сервисам, полеты проводились и позже. К примеру, утром 23 марта самолет б/н 64519 совершил перелет с аэродрома Чкаловский в Кубинку, а оттуда отправился в Таганрог. Вероятно, в ближайшие дни появятся новые сообщения о его «разведывательных» полетах с той или иной целью.
Базовая конфигурация
По своей сути, Ту-214ОН является самолетом-разведчиком, несущим оптико-электронные и радиотехнические средства сбора информации. В соответствии с ДОН, характеристики такой аппаратуры ограничены. Благодаря этому самолет не может собрать излишне подробную информацию и не угрожает безопасности стран-участниц договора.
Один из блоков оборудования. Фото Bastion-karpenko.ru
По открытым данным, комплекс БКАН включает набор оптико-электронных средств разного рода, радиолокационный комплекс и центральный вычислительный комплекс с автоматизированными рабочими местами. Управление аппаратурой осуществляется расчетом из пяти человек: это старший летный представитель, а также операторы аэрофотокомплекса, инфракрасной аппаратуры, телекамеры и РЛС.
Целевая аппаратура размещается на нижней палубе, в т.ч. под выступающими обтекателями. Самолет оснащен РЛС бокового обзора «Ронсар» с полосой захвата до 25 км и зоной обзора 50 км. Обеспечивается сбор и запись данных для последующей обработки. Разрешение РЛС ограничено 3 м.
Установлены три цифровых аэрофотоаппарата, один плановый и два перспективных. Изначально Ту-214ОН комплектовались иностранными камерами, затем проведена модернизация с применением отечественной аналогичной аппаратуры. Для высот до 1000 м предназначаются одна плановая и две перспективные телекамеры. Дневная аппаратура дополнена инфракрасной системой. В соответствии с ДОН, разрешение оптики ограничено 30 см, ИК-аппаратуры – 50 см.
Рабочие места экипажа. Фото Bastion-karpenko.ru
БКАН / АСН ОН позволяет проводить наблюдение в светлое и темное время суток в любых метеоусловиях. При благоприятных условиях могут использоваться все наличные приборы; в иных ситуациях экипаж должен применять тепловизионную или радиолокационную аппаратуру.
Ту-214ОН эксплуатируется вместе с комплексом наземного оборудования КОЭН-214. В него включены рабочая станция подготовки данных с программным обеспечением, средства печати документов, учебно-тренировочные средства и т.д. После полета данные из БЦВМ передаются на КОЭН-214 для последующей подготовки документов.
Задачи старые и новые
Два самолета Ту-214ОН создавались и строились для решения конкретной задачи, направленной на обеспечение прозрачности и улучшение международных отношений. Ухудшение военно-политической обстановки больше не позволяет этим машинам выполнять исходные задачи, однако они не остаются без работы. Один из самолетов теперь имитирует разведку противника и пытается выявлять незамаскированные объекты армии.
“Разведывательный” полет 4 марта. Данные Flightradar24.com
Озвучена возможность проведения модернизации с целью получения тех или иных характеристик либо новых возможностей – в зависимости от требований заказчика. Более полное соответствие пожеланиям военного ведомства или других структур приведет к более активному использованию самолетов в разных сферах. Наблюдаемые сейчас полеты из Подмосковья к местам работы станут привычными и рутинными.
Таким образом, вокруг Ту-214ОН складывается весьма интересная ситуация. Специализированный самолет более не может выполнять задачу, для которой создавался. Однако невозможность новых полетов над США не мешает работать в российском воздушном пространстве. И уже сейчас понятно, что такая эксплуатация Ту-214ОН будет длительной и полезной во всех отношениях. Возможно, даже более важной, чем в рамках Договора по открытому небу.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!