Впервые на международной выставке HeliRussia гости мероприятия могут увидеть первый летный экземпляр сверхлегкого вертолета R-34. Машина была создана по техническому заданию московской компании “Аэроэлектромаш” совместно с ОКБ “Ротор” из Кумертау (Республика Башкортостан). По заявлению разработчиков, R-34 был построен с применением кардинально новой, запатентованной конструкции соосного вертолета и является самым компактным, экономичным и малошумным летательным аппаратом (ЛА) в своем классе. Вертолет оснащен бензиновым двигателем Rotax 915 мощностью 130 л. с. В конструкции ВС применена бесшарнирная подвеска лопастей с композитным торсионом, а также парашютная спасательная система. Максимальная высота полета — 4,5 км, заявленная дальность — до 600 км, максимальная скорость — 170 км/ч.
Первый экземпляр R-34 в настоящее время проходит летные испытания в соответствии с авиационными правилами РФ. На вопрос Show Observer, почему “Аэроэлектромаш” решил заняться разработкой подобных ВС, в компании рассказали, что появилось несколько востребованных бизнес-проектов в России и других странах. Основными сферами применения вертолета, уверены в “Аэроэлектромаше”, станут частная авиация, патрулирование газо- и нефтепроводов, полеты в интересах МЧС и др.
Стоимость разработки R-34 в “Аэроэлектромаше” не раскрывают, однако заверяют, что она значительно ниже, чем цена аналогичных вертолетов фирмы Robinson за счет применения в новом ВС оригинальной колонки, композитных лопастей и пластиковых материалов.
С учетом того что “Аэроэлектромаш” участвует в программе ПЭС (полностью электрический самолет) и имеет многолетний опыт создания бортового электрооборудования для ЛА, компания планирует переход на электротягу для R-34 по различным схемам. Сейчас на предприятии разрабатывается электродвигатель нового поколения, который можно будет применять для привода воздушных винтов R-34. Ведутся разработки и беспилотной версии данного вертолета.
Вертолет рассчитан на перевозку 2-3 человек. Прототип приступил к летным испытаниям в начале 2019 года. Первый летный экземпляр оснащен бензиновым двигателем Rotax-915, обеспечивающим максимальную скорость полета до 170 км/ч, крейсерскую 110-140 км/ч, дальность до 500-600 км. Безопасность обеспечивает парашютная спасательная система.
Очевидными конкурентами R-34 являются легкие вертолеты фирмы Robinson, весьма популярные в России. По заверению создателей новая машина превосходит их в экономичности, пониженной шумности и за счет меньшей цены. Перспективными покупателями кроме частных лиц могут стать чрезвычайные службы и нефтегазовая отрасль (патрулирование трубопроводов, транспорт для сложной местности).
Справка:
АО «Аэроэлектромаш» имеет многолетний опыт создания электротехнического оборудования для авиационной и космической техники. Предприятие занимается разработкой, производством и ремонтом электрооборудования и систем автоматического управления для отечественной авиационной техники. Конструкторское бюро завода обладает уникальными разработками в области систем генерирования электроэнергии летательных аппаратов и их агрегатов: генераторов, аппаратуры управления и коммутации в области электроприводов различного назначения, включая подъемно-транспортные средства.
Традиционно высокие требования, предъявляемые к квалификации, как производственных рабочих, так и инженерно-технических кадров, а также наличие замкнутого производственного цикла обеспечивают гарантию профессионально и качественно изготовленной продукции.
Конструкторское бюро АО «Аэроэлектромаш» ведёт новые разработки в области электрических машин, аппаратуры регулирования и управления, силового электропривода.
На предприятии восстанавливаются основные фонды, обновляется станочный парк, модернизируется испытательное оборудование и улучшаются условия труда и быта работников. Особое внимание уделяется обновлению и подготовке кадров для разрабатывающих и производственных подразделений
ОКБ «Ротор» берет начало в 1985 году, когда при Кумертауском авиационном производственном предприятии был открыт клуб дельтапланеристов. В те годы дельтапланеризм был весьма популярным и модным видом спорта. Однако постепенно дельтапланы были вытеснены дельталетами, у которых имеется открытая двухместная кабина с мотором и колесами. Спроектированные «Ротором» дельталеты — более 130 экземпляров — успешно участвовали в спортивных соревнованиях и впоследствии нашли своих покупателей. Ведь двухместные дельталеты имеют ряд преимуществ: они удобны для проведения экскурсий, востребованы в сельском хозяйстве, например, для авиахимических работ.
Так, со временем из группы романтиков-энтузиастов образовалась фирма, работающая сразу по нескольким направлениям: конструирование новых аппаратов, обучение курсантов, а в свободное от работы время сотрудники производство занимаются спортом, то есть летают.
В фирме трудятся около 30 человек. Тон задают опытные разработчики, всю жизнь посвятившие авиастроению (в первую очередь это главный конструктор вертолетов Борис Яковлевич Поднебеснов), но с энтузиазмом работают и молодые специалисты, преимущественно выпускники УГАТУ.
Виктор Хрибков — автор и соавтор многих изобретений и проектов. Его кредо — новые, оригинальные конструкции, что называется, с чистого листа. Например, самолет «Птенец-2» (главный конструктор — В. К. Хрибков) признан лучшим ультралегким самолетом в России. Ультралегкий вертолет «Роторфлай» — вообще шедевр сверхлегких летательных аппаратов мирового уровня с уникальными характеристиками и возможностями. Он может приземлиться даже в кузов грузовой «ГАЗели», на крышу небольшого дома или на детскую площадку. Взлетный вес таких аппаратов не должен превышать 500 килограммов.
Виктор Хрибков гордится тем, что за время существования ОКБ здесь обучили более 400 курсантов, подготовили пять мастеров спорта, трех кандидатов в мастера спорта. Юрий Бушуев и Александр Бородин.
Источник: https://sdelanounas.ru/