Лучшие пассажирские самолеты 20-го века: чем знаменит Douglas DC-3

Какой пассажирский самолет самый лучший? Для начала нужно определиться, в чем именно лучший. Сейчас вы узнаете историю лучшего самолета с точки зрения его вклада в развитие авиации. Именно он был тем прорывом, благодаря которому сегодня каждый (или почти каждый) может себе позволить летать, а не ездить. Легендарный самолет. Эта история началась в далеком 1935 году, когда в воздух впервые поднялся DC-3 (Douglas Сommercial) разработанный в компании Douglas Aircraft. Хотя конечно все началось не с первого полета, а со странного заказа. Компания American Airlines заказала у Douglas постройку необычного самолета. Это должен был быть вариант уже успешного в то время DC-2, но только не с обычными пассажирскими сидениями, а со спальными местами. Сам Дональд Дуглас не очень то верил в успех такого предприятия, но вызов принял.

В результате появился Douglas Sleeper Transport, самолет с кроватями для комфортного путешествия. Но, как и считал Дуглас, успеха у пассажиров он не имел. А вот его брат-близнец, наоборот. Вариант авиалайнера без спальных мест назвали DC-3 и он стал первым коммерчески успешным самолетом именно благодаря тому, что American Airlines требовали свои кровати.

Дело в том, что разместить 16 кроватей в фюзеляже DC-2 было невозможно и инженеры в Дуглас спроектировали новый самолет с революционной технологией — круглым в сечении фюзеляжем. Все предшественники нашего героя имели более-менее прямоугольные формы и этого было достаточно. Но геометрия неумолима. Площадь круга с диаметром 2 метра (6,28 м. кв.) больше, чем площадь квадрата со стороной с такой же стороной (4 м. кв.) более чем в полтора раза.

К тому же, динамические и статические нагрузки такая форма выдерживает лучше да и для аэродинамики какое-никакое да преимущество. Но это было не единственной инновацией. DC-3 был первым пассажирским самолетом со стреловидным крытом и первым, использовавшим закрылки.

Достаточно взглянуть на другие самолеты той эпохи, чтобы увидеть насколько созданная в компании Дуглас машина была более совершенна. Максимальная скорость достигала 368 километров в час, а крейсерская — 297 км/ч. Дальность полета была феноменальной — 2160 километров. Ближайший конкурент от Боинг выглядел скромнее.

Boeing 247 развивал максимальную скорость 320 км/ч, но крейсерская была больше, чем у Дуглас — 304 км/ч, дальность полета — 1200 километра  (в 1,8 раза меньше) при том, что Боинг перевозил всего 10 пассажиров, а Дуглас — 18 (позже вместимость выросла до 20-28 пассажиров)!

Правду сказать Boeing 247 проигрывал еще Douglas DC-2. Скорость которого составила 338/306 км/час при дальности 1740 км и 14 пассажирах в салоне.

Для коммерческих пассажирских перевозок DC-3 подходил идеально. Он был быстрым, летел дальше и перевозил больше пассажиров. Поэтому авиакомпании предпочитали его. Боинг выпустили 75 бортов и свернули производство, а Дуглас — около 16 000 (по другим данным 18 000).

Чем знаменит Douglas DC-3

Вклад DC-3 сложно переоценить. Это был первый коммерчески успешный пассажирский самолет. До него перевозка пассажиров была убыточной. Основная прибыль авиакомпаниям приносила перевозка почты, а не пассажиров. Те же, кому не достались государственный заказы, могли рассчитывать только на государственные же дотации. Авиабилеты стоили очень дорого. Перелет с одного побережья США на другое стоил как половина новенького автомобиля Ford Model T при том, что длился он около двух суток, так как самолету приходилось садится на промежуточные аэродромы для дозаправки.

Также DC-3 был первым самолетом с шумоизоляцией салона. Даже кондиционирование было предусмотрено (забортным воздухом, который не охлаждался, но подогревался в зимнее время).

Быстрый, экономичный, надежный самолет совершил революцию на рынке. Объемы перевозок по США с 1936 по 1941 год выросли на 600%. Пассажирская авиация стала бизнесом приносящим ощутимую прибыль, а авиабилеты стали доступными.

Это главная заслуга DC-3 именно поэтому его можно смело называть лучшим пассажирским самолетом в истории. Именно с этой модели и началась настоящая гражданская авиация.

Во время второй мировой войны большинство пассажирский самолетов было переоборудовано в транспортные и отправлено на фронт. Специально построенные военно-транспортные Дугласы назывались C-47 «Skytrain» (Небесный поезд). Трудяга возил уже не два десятка пассажиров а 28 десантников в стандартных ситуация. В нестандартных — больше. Зафиксирован случай перевозки 60 раненых.

После окончания войны наш герой еще раз сыграл свою большую роль в качестве гражданского воздушного судна. Тысячи демобилизованных C-47 стоили так дешево, что практически любой бизнесмен мог купить себе самолет и открыть авиакомпанию. Так и случилось, именно Дугласы стали основой региональных авиаперевозок. Они были недороги и для них уже были подготовлены сотни пилотов вернувшихся с войны.

DC-3 за границей

Настолько удачный самолет не мог оставаться только американским. В СССР он назывался Ли-2. Его производили по официальной лицензии, но кроме самих крылатых машин в СССР попала еще и прогрессивная  технология плазово-шаблонной сборки, а советские инженеры прошли стажировку на американском производстве. В дальнейшем все это позволило поднять советское авиастроение на новый качественный уровень. В СССР Ли-2 выполнял ту же роль что и в США — надежной рабочей лошадки, которая также как и за океаном стала основой гражданских перевозок. С 1941 по 53 годы было построено 4937 Ли-2, которые успешно эксплуатировались вплоть до 70-х годов 20-ого века.

Выпускался DC-3 и в Японии под именем Nakajima L2D, как и в СССР в японцы устанавливали на них свои двигатели. Но в отличие от Страны Советов Япония проиграла войну и выпуск аналога прекратился в 1945 году.

Этот самолет нельзя было бы назвать лучшим, если бы он не прослужил долго. DC-3 летает до сих пор. И не только в качестве восстановленных волонтерами музейных экспонатов. Он продолжает трудится в качестве транспортного самолета на грунтовых аэродромах по всему миру.

Лучший самолет

DC-3 — это самый массовый пассажирский самолет в истории. Всем известных Боингов 737 было выпущено «всего» 10 580 единиц, DC-3 — более 16 тысяч. Знаменитый Кукурузник Ан-2 мог бы с ним потягаться (18 тысяч штук), но Ан-2 изначально многоцелевой сельскохозяйственный, а не пассажирский. Но главное, почему Дуглас можно назвать лучшим самолетом в истории, это то, что именно он и создал гражданскую авиацию. Он был надежен, безопасен, экономичен, легко управлялся и ремонтировался. Все то, что в современном мире считается эталоном для авиастроения. Он не был первым ни в чем, но он стал самым успешным благодаря идеальному балансу качеств которые появились в нужное время в нужном месте.

Источник: https://interesnye-istorii.in.ua/