Перспективы развития цифровых сквозных технологий в России и федеральный проект “Цифровые технологии”

В рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) сквозные технологии были определены как ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков. По сути же, к сквозным относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. В программе “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденной премьер-министром России Дмитрием Медведевым в 2017 году и к 2019 году уже не действующей, был приведен перечень основных сквозных цифровых технологий: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появление и развития новых технологий. В новой национальной программе “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится.

Картинки по запросу "сквозные технологии""

Но в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты по технологиям искусственного интеллекта, робототехники, больших данных, систем распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей.

Необходимый объем бюджетного финансирования для реализации 9 дорожных карт изначально был оценен в 547,12 млрд рублей (без внедрения в отраслях)/647,32 млрд рублей (с внедрением в отраслях). После принятия АНО «Цифровая экономика» 4-х дорожных карт в мае 2019 года председатель наблюдательного совета этой организации Андрей Белоусов сообщал, что в федеральный бюджет на работы в рамках дорожных карт по цифровым сквозным технологиям заложено порядка 220 млрд рублей[1].

Финансирование

В дорожных картах описаны разные инструменты поддержки, включая гранты, субсидирование процентной ставки по кредиту, выделение финансирования по модели господдержки программ деятельности лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ), разработки и внедрения промышленных решений и др.

Для выделения финансирования предполагается назначение ряда операторов поддержки в зависимости от типа технологических задач. Ими должны стать: Минпромторг, Министерство связи и цифрового развития, РВК, фонд «Сколково», Российский фонд развития информационных технологий, Фонд содействия инновациям, Российская венчурная компания (РВК).

Получателями поддержки могут стать заказчики, включая отраслевых и региональных, компании-разработчики и малые предприятия-разработчики и др.

Конкурсный отбор проектов, которые смогут получить финансирование, и условия операторы поддержки должны объявить в октябре-ноябре, уточнили TAdviser в Министерстве цифрового развития. 10 октября это уже сделала РВК, объявив конкурс на предоставление грантов на господдержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров.

2020

Проблемы и риски, о которых стоит помнить, развивая ИИ, технологии больших данных и IoT.

16 января 2020 года Центр подготовки руководителей цифровой трансформации, сформированный на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС, сообщил, что совместно Высшей школой экономики составил доклад о главных этических проблемах и рисках, вызываемых в России цифровыми технологии, а также возможных путях их решения. [3]

В докладе эксперты представили главные проблемы этики работы с данными, этики искусственного интеллекта (ИИ) и интернета вещей (ИВ).

Работа с данными

Как отмечается в докладе, большинство участников рынка данных – представители бизнеса, которым выгодно собирать как можно больше данных пользователей. Посредством сбора, обработки и продажи данных компании извлекают сверхприбыли. Капитализация ИТ-гигантов составляет миллиарды долларов.

Им выгодно продолжать массовый сбор данных их основного ресурса и источника дохода, поскольку пользователям проще согласиться, чем разбираться детально, какие данные они отдают, – заявляется в докладе.

Его авторы также обращают внимание на отсутствие информации у пользователей об обращении с их информацией. По мнению экспертов, пользователи почти никогда не знают:

  • какие данные о них собираются;
  • у кого и насколько надежно они хранятся;
  • сколько компаний, людей и государственных органов каких именно стран имеют доступ или возможность получить доступ к этим данным;
  • какие их социальные связи с какими другими людьми прослеживаются;
  • как удалить свои данные в базах компаний, отозвать свое согласие.
Инфляция приватности – со временем пользователи отдают все больше данных за тот же объем услуг и комфорта – и монополизация рынка цифровых услуг могут иметь серьезные последствия, – замечается в докладе.

Государство является владельцем большого количества данных граждан и организаций и в перспективе может собирать их еще больше, уверены авторы доклада. При этом, по их мнению, государство отстраняется от законодательного ограничения бизнеса при обороте данных, предпочитая использовать собранные данные о гражданах в своих целях.

Государство отстраняется от законодательного ограничения бизнеса при обороте данных, предпочитая использовать собранные данные о гражданах в своих целях, утверждают авторы доклада

Государство отстраняется от законодательного ограничения бизнеса при обороте данных, предпочитая использовать собранные данные о гражданах в своих целях, утверждают авторы доклада

Некорректная работа с данными государства, как утверждают эксперты, может быть чревата следующими рисками:

  • непреднамеренное создание алгоритмов и систем принятия решений, дискриминирующих отдельные группы населения из-за недостаточно тщательного отбора данных для обучения алгоритмов;
  • конфликт интересов общества и отдельных групп граждан и общественное неприятие инициатив, в том числе из-за отсутствия информационной поддержки и предварительной работы с общественным мнением;
  • принятие на государственном уровне неверных решений с далеко идущими последствиями в виде финансовых, репутационных и иных потерь для государства;
  • непреднамеренное нарушение законов госслужащими по причине неэтичного использования данных, повлекшего за собой значительный ущерб.

Авторы доклада также заявляют о ряде других негативных последствий, происходящих из-за действий государства в отношении данных:

  • сложности и замедление развития технологий искусственного интеллекта как результат зарегулированности доступа к данным;
  • утечки данных.

Решение проблем этики данных в России авторы доклада видят в национальной концепции или стратегии развития рынка данных, соблюдающей принципы, в том числе этические, госрегулирования рынка и учитывающая степень участия государства.

Искусственный интеллект

По мнению экспертов, привнести этичность в саму технологию искусственного интеллекта сложно, так как моральный выбор не имеет четко обозначенных нормами закона границ.

Поэтому в области искусственного интеллекта на первый план выходит проблема этичности его «поведения», так называемой машинной этики, в ситуации, когда решение касается людей, и сопряженные с ней этические проблемы, – отмечается в докладе.

Среди обозначенных проблем авторы доклада выделяют следующие:

  • ответственность за этичное/неэтичное поведение искусственного интеллекта, за принятие ошибочных решений, ущерб из-за сбоев и т.п.;

Решением данной проблемы авторы доклада считают различные варианты: от личной ответственности роботов до полного освобождения кого-либо от ответственности за действия искусственного интеллекта.

  • предвзятость систем искусственного интеллекта в целом и программ-советчиков в частности;
Для того, чтобы система искусственного интеллекта была справедливой, необходимо исключить предвзятость и предубеждения в исходных данных, на которых ИИ обучается. На практике даже при тщательной подготовке данных это не всегда возможно, – обращают внимание авторы доклада.
  • прозрачность решений искусственного интеллекта и приватности пользовательских данных при его применении;

Одним из подходов к решению проблем приватности, прозрачности и предвзятости искусственного интеллекта эксперты считают создание стандартов на разработку этически ориентированных интеллектуальных систем.

  • надежность искусственного интеллекта.
Стандартизация призвана повысить надежность систем искусственного интеллекта и установить минимальный уровень, находясь ниже которого, система не может считаться надежной. В то же время эта планка не должна быть превышать возможности сегодняшних технологий, чтобы разработчики не были ограничены в процессе создания новых прорывных решений и не уводили часть технологий с легального рынка, – заявляют авторы доклада.

Интернет вещей

Ключевыми проблемами интернета вещей авторы доклада обозначают нарушение конфиденциальности и падение доверия к интернету в целом. Помимо устройств интернета вещей для личного использования, вызывающих наибольшее число этических вопросов, эксперты обращают внимание на проблемы, связанные с интернетом вещей в промышленности, торговле и на транспорте. Это такие проблемы, как приватность и сохранность личных данных.

Во многих случаях данные, используемые для аналитики, генерируются автоматически – например, путем отслеживания онлайн-активности, а не предоставляются людьми сознательно. Возникает проблема скрытого сбора данных, которые «могут быть использованы против вас». Пользователю приходится доверять устройствам интернета вещей, подключенным к сети, не зная при этом, собирают ли и передают ли устройства его данные или нет. Повышается риск утраты максимально чувствительных данных, – отмечают авторы доклада

Помимо того, они обращают внимание на трудность определения владельцев данных, получаемых интернетом вещей с помощью датчиков и приборов, а также границы между личной информацией и общественной. Принцип информированного согласия на сбор и обработку личных данных, полученных при использовании устройств и услуг интернета вещей, по мнению авторов доклада, неэффективен для защиты прав пользователей, так же как и согласие на обработку прочих данных.

Создание юридических механизмов обычно отстает от фактической бизнес-практики. Выходом становятся коллективно разработанные и согласованные всеми заинтересованными сторонами этические стандарты, – заявляют эксперты.

Направления решения этических проблем цифровых технологий

Авторы доклада также обозначают ряд общих направлений решения этических проблем, связанных с цифровыми технологиями. Это такие направления, как:

  • обеспечение необходимого регулирования;
Регулятор должен находить баланс между поддержкой технологических инноваций и необходимостью защищать общество от возможных рисков, связанных с их внедрением, – заявляют эксперты

При этом они отмечают, что в случае новых технологий, проблематично заранее предсказать все риски, которые могут возникнуть при их использовании, и максимально точно определить вероятность их наступления. В результате этого, по их мнению, невозможно установить разумные правовые требования и ограничения для деятельности, связанной с использованием технологий, поэтому вопрос адекватного регулирования такой деятельности остается открытым.

  • создание этических кодексов и руководств применительно как к определенным технологиям, так и к различным сферам деятельности;
  • обеспечение доступности цифровых услуг для граждан и создание «аналоговых интерфейсов»;
Серьезным вызовом для государства является обеспечение гражданам как полноценной доступности цифровых услуг, так и создание «аналоговых интерфейсов» — вариантов альтернативного, нецифрового, доступа к услуге. В этом случае сам процесс предоставления услуги остается полностью цифровым, но категории граждан, не имеющие доступа к цифровым услугам, получают их в привычном, нецифровом, виде, – поясняют авторы доклада.
  • включение этики в образование в области технологий.

В учебные программы тех или иных цифровых технологий школ, вузов или дополнительного профессионального образования, по мнению экспертов, необходимо вносить прикладную этику технологий. Учащиеся, как полагают авторы доклада, должны получать знания об этических рисках и последствиях применения технологий.

Университет Иннополис, «Аэрофлот» и BitFury создадут первую в России полностью верифицированную блокчейн-платформу

10 января 2020 года Университет Иннополис сообщил, что в России в 2020—2021 годах создадут полностью верифицированную блокчейн-платформу стоимостью 600 млн рублей. Технология включит специализированный язык программирования, который разрабатывается в Университете Иннополис, верифицированный компилятор, криптографические методы и протоколы, методы верификации свойств программ. До 2021 года технология заработает в 6 отраслях цифровой экономики России, а к 2022 году — в 8.

РВК распределила почти 3 млрд рублей на развитие сквозных технологий между 11 победителями конкурсов

10 января 2020 года РВК определила победителей конкурсных отборов лидирующих исследовательских центров (ЛИЦ) и компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий. Победителям конкурсов РВК направит 2,8 млрд рублей. 2 млрд рублей – ЛИЦ, компаниям-лидерам – 792 млн рублей.

При этом изначально предусматривался предельно допустимый объем финансирования из федерального бюджета в размере 5,1 млрд рублей: 2,1 млрд рублей – победителям конкурса ЛИЦ и 3 млрд рублей – отбора компаний-лидеров.

Победителям конкурса ЛИЦ РВК выделит 2,1 млрд рублей, отбора компаний-лидеров - 3 млрд рублей

Победителям конкурса ЛИЦ РВК выделит 2,1 млрд рублей, отбора компаний-лидеров – 3 млрд рублей

Победителями конкурса лидирующих исследовательских центров стали семь образовательных и научно-исследовательских организаций, которые будут развивать цифровые технологии в кооперации с коммерческими компаниями-индустриальными партнерами ЛИЦ. Последние утвердили технические задания на работы, содержащиеся в программах деятельности ЛИЦ, и получат разработанные технологии для последующего внедрения. Совокупный объем затрат на программы с учетом внебюджетных средств составляет около 3 млрд рублей.

Среди победителей конкурса ЛИЦ организации со следующими индустриальными-партнерами и программами:

  • Самарский государственный медицинский университет; партнеры – «Исток-Аудио Интернэшнл», «НейроТренд», «Газпром газораспределение Самара»; «Платформенная технология виртуальной и дополненной реальности для оценки и развития человека» (275 млн рублей);
  • Сколковский институт науки и технологий (Сколтех); партнеры – «Элтекс», «Радио гигабит»; «Разработка единого цифрового платформенного решения, обеспечивающего эффективное проектирование и развертывание сетей радиодоступа, на основе гармонизированного с международным открытого стандарта связи нового поколения (5G)» (300 млн рублей);
  • «Глобалинформсервис»; партнер – «Концерн «Созвездие»; разработчик цифровых средств связи, цифровых радиосредств и встроенного программного обеспечения средств связи; «Исследования и разработка технологии радиодоступа 5G/IMT-2020» (224 млн рублей);
  • Национальный исследовательский университет ИТМО; партнер – РЖД; «Разработка цифрового платформенного аппаратно-программного решения «Квантовая коммуникационная платформа цифровой экономики» (300 млн рублей);
  • Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий; партнер – «Русатом автоматизированные системы вычисления»; «Квантовые вычисления, универсальные квантовые компьютеры, квантовые компьютеры на основе ионов, квантовые алгоритмы и квантовое программное обеспечение» (300 млн рублей);
  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; партнер – «Русатом автоматизированные системы вычисления»; «Доверенные сенсорные системы» (300 млн рублей);
  • Университет «Иннополис»; партнер – «Аэрофлот»; «Создание российской верифицированной системы распределенного реестра, отвечающей отечественным требованиям безопасности, включая создание специализированного языка программирования для верифицируемых смарт-контрактов, инструментов для их разработки, исполнения и автоматического аудита (верификации) на надежность и безопасность, а также механизмов интероперабельности» (300 млн рублей).

Победители конкурса компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий будут разрабатывать и выводить на рынок новую продукцию на базе сквозных технологий с улучшенными, по сравнению с существующими на российском рынке аналогами, характеристиками. В результате реализации проектов должно быть обеспечено кратное превышение объемов выручки от реализации новой продукции по сравнению с объемами государственной поддержки. Совокупный объем затрат на проекты победителей конкурса с учетом внебюджетных средств составляет около 1,2 млрд рублей.

В числе победителей конкурса компаний-лидеров организации со следующими проектами:

  • «Антиплагиат», разработчик одноименной системы по обнаружению текстовых заимствований; «Пан-языковой анализ больших текстовых коллекций на естественных языках» (180 млн рублей);
  • «Фидесис», «Повышение уровня реализации функциональных параметров линейки продуктов для цифрового инженерного анализа «Фидесис» с созданием на их основе специализированных решений и облачных сервисов (индустрия 4.0), как элементов новых производственных технологий» (129 млн рублей);
  • «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»; «Разработка и создание технологии и производства миниатюрного резонансного оптического гироскопа широкого назначения» (250 млн рублей);
  • «Научно-производственная фирма «Микран»; «Разработка отечественных модулей 5G средней и большой зоны обслуживания» (233,2 млн рублей);

Прием заявок на конкурсные отборы РВК завершила 25 ноября 2019 года. Всего на конкурсные отборы поступило 82 заявки из 19 городов России. По данным РВК, на участие в отборе ЛИЦ поступило 37 заявок от 32 организаций, в числе которых российские вузы, государственные и частные научно-исследовательские организации. На участие в отборе компаний-лидеров поступило 45 конкурсных заявок от 43 российских компаний.

В соответствии с процедурой определения победителей конкурсных отборов, как отметили в РВК, все поступившие заявки сначала проходили экспертизу соответствующих организаций, затем – рассмотрение экспертным советом, который сформировала РВК. Решение о признании заявителей победителями конкурсных отборов принимала конкурсная комиссия, сформированная Минкомсвязи.

2019

Сколково определило первых трех получателей гранта на развитие «сквозных» цифровых технологий

Фонд «Сколково» определил первых победителей конкурса на предоставление грантов на внедрение отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий. Победители получат гранты, покрывающие до 50% затрат на реализацию пилотных проектов.

Какие именно суммы на реализацию проектов внедрения отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, получат победители конкурса в Фонде «Сколково» не раскрыли.

Победители конкурса «Сколково» получат гранты, покрывающие до 50% затрат на реализацию пилотных проектов внедрения отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий

Победители конкурса «Сколково» получат гранты, покрывающие до 50% затрат на реализацию пилотных проектов внедрения отечественных продуктов, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий

В состав победителей конкурсного отбора Сколково входят следующие компании и проекты:

  • «Абинский Электрометаллургический Завод», «Система управления и сквозного контроля производственных активов в ходе производства металлургической продукции»;
  • «Русагро-Инвест», «Оснащение флота зерноуборочных комбайнов системами автономного управления на базе искусственного интеллекта»;
  • «Челябинский трубопрокатный завод», «Платформа управления охраной труда и безопасностью на предприятии».

Рассмотрение Сколково других проектов и определение победителей конкурсного отбора продолжится в январе 2020 года.

Прием заявок на участие в конкурсном отборе Фонд «Сколково» завершил в конце ноября 2019 года. Всего на конкурс поступило более 30 проектов. Комиссия Фонда «Сколково» и независимая экспертиза подтвердили соответствие требованиям конкурсной документации девяти проектов, они получили положительные оценки экспертов.

Претендовать на получение субсидии Сколково, как и других мер поддержки, предусматриваемых нацпрограммой «Цифровая экономика», согласно приказу Минкомсвязи, могли претендовать проекты, удовлетворяющие, в частности, следующим условиям:

  • объем привлеченного из внебюджетных источников финансирования проекта – не менее 50%;
  • минимальная доля внебюджетного финансирования каждого этапа реализации – не менее 25% от его общего финансирования;
  • уровень технологической готовности в соответствии с международной методологией TRL в диапазоне от 7 до 9 уровня включительно;
  • предоставление правовой, организационной и технологической моделью реализации возможности масштабирования технологического решения для других заказчиков.

Участников экспертной группы для отбора проектов фонд «Сколково» определял, в соответствии с приказом Минкомсвязи, в том числе исходя из наличия у них компетенций по направлениям развития сквозных цифровых технологий, указанных в соответствующих дорожных картах. В состав экспертной группы Сколково таким образом в частншсти вошли следующие представители бизнеса:

  • директор центра искусственного интеллекта МТС Аркадий Сандлер;
  • директор направления «Большие данные» Mail.Ru Group Роман Стятюгин;
  • заместитель управляющего директора, руководитель кластера «Государственные корпорации» SAP Дмитрий Шепелявый;
  • руководитель направления научных исследований в области интеллектуальной робототехники в лаборатории робототехники «Сбербанка» Александр Семочкин;
  • директор по продукту в Waves Enterprise Артем Калихов;
  • заместитель директора департамента цифровой трансформации ГК «Росатом» Максим Азрильян;
  • директор проектов «Ростелекома» Сергей Ханенков;
  • руководитель программ технологической стратегии «Газпром нефть» Антон Бесходарный.

С 2020 года на внедрение отечественных цифровых технологий можно будет получить льготный кредит под 1-5%

В федеральном бюджете на 2020 год для льготного кредитования проектов, предусматривающих внедрение отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений на базе сквозных цифровых технологий отведено 3,66 млрд рублей. В их число могут войти проекты, реализованные либо в отраслях, указанных в дорожных картах по направлениям развития сквозных цифровых технологий, либо в тех, которые определены соответствующим указом президента как приоритетные. Об этом заявили TAdviser 17 декабря 2019 года в Минкомсвязи.

Дорожные карты развития сквозных цифровых технологий предполагают такие отрасли их внедрения, как добывающая промышленность; геологоразведка; обрабатывающие производства; сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; электроэнергетика; транспорт, хранение и логистика; строительство; торговля; гостиничный бизнес; информационные технологии и связь; финансы; страхование; социальная сфера; здравоохранение; образование; госуправление; оборона и безопасность; космическая деятельность.

В 2020 году на льготное кредитование проектов с использованием сквозных цифровых технологий государство выделит 3,66 млрд рублей, заявили в Минкомсвязи

В 2020 году на льготное кредитование проектов с использованием сквозных цифровых технологий государство выделит 3,66 млрд рублей, заявили в Минкомсвязи

Льготное кредитование, согласно постановлению правительства об утверждении правил предоставления проектам с использованием сквозных технологий субсидий из федерального бюджета, предоставляется банками в срок до шести лет по минимальной ставке – от 1% до 5% годовых. При этом Минкосвязи компенсирует уполномоченному банку 100% ставки центрального банка РФ – разницу между льготным процентом и текущей процентной ставкой ЦБ на период получения кредита – через предоставление субсидии. Данное постановление принято правительством 5 декабря 2019 года.

Как рассказали TAdviser в Минкомсвязи, проект приказа министерства, утверждающий стадии конкурсного отбора банков для поддержки проектов с льготным кредитованием, находится на окончательном согласовании. Решение об отборе банка для поддержки проектов будет принимать комиссия, которая будет утверждена внутренним приказом министерства.

Ключевыми критериями для отбора банков будут своевременно поданная заявка на участие, а также документы, подтверждающие соответствие общим и специальным критериям, – указали TAdviser в Минкомсвязи.

Помимо того, комиссия будет руководствоваться следующими критериями, обозначенными в соответствующем постановлении правительства:

  • выплаченные в полном размере налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты;
  • полностью возвращенные субсидии, бюджетные инвестиций и отсутствие иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
  • отсутствие процесса реорганизации, ликвидации, банкротства и приостановления деятельности;
  • статус российского юридического лица и отсутствие иностранного капитала в уставном фонде;
  • отсутствие получения из федерального бюджета средств на основании иных нормативных правовых актов на схожие с льготным кредитованием цели;
  • наличие капитала в размере не менее 20 млрд. рублей;
  • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «BBB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для России аналитическое кредитного рейтингового агентства и/или кредитного рейтинга не ниже уровня “ruBBB-” по национальной рейтинговой шкале для России рейтингового агентства «Эксперт РА»;
  • срок деятельности с учетом реорганизации – не менее 5 лет.

Процесс выбора банков для участия в отборе, как предполагают в Минкомсвязи, будет состоять из трех стадий:

  • размещение министерством на официальном сайте извещения о проведении отбора;
  • прием и регистрация министерством заявок;
  • определение комиссией министерства на основе соответствующей оценки банков доя участия в отборе на получение субсидии.
Системно значимые российские кредитные организации, определенные в установленном порядке, признаются уполномоченными банками без проведения отбора, – отметили в Минкомсвязи.
Сбор заявок на участие в отборе банков для льготного кредитования проектов Минкомсвязи начнет в 2020 году. Как заверили TAdviser в министерстве, в ходе проработки данного механизма поддержки преобладающее число российских банков выразили заинтересованность в подаче заявок на участие в отборе, в том числе ключевые банки из перечня системно значимых кредитных организаций.

Приказ Минкомсвязи, определяющий порядок подачи и сбора заявок на участие в отборе банков для льготного кредитования проектов, размещен министерством на официальном сайте раскрытия правовой информации 16 декабря.

РФРИТ запустил прием заявок на получение грантов для региональных проектов по разработке «сквозных» технологий

8 ноября 2019 года стало известно о том, что Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) запустил прием заявок на гранты в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии». Подробнее здесь.

Победителей конкурсного отбора РФРИТ определит до конца 2020 года. Об этом заявили TAdviser 19 декабря 2019 года.

Правительство РФ отправило на доработку две из семи дорожных карт

Две дорожные карты по сквозным цифровым технологиям из семи были отправлены на доработку после двух дней рассмотрения правительством и компаниями. Об этом 7 декабря 2019 года рассказал журналистам вице-премьер Максим Акимов в кулуарах форума «Глобальное технологическое лидерство».

По его словам, в отправленных на глубокую доработку дорожных картах была проделана большая интеллектуальная работа, но организационные механизмы и степень проработки по мерам поддержки оказались недостаточными. Речь идет о квантовых сенсорах и квантовой метрологии, а также технологиях распределённого реестра, отметил он.

Две дорожные карты по сквозным цифровым технологиям из семи были отправлены на доработку после двух дней рассмотрения правительством и компаниями

Две дорожные карты по сквозным цифровым технологиям из семи были отправлены на доработку после двух дней рассмотрения правительством и компаниями

Источник РБК, присутствовавший на стресс-тестах, рассказал изданию, что написанные компаниями дорожные карты подверглись жесткой критике со стороны как Максима Акимова, так и помощника президента Андрея Белоусова, который также приехал на форум. Авторы дорожных карт не ожидали такого пристального разбора. Особенно сильно критиковали работу «Ростеха». Также были претензии к «Ростелекому» иСбербанку, которому дали две недели на доработку «дорожной карты» по искусственному интеллекту. Карты РЖД и «Росатома» одобрили практически без нареканий, сообщил собеседник РБК.

Максим Акимов сообщил, что в пяти одобренных картах были «заложены очень сильные тезисы, сильные решения, богатый материал».

Например, очень большой блок, связанный с поддержкой разработки приложений и бизнес-решений в отношении сетей связи пятого поколения. Там до этого была только в основном телекоммуникационная, технологическая повестка. Сейчас там большой блок, связанный с поддержкой и разработкой конкретных сервисов, в том числе и отраслевых, — сказал он.

Разработчиков карт по технологиям связи 5G и по искусственному интеллекту эксперты попросили доработать документ, несмотря на их одобрение. 

Финансовая поддержка 5G и интернета вещей урезана в четыре раза

7 ноября 2019 года стало известно, что Минкомсвязи опубликовало финальный вариант дорожной карты «Технологии беспроводной связи». Документ был подготовлен «дочкой» госкорпорации «Ростех» «Национальным центром информатизации» (НЦИ) в рамках мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика России».

Полные тексты одобренных дорожных карт, показатели, объемы и способы финансирования

Правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрила семь дорожных карт по развитию сквозных технологий цифровой экономики, сообщили TAdviser в Министерстве цифрового развития 14 октября 2019 года. В документах описывается текущий уровень развития каждой из технологий, эффекты от их развития и целевые показатели, необходимые мероприятия, финансирование, сроки реализации.

Общий необходимый объем финансирования разработки технологий до 2024 года составляет около 851,7 млрд рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Эта сумма складывается из оценки необходимого финансирования по каждому направлению с учетом имеющихся лимитов, пояснили TAdviser в Министерстве цифрового развития. Максимальная же сумма, необходимая для развития технологий по оценке авторов дорожных карт, превышает 1,115 трлн рублей.

Наибольших денег потребует развитие технологий искусственного интеллекта- 391,7 млрд рублей. К этому направлению относятся и пять наиболее дорогих субтехнологий – рекомендательные системы и системы поддержки принятия решений (137,6 млрд рублей), компьютерное зрение (84,7 млрд), обработка естественного языка (63,5 млрд), распознавание и синтез речи (63,5 млрд) и перспективные методы и технологии в ИИ (42,3 млрд).

Полные тексты дорожных карт представлены по ссылкам ниже:

  • Нейротехнологии и искусственный интеллект
  • Технологии виртуальной и дополненной реальностей
  • Новые производственные технологии
  • Технологии беспроводной связи
  • Системы распределённого реестра
  • Квантовые технологии
  • Компоненты робототехники и сенсорика

Что даст выполнение дорожных карт

Целевые показатели дорожных карт планируется достигнуть путем решения технологических задач, вывода на рынок продуктов на их основе и внедрения их в ключевых отраслях.

Нейротехнологии и искусственный интеллект

Полный текст дорожной карты Нейротехнологии и искусственный интеллект

Направление нейротехнологий и искусственного интеллекта включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – Сбербанк.

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 391,7 млрд рублей, из которых 56,7 млрд приходятся на бюджетные средства и 334,9 млрд – на внебюджетные.

Согласно протоколу заседания набсовета АНО «Цифровая экономика» в мае было рекомендовано исключить нейортехнологии (нейропротезирование, нейроинтерфейсы, нейростимуляцию и нейросенсинг) из перечня приоритетных субтехнологий и продолжить их развитие в рамках национальной технологической инициативы.

При достижении целевых результатов дорожной карты ИИ в России должен стать развитой отраслью, обеспечивающей повышение конкурентоспособности и производительности национальной экономики, рост качества жизни населения и повышение общего уровня цифровизации.

Развитие технологий ИИ обеспечит технологическое лидерство России как в сфере ИТ, так и в других отраслях, будет способствовать достижению целей импортозамещения и развитию экспорта, – говорится в дорожной карте.

Целевое состояние субтехнологии «Компьютерное зрение»

Целевое состояние субтехнологии «Компьютерное зрение»

Целевое состояние субтехнологии «Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений»

Целевое состояние субтехнологии «Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений»

Целевое состояние субтехнологии «Обработка естественного языка»

Целевое состояние субтехнологии «Обработка естественного языка»

Целевое состояние субтехнологии «Распознавание и синтез речи»

Целевое состояние субтехнологии «Распознавание и синтез речи»

Целевое состояние субтехнологии «Перспективные методы и технологии в ИИ»

Целевое состояние субтехнологии «Перспективные методы и технологии в ИИ»

Технологии виртуальной и дополненной реальностей

Направление VR/AR включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 66,3 млрд рублей, из которых 28,2 млрд приходятся на бюджетные средства и 38,1 млрд – на внебюджетные.

Россия в перспективе 4–5 лет имеет потенциал стать видимым игроком на международном рынке VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка. Как минимум не менее трех российских компании к 2024 году смогут занять более 30% одного из приоритетных рынков. Как максимум, российские технологии будут задавать отраслевые стандарты в мире, особенно в направлениях промышленности, медицины и образования, – уверены составители дорожной карты.

Широкое внедрение VR/AR-технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования, качественному повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача. Вместе с этим VR/AR-технологии создают новейшие способы коммуникаций и потребительских сервисов, формируют массовые медиа для современного поколения.

Целевые показатели для субтехнологии «Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика»

Целевые показатели для субтехнологии «Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика»

Целевые показатели для субтехнологии «Платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции»

Целевые показатели для субтехнологии «Платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии»

Целевые показатели для субтехнологии «Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR»

Целевые показатели для субтехнологии «Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии графического вывода»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии графического вывода»

Целевой показатель для субтехнологии «Технологии оптимизации передачи данных для VR/AR»

Целевой показатель для субтехнологии «Технологии оптимизации передачи данных для VR/AR»

Квантовые технологии

Направление квантовых технологий включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – МИСиС

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 32,7 млрд рублей, из которых 26,4 млрд приходятся на бюджетные средства и 6,3 млрд – на внебюджетные.

Поддержка всех трех основных субтехнологий является критически важной для развития РФ, отмечают разработчики дорожной карты. С точки зрения стратегических интересов страны одной из ключевых является технология квантовых вычислений. Как для будущих рынков, так и для государственной безопасности, эффекты от применения этой субтехнологии будут очень велики. Также в данной области существует риск ограничения доступа к продуктам зарубежных производителей.

С точки зрения технологической зрелости наиболее близкой к выходу на рынок является технология квантовых коммуникаций, обеспечивающая, в том числе национальную безопасность. В данной области стране требуется иметь собственные продукты с максимальной степенью локализации производства для исключения риска наличия закладок в оборудовании и, как следствие, доступа к защищаемой информации.

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые вычисления»

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые вычисления»

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые коммуникации»

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые коммуникации»

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые сенсоры и метрология»

Целевые показатели для субтехнологии «Квантовые сенсоры и метрология»

Новые производственные технологии

Направление новых производственных технологий включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – СПбПУ

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 79,9 млрд рублей, из которых 33,1 млрд приходятся на бюджетные средства и 46,8 млрд – на внебюджетные.

Разработка и внедрение этих субтехнологий является необходимым условием для присутствия отечественных компаний на глобальных высокотехнологичных рынках, для которых характерны смещение «центра тяжести» в конкурентной борьбе на этап разработки высокотехнологичной продукции, повышение уровня ее наукоемкости, сокращение сроков вывода новой продукции на рынок, жесткие ограничения по издержкам, высокие требования к потребительским характеристикам.

При этом, отмечают авторы дорожной карты, технология «цифровой двойник», относящаяся к Smart Design, является технологией-интегратором практически всех «сквозных» цифровых технологий и субтехнологий, выступает технологией-драйвером, обеспечивает технологические прорывы и позволяет высокотехнологичным компаниям переходить на новый уровень технологического и устойчивого развития на пути к промышленному лидерству на глобальных рынках.

Целевые показатели для субтехнологии «Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design)»

Целевые показатели для субтехнологии «Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design)»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing)»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing)»

Целевые показатели для субтехнологии «Манипуляторы и технологии манипулирования»

Целевые показатели для субтехнологии «Манипуляторы и технологии манипулирования»

Компоненты робототехники и сенсорика

Направление робототехники и сенсорики включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – Иннополис.

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 102,6 млрд рублей, из которых 28,8 млрд приходятся на бюджетные средства и 73,8 млрд – на внебюджетные.

Последовательное развитие, внедрение и распространение этих технологий позволит вывести страну на качественно новый уровень и оказать заметное влияние на технологическое лидерство, экономическое развитие и социальный прогресс, – говорится в дорожной карте.

Развитие направления робототехники и сенсорики в России тесно связано с развитием направлений «Новые производственные технологии» и «Искусственный интеллект». В некоторых задачах робототехники применяются методы компьютерного зрения и интеллектуального принятия решений, развитие которых запланировано в дорожной карте «Искусственный интеллект». Промышленное применение роботов и, в частности, вопросы взаимодействия промышленных роботов с технологическим процессом включены в дорожную карту «Новые производственные технологии».

Целевые показатели для направления «Компоненты робототехники и сенсорика»

Целевые показатели для направления «Компоненты робототехники и сенсорика»

Системы распределенного реестра

Направление систем распределенного реестра включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – Новосибирский институт программных систем (НИПС).

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 73,3 млрд рублей, из которых 23,1 млрд приходятся на бюджетные средства и 50,2 млрд – на внебюджетные.

Создатели дорожной карты провели сравнительный анализ отечественных и зарубежных решений, который показал, что отечественные решения незначительно уступают зарубежным аналогам. В этой связи Россия может стать мировым лидером в части технологии распределенного реестра, считают авторы документа.

Приоритетными отраслями в России для внедрения этой технологии были определены: финансовая и страховая деятельность, транспортировка и логистика, государственное управление, деятельность в области здравоохранения, обрабатывающие производства.

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных (консенсус)»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных (консенсус)»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии организации и синхронизации данных»

Целевые показатели для субтехнологии «Технологии организации и синхронизации данных»

Технологии беспроводной связи

Направление технологий беспроводной связи включает следующие субтехнологии:

Оператор разработки карты – «Национальный центр информатизации» (НЦИ).

Необходимый объем финансирования для развития этого направления до 2024 года составляет 105,2 млрд рублей, из которых 36 млрд приходятся на бюджетные средства и 69,2 млрд – на внебюджетные.

Наиболее значимой технологией разработчики дорожной карты определили является WAN, в рамках которой выделяется 5G как решение, внедрение которого формирует 70% от общего объема экономического эффекта от технологий беспроводной связи. Ряд других «сквозных» цифровых технологий в определенной степени зависит от развития 5G, которая обеспечит высокую пропускную способность, сверхнизкие задержки на сети и иные критические характеристики.

А наиболее развитой субтехнологией в России авторы документа называют LPWAN, которая соответствует мировому уровню технологической готовности и имеет экспортный потенциал с выходом на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Целевые показатели для субтехнологии WAN (Wide Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии WAN (Wide Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии LPWAN (Low Power Wide Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии LPWAN (Low Power Wide Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии WLAN (Wireless Local Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии WLAN (Wireless Local Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии PAN (Personal Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии PAN (Personal Area Network)

Целевые показатели для субтехнологии «Спутниковые технологии связи»

Целевые показатели для субтехнологии «Спутниковые технологии связи»

Минкомсвязь объявила конкурсный отбор оператора по поддержке проектов на базе сквозных технологий

8 октября 2019 года Минкомсвязи России объявила конкурсный отбор оператора по поддержке проектов преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе сквозных цифровых технологий.

Минкомсвязи выберет оператора по поддержке проектов на базе сквозных технологий

Минкомсвязи выберет оператора по поддержке проектов на базе сквозных технологий

Для участия в отборе организации должны направить в Минкомсвязь России заявки с приложением следующих документов:

  • перечень не менее 500 организаций, осуществляющих исследовательскую деятельность и коммерциализацию ее результатов в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы по направлениям развития «сквозных» цифровых технологий, в отношении которых организация осуществляет сопровождение и поддержку;
  • перечень не менее 50 организаций – индустриальных партнеров и иных технологических компаний, в приоритетных отраслях экономики на основании договоров возмездного оказания услуг по привлечению инвестиций и услуг, в том числе консультационных, по коммерциализации результатов исследований и разработок, включая подбор и акселерацию технологических компаний, которые станут поставщиками технологий для реализации стратегий или программ развития индустриального партнера, в отношении которых организация осуществляет взаимодействие.

Заявки будут приниматься до 14 октября 2019 года.

К сквозным технологиям относятся следующие направления:

  • «Промышленный интернет»
  • «Большие данные»
  • «Компоненты робототехники и сенсорика»
  • «Технологии виртуальной и дополненной реальностей»
  • «Технологии беспроводной связи»
  • «Нейротехнологии и искусственный интеллект»
  • «Новые производственные технологии»
  • «Системы распределенного реестра»
  • «Квантовые технологии»

Всего на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты», который предполагает создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок, в течение трех лет предполагается выделить 88,5 млрд рублей. Из них 21,5 млрд руб. – в 2019 году, 25,5 млрд – в 2020 и 41,6 млрд – в 2021.

Источник: http://www.tadviser.ru/

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!