В середине июля в Казани были начаты летные испытания первого летного прототипа-демонстратора экспериментального разведывательного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Альтаир» (НИР «Альтиус-М»), имеющего взлетный вес около 5000 кг и создаваемого казанским АО «НПО ОКБ имени Симонова» (до недавнего времени именовалось ОАО «ОКБ „Сокол“; в программе также принимает участие АО „Группа Кронштадт“ — ранее „Транзас“, Санкт-Петербург).
Прототип аппарата был построен на казанском АО „КАПО-Композит“ (созданном на основе одного из цехов Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова).
Сенсация авиапрома: ОКБ им. Симонова подняло в воздух первый в стране тяжелый беспилотник — ушло 5 лет труда и не менее 1 млрд. рублейКак стало известно „БИЗНЕС Online“, в Казани произошло сверхдолгожданное для минобороны событие: ОКБ им. Симонова подняло в первый полет оружие современной войны — первый в России тяжелый беспилотник. Он должен составить конкуренцию американским „Хищникам“, способным уничтожать цели на земле. Военные приближали этот день как могли, ведь, по их мнению, казанцы подзатянули с выполнением заказа.”ИНТЕРЕСНО, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ НАШИХ ВОЕННЫХ ДУМАТЬ, ЧТО ЭТО РЕАЛЬНО?”
Диковинную двухмоторную „птицу“ можно было увидеть в середине июля над аэродромом Казанского авиазавода. Таких пока не „водится“ нигде в России. По данным „БИЗНЕС Online“, это казанское АО „НПО ОКБ им. Симонова“ (до недавнего времени — ОКБ „Сокол“) подняло в первый полет „Альтаир“ — первый российский тяжелый беспилотный летательный аппарат (БЛА). В самом конструкторском бюро эту информацию не комментируют.Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БПЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011 года. Машину с нетерпением, если не сказать, с некоторой нервозностью, ждут военные, которые в последние три года уделяют беспилотной тематике повышенное внимание. По нашей информации, будучи в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сделал внушение гендиректору ОКБ Александру Гомзину за затягивание сроков. О необходимости ускорения Шойгу говорил еще в 2013 году.
Тогда зампредседателя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев сообщил, что три российских компании, в числе которых и „Сокол“, работают над тем, чтобы выполнить поручение.Впрочем, как полагает ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов, военные не совсем объективны. „Если вспомнить зарубежный опыт (а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные примеры), то к нынешнему положению дел США шли более 20 лет — первые полеты Predator („Хищник“ — прим. авт.) и Reaper („Жнец“ — прим. авт.) состоялись в 1994 и 2001 годах, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — А версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за 5 — 7 лет. Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?“
НА КРАЮ КАТАСТРОФЫ
Победа казанского бюро в столь значимом конкурсе до сих пор вызывает вопросы.Во-первых, в конкурсе казанцы смогли обойти такого авиастроительного гранда, как ОАО „Российская самолетостроительная корпорация МиГ“. „Мигари“ даже попытались опротестовать решение военных в московском арбитраже — подали иск к минобороны и „Соколу“ с требованием о признании недействительным размещение госзаказа. В декабре 2011 года претензии МиГа были названы судом необоснованными.Во-вторых, ОКБ им. Симонова, конечно, фирма со стажем (образовано в 1959 году, а беспилотной тематикой занялось в 1968-м). Но, не умаляя достоинств компании, отметим, что это была весьма специфическая работа — переделка серийных истребителей в самолеты-мишени, а также создание буксируемых мишеней.
И только в 1993 году в серию пошел близкий к классической БЛА-тематике комплекс воздушной мишени „Дань“. Если и были еще какие-то разработки, то информация о них не разглашается. Впрочем, например, соруководитель рабочей группы „АэроНэт“ в рамках Национальной технологической инициативы, гендиректор ЗАО „Центр передачи технологий“ Сергей Жуков уверен, что все логично: „ОКБ Симонова — единственное в России предприятие, которое всегда занималось исключительно беспилотной техникой, за ним стоит опыт десятилетий“, — подчеркнул он в беседе с „БИЗНЕС Online“.В-третьих, финансовое состояние компании накануне конкурса было катастрофическим. Если в 2006 — 2009 годах ОКБ устойчиво наращивало оборот, то в 2010-м оно получило чистый убыток в 38,9 млн. — больше, чем тогдашний уставный капитал бюро — 36,2 млн. рублей. Обычная фирма была бы вынуждена объявить себя банкротом, но с „Соколом“ такого не произошло.
А на следующий год она получила заказ от минобороны, и уже в 2012-м показала впечатляющий рост выручки — 616,9% — со 126 млн. до 907 млн. рублей. В 2013-м выручка выросла на 97% до 1,79 млрд. рублей, а чистая прибыль — в 14,6 раза, с 9 млн. рублей до 131 миллиона.Есть предположение, что на успех ОКБ повлиял патронаж его основателя, а впоследствии главного конструктора фирмы Сухого, авторитетнейшего Михаила Симонова, который не терял связь со своим детищем, более того, помог его акционировать и до смерти (2011 год) был бессменным председателем совета директоров ОКБ (с апреля 2014 года бюро носит его имя).
“ПЕРНАТЫЕ» АКЦИОНЕРЫ Небезынтересно то, что в «жирный» для ОКБ 2013 год Татарстан, столь трепетно относящийся к своему участию в знаковых предприятиях оборонки, решил расстаться с акциями компании. Минземимущество РТ продало за 35,3 млн. рублей остававшийся у государства блокпакет в 25% плюс 2 акции компании АО «Сокол-Инвест». На сегодня структура акционеров ОКБ выглядит следующим образом: «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%.Обе компании-владелицы весьма любопытны. «Сокол-Инвест» (зарегистрирован по тому же адресу, что и ОКБ, а руководит им заместитель генерального директора бюро Владислав Лачугин) был создан в 2003 году с участием правительства РТ и московского Лиос-банка. Инициатором создания этой компании выступало минэкономики РТ, предложившее привлечь инвестора для освоения серийного производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции, имеющей экспортный потенциал. Минземимущество РТ внесло в уставной капитал новой компании пакет в 69,6% акций ОКБ. При этом уставник новой компании был распределен в пользу банка — он имел 75% акций «Сокол-Инвеста», блокпакет в 25% контролировал Татарстан. Однако с партнером вышла накладка — через два года ЦБ отозвал у Лиос-банка лицензию из-за рискованной кредитной политики, которая привела к значительной потере размера его капитала, утрате ликвидности и платежеспособности. Однако московский банк указан во владельцах компании.
Из наиболее свежего списка аффилированных лиц ОКБ следует, что 100% акций «Сокол-Инвеста» находится в депозитарии АИКБ «Татфондбанк», который выступает номинальным держателем.”Фалькон Эйр” (в переводе с английского falcon — «сокол» — прим. ред.) выглядит еще занятнее. Имена его генерального директора Рустема Сулейманова и собственника Диляры Махизяновой ничего не скажут общественности. Но выясняется, что они — партнеры влиятельного бизнесмена Рустэма Магдеева. У Сулейманова есть доля в ООО «Солид Билдинг Девелопмент», где Магдеев — основной владелец, а у Махизяновой есть доля в ООО «Климриэлт», где главный акционер — Эльбрус Рустэмович Магдеев (вероятно, сын). В середине 2000-х Магдеев-старший был помощником в то время премьер-министра РТ Рустама Минниханова. И, видимо, Магдеев остается влиятельной фигурой. К примеру, 9 июня 2014 года президент РТ выложил в своем аккаунте в «Инстаграме» несколько фото с 50-летнего юбилея Магдеева, который отмечался в спа-центре Luciano.Отметим, что и председатель совета директоров ОКБ — выходец из правительственных кругов РТ: выпускница Харьковского института инженеров коммунального строительства Наталья Даниленко некоторое время возглавляла в министерстве экономики и промышленности РТ отдел оборонно-промышленного комплекса НИИ и КБ. Судя по отчетности ОКБ, с 2011 года она не только сменила в председательском кресле Симонова, но и стала и. о. начальника финансово-экономического отдела бюро.
УДАРНО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ГАЗПРОМОВСКИЙ
Как бы то ни было, получение контракта на «Альтиус-М» стало для ОКБ этапным моментом, констатирует Федутинов, позволившим выйти на качественно новый уровень. Итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета.Внешний вид аппарата обнародовали на фото с одного из посещений Казани премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Известно о машине немного, и все это примерные данные. Планер выполнен из композитных материалов. Длина — 11,6 м, размах крыла — 28,5 метров. Продолжительность полета — до 48 ч, дальность — 10 тыс. км, потолок — 15 километров. Что касается целевой нагрузки, то, как сообщал главный конструктор ОКБ Александр Гомзин, ее вес достигает 2 т, в том числе это «оптико-электронный модуль, который разрабатывает казанское АО „Государственный институт прикладной оптики“. Пока непонятно, прообразом какой машины можно назвать „Альтаир“ — разведывательной или ударной. „Напрашиваются вполне очевидные параллели с разведывательно-ударными аппаратами — американским БЛА Reaper и израильским БЛА Heron TP (Eitan), — отмечает Федутинов. — Так что, скорее всего, „Альтаир“ будет представлять собой аппарат, предназначенный для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающий некоторыми ударными возможностями“.Для „Альтаира“ предусмотрено и гражданское применение. По словам Гомзина, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО „Газпром“ о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. „Стандарт „Газпрома“ предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации.
https://www.youtube.com/watch?v=OtOUbk3r6eA
А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах“. Гендиректор отметил, что в газпромовской программе используются многие решения темы „Альтиус-М“. Также ОКБ представило проект по созданию единой информационно-управляющей системы в арктической зоне России.Впрочем, до того как машина начнет летать, все это лишь благие пожелания. Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. Как полагает Федутинов, это означало и переход от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в России создан тяжелый БПЛА. „Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения“, — уточнил Борисов, но не назвал фирму-разработчика. Но, как предположил тогда Федутинов, Борисов, скорее всего, имел в виду именно „Альтаир“.
“БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШАГ»
Можно предположить, что первого полета с нетерпением ждали не только из-за того, что это важный технический этап программы, но и ввиду нюансов ее финансирования. По данным источников «БИЗНЕС Online», военные, не видя конкретного результата, стали придерживать денежки (а Шойгу в 2013 году и вовсе пригрозил останавливать работу с создателями робототехники, которые будут не согласны с ужесточением сроков разработки). Отметим, что по итогам 2014 года чистая прибыль ОКБ упала сразу на 99%, или в 107 раз, с 397,4 млн. до 3,7 млн. рублей. Выручка снизилась на 33,1% до 1,197 млрд. рублей.Но по итогам «подлетного» 2015-го предприятие несколько поправило свои дела. Чистая прибыль увеличилась с 3,7 млн. до 7,3 млн. рублей. Выручка выросла на четверть с 1,2 млрд. до 1,5 млрд. рублей.
При этом поступления от ОКР увеличились в 3,7 раза до 923 млн. рублей, выручка от НИР сократилась на 355 млн. рублей до 1 млн. Одновременно ОКБ получило 27 млн. субсидий от минобрнауки РФ и 50 млн. рублей — от минпромторга РФ на реализацию НИР и ОКР по приоритетным направлениям промышленности. К слову, в ОКБ неплохо получают, во всяком случае, в отчетности указана средняя зарплата в 63 тыс. 122 рубля…И пока «Альтаир» окончательно не встанет на крыло (руководство ОКБ заявляло, что опытная эксплуатация начнентся в 2019 году), денег понадобится еще немало. «Испытания — итеративный процесс, тесно связанный с доработкой аппарата и доведением его характеристик до обозначенных заказчиком в техническом задании, — отмечает Федутинов. — Не исключено, что, как и в случае с созданием пилотируемых летательных аппаратов, здесь будет построено несколько летных экземпляров. Что касается длительности проведения работ, то она зависит от сложности разработки. В данном случае сложность определяется новизной создаваемой техники». Согласно отчетности ОКБ, объем запланированных на 2016-й работ — 1,6 млрд. рублей: ОКР и НИР — 907,5 млн.; изготовление серийной продукции — 516 млн.; прочих работ — 140 млн. рублей.По всей видимости, итоги первых испытаний «Альтаира» будут представлены высшему руководству страны уже в сентябре, на одном из закрытых мероприятий главного военно-промышленного смотра России — форуме «Армия-2016». И можно быть уверенным, что нынешний успех ОКБ военные конвертируют для него в звонкую монету, а успех несомненен. «Беспилотников такого класса в России еще не было, и то, что машина поднята в воздух, это безусловное достижение, — говорит Жуков. — Это и большой психологический шаг, и перспектива достаточно быстро по-настоящему поставить машину на крыло. Достигнутый уровень заставит и других подтянуться. Так что событие очень значимое. Считаю, для Казани и Татарстана это большая честь».
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!