Государство инвестирует в отечественный инжиниринг для восстановления индустрии строительства заводов

Минпромторг в 2014 году разработал проект подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», вошедшей в госпрограмму развития промышленности. Что уже сделано в рамках ее реализации? Какие коррективы, с поправкой на время, вносятся в подпрограмму? Собеседник «Умпро» – директор Департамента стратегического развития и проектного управления Министерства промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.

– Василий Сергеевич, давайте попробуем вкратце подвести промежуточные итоги реализации подпрограммы. Какие цели на сегодня достигнуты?

– Цель этой подпрограммы – создание институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, обеспечения экономики новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами. Реализация программы ведется по трем основным направлениям. Во-первых, разрабатывается комплекс инструментов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна. Во-вторых, стоит задача разработать, актуализировать и внедрить целый ряд стандартов деятельности и профстандартов, а также нормативов и правил. Третье направление – подготовка и реализация приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением государственной поддержки.

К реализации отдельных мероприятий подпрограммы помимо Минпромторга России привлечен ряд других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минтруд России, Росстандарт и другие. За два года в рамках каждого из шести основных мероприятий подпрограммы совместными усилиями удалось добиться серьезных результатов.

– Можно поподробнее об инструментах господдержки инжиниринга?

– Здесь речь идет о стимулировании создания и развития инжиниринговых центров на базе вузов и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также на базе частных компаний. А еще – о поддержке деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной механизм поддержки – предоставление субсидии на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна. Субсидии предоставляются на оплату процентов по кредитам, полученным на реализацию проектов создания и развития инжиниринговых центров.

Минпромторгом также разработан и реализуется целый ряд финансовых инструментов государственной поддержки инжиниринговых компаний, которые утверждены отдельными постановлениями правительства РФ. В их числе, например, постановление Правительства РФ №1200, которым утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения. В соответствии с этим документом покупателям этого ПО компенсируется до 60% затрат на его приобретение, причем постановление составлено таким образом, что здесь бенефициарами являются малые и средние инжиниринговые компании. В 2015 году на эти цели выделалось 300 млн. руб., в 2016 году – 450 млн. рублей.

Разумеется, поддержка этого сегмента неотделима от контроля его развития. В целях повышения релевантности статистического учета в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы Минпромторг России совместно с Росстатом разработал и сейчас формирует комплексную систему мониторинга этой индустрии.

– Статистический учет предполагает наличие четкого определения предмета мониторинга. А ведь в нормативно-правовых документах до сих пор нет определения инжиниринга…

– Это определение содержится в утвержденной в августе прошлого года концепции мониторинга развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна. В ней использовано общее определение инжиниринговых услуг, соответствующее определению, разработанному ООН для целей статистического исследования международной торговли услугами. Оно наиболее четко и полно отражает специфику и охват данной сферы деятельности. В соответствии с ним, инжиниринговые услуги – это инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке и эксплуатации машин (оборудования), материалов, приборов, сооружений, процессов и систем. В концепции также дано списочное определение инжиниринговых услуг с разбивкой по их направлениям и видам.

Статистическая совокупность охватывает инжиниринговые компании (центры), научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, промышленные компании, опытные (экспериментальные) предприятия, вузы и другие организации. Предмет мониторинга – состояние и развитие рынка в этой сфере, включая объем оказываемых инжиниринговых услуг, состав потребителей этих услуг, кадровый и технологический потенциал организаций, примеры их кооперации и даже деловой климат в этих организациях.

На сегодня успешно завершены три этапа нашей совместной с Высшей школой экономики работы по формированию комплексной системы мониторинга. Первый был посвящен разработке необходимой научно-методологической базы. Эта методология прошла успешную обкатку на втором этапе, в ходе которого провели пилотное обследование более ста организаций сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна. Также сформирован методологический инструментарий пилотного обследования деловой активности организаций этого профиля. На сей предмет на третьем этапе обследовали свыше шестисот компаний. На основе анализа результатов этого обследования впоследствии был подготовлен ряд предложений по уточнению инструментария статистического наблюдения.

В этом году в рамках четвертого этапа работ создается научно-методическая база статистического наблюдения малых предприятий сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна, включая инструментарий пилотного обследования. После завершения серии пилотных обследований планируется внести изменения в Федеральный план статистических работ, предусмотрев в нем регулярное федеральное статистическое наблюдение сектора инжиниринговых услуг и промышленного дизайна. Еще одна задача этапа – актуализация Единого реестра организаций этого сектора.

На выходе мы получим комплексную систему мониторинга, которая позволит создать информационную базу, обеспечивающую разработку эффективной государственной политики в этой области и принятие обоснованных и востребованных управленческих решений.

– Что ж, будем ждать рабочего запуска этой системы и полной статистической картины в отечественном инжиниринге. А какой эта картина видится уже сейчас?

– Если говорить о том, умеют ли наши инжиниринговые компании строить заводы, мой ответ – скорее, нет, пока в стране не развита индустрия проектирования сложных технологических объектов. Ведь как у нас сейчас в основном создаются новые предприятия? Распространенный способ: крупный холдинг делает это практически собственными силами и ресурсами, привлекая сторонних строителей только на возведение заводских корпусов. В основном так развиваются предприятия с советской историей. Второй вариант: проект заказывается у зарубежной EPCM-компании – это если речь идет об инвестиционном проекте создания современного высокотехнологичного производства. Есть и третий периметр, применяемый в основном в ОПК с его спецификой – секретностью, специальными допусками и т.д., – предприятия этой сферы в таких случаях привлекают обладающие необходимыми компетенциями крупные отечественные инжиниринговые компании масштаба «Солвера», «Финвала» и очень немногих других. Для этих компаний заказы от ОПК – это, помимо прочего, возможность нарастить компетенции, выйти на новый уровень. Здесь имеется проблема в том, чтобы синхронизировать государственное финансирование с возможностью экспертирования инжиниринговыми компаниями этих инвестиционных проектов.

– Вот вы упомянули, что создание высокотехнологичных производств у нас в основном доверяют зарубежным инжиниринговым фирмам. Это – факт, причем очень неудобный для ведущих отечественных инжиниринговых компаний. Они многократно поднимали вопрос о невозможности, по причине отсутствия соответствующих кодов ОКВЭД, проведения конкурсов на заключение ЕРС(М)-контрактов. А вот для их зарубежных коллег-конкурентов на местном рынке таких препятствий нет. Каковы перспективы решения этого вопроса?

– Начнем с того, что на самом деле сейчас в рамках гражданско-правовых отношений ничто не препятствует заключению т.н. контрактов жизненного цикла, или EPCM-контрактов. Это вопрос профессиональной состоятельности юристов заинтересованных сторон, а также неготовности менеджмента закупающей стороны, будь то государство, госкорпорация или частная компания, к работе в формате таких контрактов. Например, Москва как субъект Федерации переходит на закупку вагонов для своего метрополитена именно через контракты жизненного цикла. То есть процесс идет там, где он экономически целесообразен и где нет бюджетных ограничений с точки зрения сроков контрактации. А то ведь государству в условиях однолетнего бюджета очень сложно быть долгосрочным контрактером в логике EPCM. На региональном уровне это делать проще. Так что проблема не в отсутствии каких-то правовых институтов или стандартов, а в самой логике организации бюджетного процесса, долгосрочности бюджетного планирования.
Многономенклатурный инжиниринговый центр ПАО «Криогенмаш»

А коды ОКВЭД – это базовые классификаторы для статистического наблюдения. То есть это – совсем о другом. И, кстати, они сейчас разрабатываются – в рамках мероприятий по созданию упомянутой здесь системы мониторинга рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.

Однако задача ставится шире – речь идет о комплексе мер по стимулированию локализации ЕРС(М)-опыта зарубежных лидеров и развитию российских ЕРС(М)-контракторов. Под таковыми понимаются крупные инжиниринговые компании полного цикла, предоставляющие услуги в том числе по проектированию, поставке, строительству, пуско-наладке оборудования на промышленных площадках и управлению проектом. В перечне запланированных мер поддержки – разработка и утверждение национальных стандартов по ЕРС(М)-контрактингу. Их использование наряду с международными стандартами по инжиниринговой деятельности обеспечит ряд преимуществ российским компаниям перед иностранными при выполнении ЕРС (М)-контрактов в России. Также предстоит разработать и утвердить профессиональные стандарты, охватывающие полный цикл реализации ЕРС(М)  проекта. По-прежнему актуальна задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инжиниринга.

– Кстати, о стандартах: как известно, в рамках подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» Минпромторг совместно с Росстандартом пересматривает действующие и разрабатывает новые стандарты в области инжиниринга. Насколько к настоящему моменту обновлен их пул?

– Работа в этом направлении ведется с апреля 2014 года, когда приказом Минпромторга РФ был утвержден план мероприятий, направленных на разработку стандартов, нормативов, правил в области инжиниринга. По согласованию с Минпромторгом России Росстандарт сформировал перечень стандартов в области инжиниринга, разрабатываемых в 2014 – 2016 годах. К настоящему моменту разработаны первые редакции проектов национальных стандартов по следующим техническим комитетам: ТК-10, ТК-100, ТК-125, ТК-457, ТК-132, ТК-183, ТК-201, ТК-323, ТК-358. Уведомления о разработке национальных стандартов размещены на официальном сайте Росстандарта.

В июле 2015 г. Минпромторгом России согласованы дополнения к этому перечню стандартов. По итогам проведенных конкурсов были заключены девять государственных контрактов на разработку 172 стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна. В том же году утверждено 86 национальных стандартов, в стадии разработки окончательных редакций и подготовки к утверждению находятся еще 86 стандартов.

Предложения по разработке стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна мы продолжаем получать и в этом году. Они рассматриваются по мере поступления.

Однако это не единственное направление работы со стандартами. Еще одна важная тема – разработка и актуализация требований к профессиональным компетенциям в области инжиниринга и промышленного дизайна. Минпромторг инициировал формирование перечня наиболее востребованных в инжиниринговой деятельности профессиональных стандартов, которые необходимо разработать. Мы обобщили соответствующие предложения общероссийских объединений работодателей и общественных организаций и ассоциаций бизнеса и направили готовый перечень в Минтруд России. В результате в 2014 году были разработаны, а в 2015 году зарегистрированы в Минюсте РФ профессиональные стандарты «специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства», «специалист по проектированию технологических комплексов механосборочного производства; дизайнер малых форм», «дизайнер транспортных средств». Сейчас разрабатываются профстандарты в сфере проектирования.

Наконец, еще одно направление, в котором Минпромторг РФ работает совместно с Минобрнауки, – разработка новых и актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности. Как это должно работать, поясню на примере. В декабре 2015 года утвержден и вступил в силу профессиональный стандарт в области инжиниринга «Специалист промышленного инжиниринга в автомобилестроении». В нем установлены требования по наличию у таких специалистов высшего образования уровня специалитета и магистратуры и указаны наименования направлений подготовки, обеспечивающих возможность освоения соответствующей профессиональной деятельности в области инженерии, архитектуры, менеджмента.

– Думается, наиболее перспективное направление подготовки будущих специалистов для инжиниринговых компаний – привлечение студентов к работе в создаваемых при вузах инжиниринговых центрах. Минпромторг реализует ряд мер по поддержке таких центров. Какая отдача уже получена? Какие ниши на рынке заняли эти центры?

– Путем стимулирования создания на базе вузов МИПов в форме ООО и их последующей поддержки решаются две задачи: вузы осваивают коммерческое поле, активнее работают с индустриальными партнерами, а их студенты получают практические навыки инжиниринга. Схема здесь следующая: пилотные проекты создания и развития инжиниринговых центров на базе вузов проходят конкурсный отбор и по его результатам вузы получают из федерального бюджета субсидии для возмещения части затрат, связанных c их реализацией. Причем субсидии предоставляются путем увеличения государственного задания вузам.

Научно-производственный центр точного машиностроения ЗАО «Мезон»

Подтверждением высокой востребованности этого механизма государственной поддержки является количество заявок, которые поступают на конкурс от вузов каждый год: в 2013 году – 96, в 2014 году – 66, в 2015 году – 79 заявок. За этот период проведены три очереди конкурсного отбора, в результате чего поддержку получили 30 вузовских инжиниринговых центров. Совокупный объем полученных ими субсидий составляет 2 240 млн. рублей.

Создание инжиниринговых центров позволило увеличить эффективность научной и образовательной деятельности вузов, расширить спектр фундаментальных и прикладных исследований, сформировать высокоэффективную систему подготовки квалифицированных кадров в области инжиниринга, а также обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результаты исследований и разработок.

Государственная поддержка проектов направлена в первую очередь на продвижение инновационных научно-исследовательских разработок, способствующих импортозамещению в промышленности, а основными их потребителями должны стать индустриальные компании. Все созданные инжиниринговые центры успешно сотрудничают с компаниями из различных отраслей промышленности: топливно-энергетического комплекса, металлургии, авиационной, химической, радиоэлектронной промышленности, в том числе микроэлектроники. Вот лишь несколько примеров. Инжиниринговый центр, созданный на базе Санкт-Петербургского политехнического института, делает проектирование и цифровую рабочую конструкторскую документацию для промышленных предприятий, причем для ведущих компаний авто- и авиастроения. Это такая инфраструктурная точка, которая может проектировать практически все что угодно. Например, сейчас его специалисты готовят РКД для импортозамещающей продукции в нефтегазовой сфере. В числе созданных центров есть также МИПы, разрабатывающие новые образцы продукции из композитов, а еще – сельхозтехники по заказам тракторных заводов. Только в 2015 году в общей сложности этими центрами инжиниринговые услуги оказаны в рамках более чем 900 договоров в интересах свыше 450 различных заказчиков. При этом доля услуг, оказанных организациям реального сектора, превысила 65% от всего портфеля заказов, а их объем составил более 1,7 млрд. рублей. Совокупный объем портфеля заказов этих центров превышает 2,5 млрд. рублей.

Создание и развитие инжиниринговых центров также позволило вузам серьезно расширить контакты с зарубежными партнерами и увеличить как число направлений, так и объемы международного сотрудничества в областях специализации этих центров.

– Подпрограммой предусмотрена аналогичная государственная поддержка и инжиниринговых центров на базе частных компаний. Много ли компаний ею воспользовались и что получилось на выходе?

– Схема поддержки здесь схожа с той, что используется для вузовских центров: Минпромторг РФ проводит экспертизу пилотных проектов создания и (или) развития инжиниринговых центров на базе частных компаний, и по ее результатам из федерального бюджета предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на их реализацию. К настоящему моменту Минпромторг заключил договоры о предоставлении субсидий по трем таким пилотным проектам. Один из них – проект ЗАО «Мезон» по созданию инжинирингового центра точного машиностроения – предполагает задействование нового цеха промышленного диагностирования и приобретение специального оборудования. Второй проект по созданию многономенклатурного инжинирингового центра реализует ПАО «Криогенмаш». В его рамках предусмотрено строительство корпуса экспериментального производства, реконструкция конструкторско-лабораторного корпуса, приобретение нового оборудования, переобучение персонала. И, наконец, третий пилотный проект по развитию инжинирингового центра энергетического машиностроения на базе Группы компаний АО «РЭПХ» и ЗАО «ИЭМЭТ» реализуется с целью увеличения объемов локализации производства газотурбинных установок мощностью 16 и 32 мВт на российском предприятии, а также создания конструкторской документации для производства данных установок.

Полученные результаты подтверждают эффективность реализуемых механизмов оказания государственной поддержки проектов.

– А можно ли так же оценить результаты мер по поддержке региональных центров инжиниринга (РЦИ)? Целесообразность их создания – до сих пор вопрос дискуссионный, многие эксперты высказывают опасения, что дело ограничится, как в случае с большинством технопарков, строительством «коробок», не наполненных содержанием. И отмечают, что у созданных центров не хватает инженерных компетенций, у них мало заказов…

– Курирующее это направление Минэкономразвития РФ рассматривает РЦИ как важный элемент региональной инфраструктуры, способствующий повышению технологической готовности местных субъектов малого и среднего бизнеса. Минпромторг, в свою очередь, видит в этих центрах совокупность юридических лиц, оказывающих востребованные местными инжиниринговыми и инновационными компаниями сегмента МСБ услуги: консультационные и экспертные, инженерно-консультационные и проектно-конструкторские. РЦИ можно заказать создание (проектирование) технологических и технических процессов и объектов с привлечением к реализации проектов малых и средних инжиниринговых компаний, проведение аналитических исследований. Исходя из этой позиции, мы ставим задачу, чтобы таких юрлиц было больше, их услуги – качественнее, их обороты – выше. Таким образом наши подходы друг друга дополняют. Представители нашего департамента входят в состав членов конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ для предоставления субсидий бюджетам регионов для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки МСБ субъектами РФ.

По итогам реализации программы с 2013 по 2015 год 27 субъектам РФ из федерального бюджета на создание РЦИ предоставлено в общем объеме свыше 3,24 млрд рублей. В результате за эти годы было создано 35 РЦИ. Из них 16 работают по межотраслевой модели – оказывают консультационные услуги, проводят различные аудиты, маркетинговые исследования. Еще 19 центров являются отраслевыми, они располагают комплексом оборудования, позволяющим разрабатывать новые технические и технологические решения. В числе отраслей, в которых они работают, – авиа- и судостроение, автомобилестроение, композитные материалы, космические технологии, лазерные технологии, металлургия, химические технологии, оптоэлектроника и другие.

Разработанная схема функционирования РЦИ за три года подтвердила высокую эффективность. При действующем формате РЦИ на один рубль государственной субсидии поддержку получают сразу два предприятия МСБ: и заказчик услуги, и инжиниринговая компания – ее исполнитель. Услуги РЦИ способствуют росту производительности труда в малых и средних промышленных компаниях, а также повышению опыта и компетенции инжиниринговых компаний, созданию высокоэффективных рабочих мест в инжиниринговой отрасли, и в конечном счете развитию отечественного рынка инжиниринговых услуг.

– Дорожной картой в области инжиниринга и промышленного дизайна предусмотрено создание «Биржи инжиниринговых услуг». На какой стадии сейчас реализация этого проекта?

– Концепцию создания «Биржи инжиниринговых услуг» Минпромторг реализует в рамках разработки информационного портала, содействующего развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна. Работа над проектом ведется совместно с ООО «ИБС Экспертиза» и Союзом машиностроителей России. К слову, одновременно Минпромторг реализует и другой проект, направленный на развитие промышленной инфраструктуры, – разрабатывает государственную информационную систему (ГИС) промышленности. Эти два проекта дополняют друг друга.

В разделах портала планируется разместить перечень оказываемых организациям инжиниринговых услуг, открытый реестр высокотехнологичного оборудования, используемого в инжиниринговой деятельности. Я полагаю, в перспективе будет реализована также электронная каталогизация оборудования, закупаемого промышленными компаниями в рамках их участия в госпрограммах по модернизации производств. Это будет логично: получили государственные инвестиции на модернизацию – покажите, что именно закупили на эти средства. Также на портале будут размещены открытый реестр услуг, предоставляемых малыми инжиниринговыми компаниями — субъектами МСБ, реестр результатов интеллектуальной деятельности компаний (РИД), работающих в сфере инжиниринга и промышленного дизайна и другие материалы. А еще предусмотрено формирование и ведение открытого реестра вузов, государственных научных центров и частных компаний, на базе которых действуют или будут в ближайшее время созданы инжиниринговые центры.

На портале будет также размещаться оперативная профильная информация, интересная его целевой аудитории, нормативно-правовые акты, анонсы важных событий в сфере инжиниринга и промышленного дизайна, регулярно обновляться рейтинги инновационного потенциала инжиниринговых компаний.

Сейчас портал находится в опытной эксплуатации и представляет собой каталог объектов по оборудованию, услугам, потребностям, РИДам, объектам научного потенциала и программному обеспечению в сфере инжиниринга и промышленного дизайна. Перейти на портал можно по следующим электронным адресам: порталинж.рф и engpromdesign.ru.

Таким образом мы имеем заполняемую сейчас площадку как механизм сотрудничества участников рынка инжиниринговых услуг – и поставщиков, и потребителей. Теперь вопрос в том, чтобы в нормативно-правовой плоскости простимулировать это сотрудничество. А то ведь есть известные примеры, когда находящиеся практически по соседству компании закупают одинаковые дорогущие обрабатывающие центры, простаивающие по одиннадцать месяцев в году, – при том, что их потребности в таком оборудовании могли бы решить, к примеру, МИП при местном вузе или центр коллективного пользования в том же городе, о которых они ничего не знают. Еще одна задача – вовлечь пользователей портала в процесс обсуждения проблем и выработки предложений по развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна, а также разрабатываемых и публикуемых на портале стандартов, нормативов, правил, нормативных правовых актов и других регламентирующих документов. Думается, до конца текущего года на портале будет сформировано экспертное сообщество. Такие же сроки мы отводим для становления первой в России биржи услуг в сфере инжиниринга и промышленного дизайна.

– Итак, подытоживая беседу, можно сказать, что в целом подпрограмма развития инжиниринга реализуется успешно. Но при этом условия ее реализации сегодня значительно отличаются от тех, в которых она стартовала. Какие коррективы планируется внести либо уже внесены в этот документ с учетом изменений экономической ситуации за последние два года?

– Корректировка мероприятий подпрограммы ведется постоянно по ходу их реализации – с учетом достигнутых результатов, а также сложившейся экономической ситуации как внутри России, так и за рубежом. Стоит также отметить, что отдельные инструменты государственной поддержки ранее не имели аналогов в российской практике, и на основании выявленных в процессе пилотной апробации недостатков вносились соответствующие корректировки в механизмы предоставления субсидий.

В частности, в 2015 году внесены серьезные изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения (постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. №1200). В конце того же года Минпромторг РФ взялся за существенную переработку государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях оптимизации ее мероприятий и объединения схожих инструментов государственной поддержки. Изменения коснутся также и мероприятий, направленных на развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна, большую часть которых планируется включить в новую подпрограмму «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданской промышленности». Название пока пилотное. Новую редакцию этой государственной программы после согласования с заинтересованными органами исполнительной власти планируется утвердить до 1 января 2017 года.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!