Российское предприятие СКИФ-М бросает вызов законодателям мод на рынке обрабатывающего инструмента

С каким брендами сегодня в первую очередь ассоциируется инструментальная отрасль? Безусловно, со шведской компанией «Sandvik Coromant», с американским концерном «Kennametal». А что может выдвинуть в этот ряд лидеров Россия? До 1991-го СССР полностью обеспечивал потребности собственной промышленности в инструменте и экспортировал эту продукцию в другие страны. Страна занимала третье место в мире по потреблению инструмента и второе место по его производству.

Картинки по запросу СКИФ-М инструмент

В последние же годы на отечественном рынке доминируют мировые игроки. Что касается структуры импорта и экспорта в этом сегменте, то российские компании приобретают инструмент топ-класса для высокоскоростных обрабатывающих центров последнего поколения из Германии, Японии, Швеции и США, отечественные же инструментальщики экспортируют более простой и менее точный инструмент преимущественно в страны СНГ (в основном это фрезы из быстрорежущей стали). При этом в России есть производители качественного высокотехнологичного инструмента, способные составить конкуренцию мировым лидерам как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В их числе Белгородская компания «СКИФ-М», 70% продукции которой – режущий инструмент для обработки титана и алюминия. Белгородские фрезы используют в своем производстве такие авиационные гранды, как «Boeing» и «Airbus».

В последние годы именно «СКИФ-М» представляет российский инструмент на мировом рынке, фирма Александра Москвитина стала уважаемым и узнаваемым брендом. Но на родине «СКИФ-М» и другие российские высокотехнологичные экспортеры испытывают сложности с реализацией своей продукции. Во-первых, отечественных инструментальщиков топ-уровня не так уж и много, во-вторых, их объемы производства пока не сопоставимы с зарубежными олигополистами. Также сказывается и накопленная за последние 25 лет инерция ориентированности отечественных станкостроителей на проверенные мировые бренды и скепсиса по отношению к попыткам импортозамещения.

Александр МосквитинДействительно, до недавнего времени инструментальных «пророков» никак не хотели воспринимать в своем отечестве, но чем дольше длятся санкции и чем ближе 2025 год, тем активнее отечественный рынок разворачивается к собственным производителям. Таким образом, сложились благоприятные условия для того, чтобы компания «СКИФ-М» и другие инструментальщики смогли сосредоточиться на поставках продукции российским производителям станков. Помочь запустить кооперационные процессы взялся «Станкопром». К слову, в этом году АО «Станкопром» предложил заключить соглашение о сотрудничестве ООО «СКИФ-М». Генеральный директор белгородской компании рассказал «Умпро» об этом соглашении и связанных с ним перспективах. Также Александр Москвитин поделился своими впечатлениями о «Металлообработке-2016» и своим видением развития станкоинструментальной отрасли.

– Александр Александрович, ваша компания привыкла действовать самостоятельно и ни на кого не надеяться, именно эта стратегия позволила «СКИФу» стать конкурентоспособным экспортером. Чем «Станкопром» поможет вам в поиске новых потребителей инструмента на российском рынке?

– В связи с курсом на импортозамещение и резким ростом потребности в отечественном инструменте производители и потребители должны действовать активнее, тем более на своем рынке. Мы привыкли идти к потенциальному покупателю напрямую, так, в общем-то, работают в Европе и еще год назад для меня казалось неприемлемым обращаться к посредникам. Но, оказывается, система дистрибьюторов может быть эффективнее прямых продаж и продвижения бренда в станкоинструментальной отрасли. Тем более когда речь идет о предприятиях ОПК. Даже в США при наличии огромного конкурентного гражданского рынка, на который может зайти абсолютно любой производитель инструмента, американские оборонные предприятия используют в основном инструмент континентального производителя «Kennametal», и распространяется он в том числе по развитой системе местных дистрибьюторов. В России много проблемных, с точки зрения коммуникации, заводов, с которыми мы хотели бы начать сотрудничать. Но у нас попросту не хватит ресурса, чтобы дойти до каждого потребителя. АО «Станкопром» совместит в себе наши представительские функции и функции потенциального покупателя, тем самым холдинг выступит эффективным посредником и сэкономит время и производителю, и потребителю инструмента.

Безусловно, «СКИФ-М» намного меньше «Станкопрома» и «Ростеха», однако у нас исключительно равноправные партнерские отношения. У «СКИФ-М» накопился большой опыт в решении нестандартных задач, с которыми не всегда могут справиться даже крупные транснациональные игроки. Порядка 75% решений пришло на предприятие в виде проблем наших заказчиков. И нам удалось их решить, в результате чего появились новые идеи, новые инструменты, которыми стали пользоваться и другие предприятия. Возможно, благодаря гибкому подходу, умению совместить производство и инжиниринг в одном флаконе «СКИФ-М» привлек к себе внимание «Станкопрома».

– В ходе нашего прошлогоднего интервью вы говорили о минусах работы внутри крупных объединений – холдингов и корпораций, о том, что теряется мобильность и повышается монополизация рынка, притупляется чувство конкурентной борьбы.

– Повторюсь, что в условиях быстрорастущей потребности в отечественном инструменте на внутреннем рынке крупное объединение вроде «Станкопрома» может ускорить продвижение нашего инструмента до российского потребителя. Но на рынке, где есть много производителей топ-уровня, такая тактика не сработает. В данный момент в России совсем немного производителей высококачественного инструмента, и важно максимально широко и эффективно распространить их продукцию, дать им возможность создавать новый инструмент и увеличивать объемы производства. В то же время мы вовсе не хотим становиться монополистами. Во-первых, у нас нет таких производственных мощностей, чтобы разом перекрыть весь внутренний рынок. Во-вторых, для качественной продукции, – не важно, станки это или инструмент, – нужна конкуренция, нам нужен сопоставимый соперник на отечественном рынке. В-третьих, чем больше в стране своих инструментальных компаний, тем это лучше для конкурентоспособности страны.
ООО «СКИФ-М»

– Как, на ваш взгляд, должна выглядеть система дистрибуции станкоинструментальной отрасли в России?

– В данном случае дистрибуция  – это не просто организация сбыта высокотехнологичного товара, а институт технологического станкоинструментального посредничества. Дистрибуцию нужно развивать, культивировать и учить людей, чтобы они наполнялись знаниями о последних технологических трендах и практическим опытом. И дальше дистрибьюторы должны идти на заводы, как миссионеры, и рассказывать о продукции отечественных станкоинструментальщиков. Как ни крути, компании-производителю, как бы она ни развивалась и какой бы крутой инструмент ни создала, не хватит ресурса, чтобы дойти до каждого потенциального потребителя.

– Значит, можно констатировать, что за последний год ситуация с инструментом на отечественном рынке стала меняться к лучшему?

– Сегодня в правительстве стали больше говорить о важности возрождения отечественного инструмента, и это уже хорошо. Импортозамещение в нашем сегменте – это непростой процесс, это почти как поменять религию, язык, культуру. Когда люди долго пользуются каким-то инструментом, они к нему привыкают, даже сродняются с ним, вплоть до восприятия его внешнего вида, буквенной аббревиатуры. Брендовый инструмент доминирует не только на предприятиях, но и в головах руководителей. Это касается не только российских производителей, но и иностранцев. В нашей стране нет собственных средств производства инструмента. А самая главная проблема не в том, чтобы купить дорогостоящее оборудование для выпуска инструмента, а в том, кто на этом оборудовании будет работать.

– Как проявляется в отечественной практике это доминирование мировых брендов?

– Существует не только русское, но и, например, немецкое, бельгийское «недоверие». Когда «СКИФ-М» начал сотрудничать с европейскими компаниями, мы столкнулись с известным стереотипом, мол, Россия – это нефть, газ, красивые женщины, «Калашников», но никак не инструмент. В далеком 1987 году государство закупило для «Белгородского завода фрез» (предшественника ООО «СКИФ-М». – Прим ред.) в Германии новейшую линию станков и технологию по изготовлению крупногабаритных фрез для обработки шеек коленчатых валов. Представьте себе, больше двадцати лет назад, когда наша станкоинструментальная отрасль еще не обрушилась, представители немецкой компании-поставщика оценивали наше решение как баловство. А мы сумели не только сохранить предприятие в тяжелые времена, но и синтезировать производственные линии и, как следствие, производить конкурентоспособные фрезы, востребованные мировыми лидерами авиационной промышленности.

– Если надежды, связанные с реализацией вашего соглашения со «Станкопромом», сбудутся и у вас увеличится пул российских клиентов, то вам придется расширяться?

– На сегодняшний день объемы производства «СКИФ-М» – это 2-3% российского рынка инструмента. Если говорить о перспективах развития нашей компании, то до 2020 года мы можем увеличить объемы выпускаемой продукции без потери качества в 2 – 3,5 раза. И опять же мы возвращаемся к идее о том, чтобы культивировать на отечественном рынке не одну компанию, а многих российских производителей. Повторюсь, что стратегическая безопасность требует этого. Мне нет смысла выращивать нового игрока, если я его выращу, то он будет моим. В России есть потенциально сильные предприятия, если правильно стимулировать рынок отечественного инструмента, их прогресс неизбежен. Они будут участвовать в ФЦП, добиваться налоговых преференций, прочих бонусов в борьбе за потребителя. В Европе занимать 30% рынка – высший пилотаж. У «Kennametal» в США – более 50%. Опять же, если мы берем американскую модель защищенности, то кто-то ведь в дополнении к одной или нескольким крупным российским компаниям должен занять оставшиеся позиции на рынке? Можно отдать этот сегмент зарубежным производителям, а можно взращивать молодые предприятия.

– Кстати, о бонусах и инструментах поддержки – субсидиях, софинансировании, льготном кредитовании, тех же налоговых преференциях. «СКИФ-М» сам участвовал в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы». Совместно с Белгородским университетом, лабораторией «Иркута» «СКИФ-М» продвигал проект по сборному инструменту. Команда вышла в финал, но в итоге уступила другим проектам, как вы думаете, почему так произошло?

– Я считаю, что безвозмездно выдавать государственные деньги производителю, а тем более частному – нецелесообразно. Стимулировать надо не нас, а заказчиков. Мы компенсируем свои затраты благодаря активизировавшемуся сбыту инструмента. Частным и государственным предприятиям, рискующим покупать российский инструмент от еще не создавшего себе репутацию на рынке производителя, необходимо предоставлять стимулирующие гарантии. К примеру, если завод покупает российский инструмент, то у этого предприятия автоматически снижается процент налога с прибыли от продаж и т.п. Только так можно оживить спрос на российский продукт. Если говорить о нашем участии в ФЦП по инструменту, то мы не выиграли из-за отсутствия опыта. Одного желания мало, нужно быть в известной степени дипломатом, специалистом в области переговоров, знать механизмы продвижения проектов в различных инстанциях и т.д. Мы пытались продвинуть свой проект под производство «МС-21», опираясь на авторитет «ОАК», «Иркута», губернаторов, но этого оказалось недостаточным. Будем работать в будущем с этой же командой, и, возможно, к нам присоединится Московский государственный институт стали и сплавов. У вуза есть реальный опыт участия в ФЦП.
«СКИФ-М» имеет современное высокомобильное производство, основанное на использовании системы CAD-CAM и высокоточного оборудования, соединенных в сеть с ЭВМ

– В прошлом году «СКИФ-М» намеревался запустить производство режущих пластин из твердого сплава…

– Линия уже сформирована, но в то же время у нас возникали локальные проблемы, связанные с запуском производства твердого сплава. Те пластины, которые нам были нужны, – намного сложнее аналогов, создаваемых на российских станках. И нам пришлось самим заняться их производством, для этого было закуплено соответствующее оборудование – прежде всего пресс, роботизированная рука и печь. Мы вложили в эту линию серьезные ресурсы, но в перспективе это позволит выйти на новый уровень и дать не только нам, но и другим российским инструментальщикам качественные пластины из твердого сплава. Некоторые эксперты считают, что «СКИФ-М» сделал очень рискованный шаг. По их мнению, такое производство является рентабельным при объеме в 10 млн. пластин в год. Чтобы не понести серьезных убытков, линия должна работать на определенный рынок. В России он есть, вместе со «Станкопромом» у нас появляется возможность на него войти.

– Мировые авиационные производители знают и уважают вашу компанию. Как насчет перспектив выстроить сотрудничество с европейцами или с американцами так же, как со «Станкопромом»?

– Честно говоря, это слишком глобальные планы, нельзя успеть и здесь, и там. Россия имеет реальные возможности развить свою инструментальную отрасль, поэтому нам и другим компаниям есть смысл сконцентрироваться на внутреннем рынке. Но пока не хватает масштабного фактора. Мы научились делать всего по чуть-чуть, а для того, чтобы быть игроком серьезного уровня, нужны большие серийные объемы, позволяющие повысить производительность труда и снизить цены на продукцию. Что касается развития сотрудничества с зарубежными компаниями, думается, перспективы вполне реальны. На Западе нас уважают, репутацию авиационной державы Россия отстояла. К тому же в нашей стране сейчас создаются благоприятные условия для крупных инвесторов, в том числе иностранных.

– «СКИФ-М» – постоянный участник выставки «Металлообработка». Что дает компании участие в ней и что из продукции «СКИФ-М» пользовалось спросом на последней выставке?

– Наибольший интерес вызывала «классика» – инструмент по алюминию, титану, различным сталям. Интересовались прежде всего инструментом и решениями по обработке сложных материалов. Вообще на «Металлообработке» я обращаю внимание прежде всего на станкостроителей. Чем больше российских станкостроителей, тем лучше инструментальщику. Самая большая мечта инструментальщика – стать постоянным партнером поставщиков станков. К примеру, в комплекте со станком «ДМГ МОРИ» идет чемоданчик с инструментом «Sandvik Coromant». Это связанность технологов, это топ-класс. Большие надежды возлагаю на локализованные предприятия, полагаю, одна из основных задач промышленной политики – развивать локализацию производств мировых компаний, стимулировать их покупать отечественные комплектующие. Так в свое время подняли промышленность в Китае и Индии.

– Ваш прогноз на 5-10 лет: сможет ли за это время отечественная инструментальная отрасль заполнить своей продукцией хотя бы 50% от общего объема внутреннего рынка?

– Я не политик, но мне кажется, что в текущей ситуации у России есть хороший шанс развить свое инструментальное производство.

Картинки по запросу СКИФ-М инструмент

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.