Ранее в Петербурге в рамках «Международного Военно-Морского Салона IMDS» прошли два традиционных судостроительных мероприятия, подводящие итог периоду внедрения IT в судостроении. В данной статье мы познакомим читателей с наиболее знаковыми событиями для Группы компаний «САПР-Петербург» (состроит из InterCAD и Бюро ESG). Итак, На территории одного из самых известных судостроительных заводов в Петербурге “Северная верфь” прошла XVIII Всероссийская научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении». В этом году организаторы существенно расширили программу и количество секций: помимо «Систем автоматизированного проектирования» и «Корпоративных информационных систем»,
появилась «Секция для приборостроителей», чтобы осветить максимально возможное количество вопросов по внедрению информационных технологий в судостроении.
Компания InterCAD с момента первой конференции – постоянный организационный партнер МОРИНТЕХ-ПРАКТИК. Традиционно, модераторами на конференции стали сотрудники Группы компаний «САПР-Петербург» (состроит из InterCAD и Бюро ESG). Технический директор Бюро ESG Александр Тучков провел пленарное заседание и секцию «Системы автоматизированного проектирования», а заместитель коммерческого директора Бюро ESG Алексей Рындин модерировал секцию «Корпоративные информационные системы» и провел круглый стол.
Сотрудники ГК «САПР-Петербург» также представили два актуальных доклада на Конференции. Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях компании InterCAD, выступил с докладом «Работы по внедрению технологии передачи данных из программы CATIA в программный комплекс UPNEST и UPEDITOR с дальнейшей передачей на оборудование тепловой резки», подготовленным в соавторстве с директором InterCAD Александром Ермушиным и генеральным директором ЗАО «ЦИТ «Мёбиус» Алексеем Липисом. Информация, подготовленная авторами, вызвала большой интерес у слушателей и много дополнительных вопросов.
Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш» по ИТ и Алексей Рындин, заместитель коммерческого директора Бюро ESG в рамках секции «Корпоративных информационных систем» представили доклад «Актуальные вопросы построения информационных систем в судостроении». Материалы, подготовленные для выступления, содержали данные по внедрению, построению, использованию информационных систем в судостроении, возможности удаленной, распределенной работы и распределения задач между разными подразделениями и предприятиями. Дискуссия, возникшая после прочтения доклада, а также вопросы аудитории, показали, что тема построения информационных систем в судостроении актуальна как никогда прежде.
Отметим, что не только доклады сотрудников ГК «САПР-Петербург» вызвали большой резонанс. Выступления о реальном применении 3D технологий и виртуальной реальности, вопросы построения Информационных моделей кораблей/судов, практический опыт импортозамещения в ИТ-инфраструктуре, подготовленные представителями ведущих российских проектно-конструкторских бюро и предприятий судостроительной отрасли, показали, что на конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении» затрагивается максимально широкий и актуальный круг вопросов.
PLM-ФОРУМ «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка»
Конференция PLM-ФОРУМ «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» прошла непосредственно на территории VIII Международного военно-морского салона IMDS .
В форуме приняли участие руководители Министерства промышленности и торговли РФ, ведущие сотрудники АО «ОСК» и ФГУП «Рособоронэкспорт», иностранные специалисты по PLM-технологиям и логистической поддержке.
Компания Бюро ESG — многолетний спонсор и участник PLM-ФОРУМ. В этом году в рамках секции «A» «Взаимодействие организаций при выполнении процессов обеспечения жизненного цикла изделия PLC (Product Lifecycle Collaboration)» выступил заместитель директора «Бюро ESG» Алексей Рындин с докладом «Организация территориально-распределенной работы для участников Жизненного цикла корабля/судна». Выступление вызвало дополнительные вопросы и дискуссии, что однозначно делает честь автору: значит, тема выбрана актуальная и полезная. Тезисы доклада вошли в сборнике «PLM-ФОРУМ».
Мы хотели также отметить чрезвычайно интересные, основанные на собственном опыте выступления коллег из АО «ПО «Севмаш» об экономических аспектах применения PLM-технологий и об особенностях управления полным жизненным циклом при работе с высокотехнологичной продукции военного назначения головных кораблестроительных предприятий. Доклад АО «ЦМКБ «Алмаз» – об организации взаимодействия проектанта и завода-строителя, ООО «Балтийский завод-Судостроение» – о практическом применении современных технологий информационной поддержки жизненного цикла корабля при строительстве ледокольного флота России.
PLM-ФОРУМ «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» стал площадкой для докладов на сложные, актуальные вопросы отрасли, для встречи и обмена опытом представителей ведущих российских проектно-конструкторских бюро и судостроительных предприятий.
Об уровне внедрения современных технологий в отрасли судостроения (вместо выводов)
В заключении мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые возникли у меня, как непосредственного участника обоих мероприятий.
1. Пожалуй, первый раз за все эти годы на обеих конференциях прозвучало, что трехмерное проектирование вошло в набор обязательных технологий фактически на всех судостроительных предприятиях (включая и КБ, и заводы). При этом, несмотря на недостаточно проработанный юридический статус этих моделей, передача их от проектанта к заводу стала стандартом «де факто».
2. Выяснилось, что получение документации из этих трехмерных моделей (как графической – чертежи, так и табличной – спецификации, ведомости) по факту – нетривиальная задача в условиях необходимости соответствовать действующей нормативной документации. Целая серия докладов молодых представителей отрасли, была посвящена попыткам автоматизировать выпуск документации на основе трехмерной модели («ЦМКБ Алмаз», «Северное проектно-конструкторское бюро» и другие). С нашей точки зрения проблема кроется в необходимости изменения нормативной документации от требований «так должно быть оформлено» к требованию «что бы было понятно».
3. Технологии смешанной и виртуальной реальности активно внедряются в промышленность, что было отражено в докладах «ЦМКБ Алмаз» и «Адмиралтейские верфи». Конечно, что это первые попытки использования таких технологий в отечественном судостроении, но очевидно, что через несколько лет это станет стандартным инструментом, распространенным в отрасли. Что позволит существенно сократить сроки принятия и согласования проектных решений, решений о необходимости и объеме ремонтных работ, сокращения командировочных расходов путем удаленной работы специалистов, задействованных в принятии ответственных решений.
4. К сожалению, в отрасли нет понимания, что такое «Информационная модель корабля или судна» (цифровой двойник корабля). Пожалуй, наиболее проработанную модель, с точки зрения проектанта и строителя предложили «Адмиралтейские верфи», совместно с компанией «НовИТ ПРО». По крайне мере, эта концепция наиболее близка нашей компании и полностью соответствует, например концепции Системы управления проектными и инженерными данными (СУпрИД) разработанной нами для ПАО «Газпром нефть» и также применяемой в других отраслях.
5. Совершенно другой подход к созданию Информационной модели корабля, основанный на мониторинге использования различных систем корабля в реальном времени был предложен НИЦ «Курчатовский институт». Насколько я понимаю, подобный подход используется и в других организациях осуществляющих в том или ином виде мониторинг систем корабля в реальном времени (например, Си-Проект).
5. Резюме. В настоящее время вопросы создания информационной модели корабля обсуждаются в среде «проектант – завод-изготовитель». Но срок эксплуатации корабля примерно в 5 раз больше срока проектирования и строительства. Поэтому необходимость подключения к этому процессу Заказчика совершенно очевидна.
6. Хочется отметить несколько интересных докладов, имеющих косвенное отношение к темам конференции. Это доклад “Автоматизация процесса разработки изделий из полимерных композиционных материалов” («Крыловский ГНЦ»), доклад “NVIDIA для судостроения” (компания «НВИДИА Лтд.»), и доклад “Информационное моделирование инфраструктуры судостроительных предприятий” («Адмиралтейские верфи»).
И последнее, и пожалуй, одно из самых главных замечаний: на конференции появилось довольно много молодых специалистов: это и проектировщики, и специалисты по ИТ, и заводские инженеры. Они начинают делать доклады, порой не очень умело, им пока еще не хватает опыта, как выступлений, так и жизненного, но они уже очень хорошо разбираются в тех задачах, которыми непосредственно занимаются. Будущее судостроения будут определять именно эти молодые специалисты. Будем надеяться, что проблема «провала или разрыва поколений» в инженерном деле начинает постепенно решаться.
Автор: Александр Тучков, технический директор Бюро ESG