Целенаправленно заменять механические запчасти и оснастку зарубежного производства отечественными аналогами ВМЗ начал в октябре 2015 года. Но в силу рыночной ситуации программу импортозамещения пришлось дополнить смежным направлением – размонополизацией рынка. Эта работа предполагает организацию тендеров, в которых на равных условиях участвуют завод-изготовитель оригинальных ТМЦ (монополист), а также другие российские и зарубежные фирмы. – В 2017 году мы сместили акцент с импортозамещения на размонополизацию, поскольку отечественные компании в большинстве случаев не могли выдержать конкуренцию с итальянскими и китайскими производителями, – поясняет Дмитрий Макаров, начальник отдела по проектированию технической документации дирекции по ремонтам ВМЗ.
Во втором цехе ВМЗ итальянские двигатели калибровочного стана заменили на отечественные
Крупные закупки в прошлом году осуществили для МКС-5000. Здесь заменили панели для датчиков и плиты производства SMS Group, которые со временем заметно износились. Их критическое состояние обнаружили в ходе предыдущего капремонта.
– По чертежам мы заказали аналоги панелей в Китае, и они оказались на 12 миллионов рублей дешевле, – рассказывает Александр Потапов, ведущий специалист по закупкам ДМТО завода. – Сейчас эти панели уже наработали 512 тысяч тонн проката.
Китайские панели для датчиков установили в прокатную клеть в июле 2017-го.
– Более полугода эксплуатации не повлияли на их состояние, – утверждает Максим Жирунов, менеджер по надежности участка.
Кроме того, размонополизация имеет еще один плюс: завод формирует конкурентную базу, и сам этот факт заставляет производителей быть более лояльными.
– В 2016 году мы искали российские аналоги дорогому сменному оборудованию для установки по шредированию лома на ЛПК. С этой целью разработали программу испытаний с выксунским заводом «Дробмаш», – рассказывает Дмитрий Макаров. – И пусть он проиграл в тендере поставщику оригинальных запчастей Metso, зато иностранные партнеры пошли на 10-процентное снижение стоимости контракта. Это позволило предприятию сэкономить около 14 миллионов рублей.
Оказалось, что умеют
Если говорить непосредственно об импортозамещении, то в дирекции по ремонтам ВМЗ удачным примером называют приобретение новых шнеков для транспортировки дроби в цехе антикоррозионного покрытия труб.
– Специалисты завода самостоятельно разработали чертежи оборудования, аналогичного голландскому Bauhuis, заменили некоторые материалы отечественными, – рассказывает Александр Потапов. – Руководствуясь этими чертежами, мы закупали шнеки у российской компании «РМЦ Сервис НН» из Дзержинска. Сейчас они используются уже на шести дробеметных установках.
В цехе подтвердили, что в дальнейшем намерены заказывать только российские комплектующие, тем более что износостойкость новых шнеков увеличилась с двух месяцев до одного года. Кстати, на том же участке сейчас испытывают транспортные ролики. Из-за их специфического резинового покрытия специалисты долго не могли найти аналоги в России.
– Считалось, что в нашей стране не умеют производить эту продукцию, эксперименты были безуспешными, – рассказывает менеджер по надежности участка по ремонту ЦАПТ и отгрузки труб Алексей Фирсов. – Однако ролики «Ханнекард-Рус» из Курска, которые мы сейчас тестируем при максимальной нагрузке, оказались не хуже импортных. А недавно заявки на испытание своих изделий оставили еще два производителя – из Волжского и Каменск-Шахтинского.
Начальник отдела по обеспечению запчастями и КИП ДМТО Елена Кузнецова добавляет, что успешные примеры есть и в других подразделениях завода. Скажем, ролики SMS Meer в ТЭСЦ-4 заменили на отечественные – фирмы «Метмаш», а с производством плунжеров для ТЭСЦ-3, которые изначально поставляли из Японии, справляются работники «ВМЗ-Техно».
В состав межфункциональной группы ВМЗ по импортозамещению входят специалисты дирекций по ремонтам и по материально-техническому обеспечению, предприятия «ВМЗ-Техно». При необходимости к сотрудничеству привлекают технологов по размонополизации закупок импортного инструмента и оснастки, а также специалистов по экономической безопасности.
От всего не отказаться
В дирекции по ремонтам подчеркивают: замещать импортные товары нужно осознанно. Сегодня ни одно государство не может полностью отказаться от закупок из-за рубежа и создать у себя эффективное производство во всех отраслях.
Представители рабочей группы рассказывают о случаях, когда импортозамещение на ВМЗ не оправдывало себя. Например, на МКС-5000 пробовали закупать зажимные элементы российских компаний для делительных ножниц. Однако из-за недостаточной прочности стали пришлось вернуться к «родным» креплениям производства SMS Group.
Что касается крупных ТМЦ, то сначала составляют программу испытаний, а закупают только при положительном опытном заключении. В случае необходимости производителям направляют замечания и рекомендации. Но на ВМЗ пошли дальше.
– Частой практикой стали технические аудиты на предприятиях поставщика перед размещением заказа, – поясняет Дмитрий Макаров. – Это позволяет оценить реальные технические возможности потенциального партнера.
Автор: Елена Лищук, Фото: Валерий Покумейко
Источник: http://www.up-pro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!