На фото: Эсминец “Мумбаи” типа “Дели”. Не только каждый корабль имеет своё уникальное, неповторимое лицо, но и кораблестроительные школы также оказывают влияние, как на его внешний облик, так и на комплекс боевых качеств. Любой моряк скажет, что некрасивый корабль… хорошим быть не может. Ну и каждая кораблестроительная школа конечно оставляет отпечаток на кораблях, проекты которых выходят из её конструкторских бюро. Индийские эсминцы типа «Дели» – самые крупные из построенных в Республике Бхарат кораблей. Возведенных от и до – от проекта до подъёма военно-морского флага. Но при первом же взгляде на эти корабли становится понятно, что источником вдохновения для индийских конструкторов стала советская школа. И данное впечатление полностью подтверждает история появления эсминцев на свет.
Решение о строительстве «Проекта 15» было принято в 1977 году. Впрочем, в Индии торопиться не принято, поэтому постройку было решено начать в 1982 году. Но тут случился англо-аргентинский конфликт, и спецификации на корабль решили пересмотреть с учётом опыта боевых действий в районе Фолклендских (или всё-таки Мальвинских) островов.
Стоимость корабля выросла с изначальных полутора, до 2,37 миллиарда рупий. Заодно в 1983 году было принято решение о привлечении к проектированию иностранных специалистов.
Эсминец «Раджпут» – в девичестве БПК проекта 61-МЭ «Надёжный»
Как не сложно догадаться, проживали вышеназванные иностранные специалисты в городе Ленинграде и трудились в Северном конструкторском бюро.
За основу индусами (в компании с питерцами) были взяты БПК проекта 61-МЭ. Пять кораблей этого проекта в своё время были построены для ВМС Индии на советских верфях и произвели неизгладимое впечатление на индийских моряков. Чему не стоит удивляться: корабли и в самом деле получились удачные, три из них до сих пор служат во флоте Бхарата, хоть возраст у эсминцев (коими стали БПК в ВМС Индии) уже и солидный. И да, это одни из самых красивых кораблей отечественной постройки!
Фрегат «Гомати» типа «Годавари» («тип 16»)
Впрочем, создавать новый проект стали с учётом технических решений, проверенных на индийских фрегатах типа «Годавари» и советских эсминцах 956 проекта (типа «Современный»). Комплекс вооружения корабля был сформирован по принципу «солянка сборная» – советские, индийские и западноевропейские системы. Впрочем, нужно отдать должное индийским корабелам: сочетать системы разных производителей, как отечественных, так и зарубежных, они умеют очень хорошо.
Гибель эсминца ВМС Великобритании «Шеффилд» 10 мая 1982 года
Корпус корабля получился длиннее, чем у прототипа 61МЭ проекта, на 15 метров, соответственно водоизмещение выросло на 1 700 тонн. Это позволило разместить на корме корабля два вертолётных ангара вместо одного. Герметичными переборками корпус корабля был разделён на шесть автономных цитаделей, с собственным электроснабжением и системами связи – гибель эсминца «Шеффилд» в ходе англо-аргентинской войны за Богом забытые острова без внимания не осталась.
Ещё одним отличием от кораблей советской постройки стала усиленная система кондиционирования: в Индийском океане жарко, и как людям, так и механизмам эту жару в стальном корпусе переносить более чем некомфортно.
Эсминец «Мумбаи» ведёт огонь из РБУ-6000, 2005 год
Впрочем, пора перейти к самому интересному – вооружению, в конце концов, именно ради него и строят военные корабли!
Итак… Артиллерия эсминца представлена советской универсальной артиллерийской установкой АК-100, калибром соответственно – 100 мм. Главное оружие корабля – 16 пусковых контейнеров противокорабельных ракет Х-35 «Уран» (код НАТО – SS-N-25 Switchblade). Это – примерный аналог американских противокорабельных ракет «Гарпун» – дозвуковая крылатая ракета с дальностью полёта 130 км, вес боевой части – 145 кг.
В перспективе эсминцы этого проекта должны быть перевооружены более современными ракетами с дальностью стрельбы до 250 км. РЛС «Гарпун-Бал» способна отслеживать одновременно до 150 целей на дистанции 35–40 км и при удачном стечении обстоятельств определять координаты цели на дистанции до 180 км.
Не самый выгодный ракурс, но хорошо видны два вертолётных ангара на корме
ПВО эсминцев проекта 15 осуществляет ЗРК «Штиль» с боекомплектом из 48 ракет 9М38М1, обеспечивающих перехват воздушных целей на скорости 420–830 м/с для самолётов и 330–830 м/с – для крылатых ракет. Освещение воздушной обстановки на совести РЛС МР-775 «Фрегат-МАЭ», которая способна вести одновременно 12 целей в радиусе 32 км. Подсветку цели гарантируют шесть РЛС МР-90 «Орех» – четыре в носу и две на грот-мачте. Время реакции комплекса – 16–19 секунд, вероятность поражения цели двухракетным залпом – 81–96 %.
Возможна и стрельба зенитными ракетами по надводным целям. В качестве зенитной артиллерии используются 4 АК-630 (в ходе модернизации две АК-630 демонтировали и поставили израильский ЗРК «Барак») – 30-мм шестиствольные артиллерийские установки со скорострельностью 6 000 выстрелов в минуту.
Для борьбы с подлодками предназначены две реактивных бомбомётных установки РБУ-6000, стреляющих реактивными глубинными бомбами на расстояние до 6 км. Ходит информация и о том, что данный комплекс приспособили для стрельбы противолодочными ракетами RE-91. Установлен на борту и пятитрубный 533-мм торпедный аппарат, стреляющий советскими торпедами СЭТ-65Э или типа 53-65. Возможно, из данных торпедных аппаратов может вестись стрельба противолодочной ракетой РПК-2 «Вьюга».
«Четак» – индийская копия французского «Алуетта»
А вот гидроакустика у индийских эсминцев проекта 15 – отечественная, фирмы BEL – Bharat Electronics Limited. ГАС APSON этой компании является лицензионной копией французской ГАС TSM-2633 Sherion. На борту может базироваться пара противолодочных вертолётов «Си Кинг» Мк. 42В или «Четак» (лицензионная копия французских «Алуетт»).
«Си Кинг» – противолодочный, но может и спецназ высаживать…
Полное водоизмещение кораблей вышло до 6 900 тонн, длина 163 метра, ширина по миделю 17,6 метра, осадка 6,5 метра. Энергетическая установка – комбинированная: две газовые турбины и два дизеля. Мощность – 54 тысячи лошадиных сил. Максимальная скорость – до 32 узлов, экономичная – 14–18 узлов, дальность плавания на 18 узлах – 5 000 миль. Экипаж… по официальным индийским данным – 250 человек, из которых 40 – офицеры. По западным источникам – до 320 человек.
«Мумбаи» с «прототипом» проекта 61-МЭ на втором плане («Раджпут», если не ошибаюсь)
Строительство кораблей, порученное компании MDL затянулось: ввод в строй головного корпуса (эсминца «Дели») случился на пять лет позже задуманного – в 1997 году. «Майсур» спустили на воду в 1999 году, «Мумбай» – в 2001 году. Но фантастичнее всего выросла цена проекта: для головного корабля в 1995 году она составила 21,4 миллиарда рупий (583 миллиона долларов)! Это с полутора миллиардов в начале…
Разворот на полном ходу – это красиво!
В целом проект оказался достаточно удачным, особенно если учесть, что это были первые крупные и современные боевые корабли, полностью построенные в Индии – проба пера индийских кораблестроителей. Проект получил продолжение в виде эсминцев проекта 15А: «Калькутта», «Кочи», «Ченнаи». На них были опробованы технологии «стелс» для снижения радиолокационной заметности, а дозвуковые противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» сменили сверхзвуковые «Брамос».
Дальнейшее развитие проекта – 15В (тип «Вишакхапатнам») потихоньку передаются ВМС Индии в 20-е годы XXI века.
Автор: Герхард фон Цвишен
Источник: https://topwar.ru/