Tibbo AggreGate – российская интеграционная платформа для промышленного Интернета вещей

Итак, цифровая платформа – это прежде всего нижнеуровневый программный продукт, на который наслаиваются другие решения, в том числе MES, SCADA, ERP. Платформа предполагает единую архитектуру и конечно глобальность, и промышленное производство – лишь малая часть того, что способна охватить цифровая платформа. Энергетика, умные города, здравоохранение, телекоммуникации, транспорт и логистика, госуслуги, сельское хозяйство, финансы и страхование – только представьте, что всем этим можно управлять и пользоваться на основе одного универсального программного продукта. «Tibbo AggreGate» – российская интеграционная платформа для Интернета вещей, созданная компанией «Tibbo Systems». На базе платформы можно собирать и анализировать огромные массивы данных, прогнозировать различные сценарии развития, используя принципы искусственного интеллекта,

а также писать программные продукты верхнего уровня. Генеральный директор «Tibbo Systems» Виктор Поляков в интервью «Умпро» рассказал о программных продуктах компании и ожиданиях от развития цифры в российской экономике.

Не только оптимизация работы станков

– Пожалуйста, расскажите подробнее о вашем продукте – платформе Tibbo AggreGate. Какие российские промышленные компании строят на ее основе свои бизнес-процессы? И какой получают эффект?

– На самом деле рассматривать цифровую платформу только в рамках промышленного производства, машиностроения, в отрыве от других сфер применения – не совсем правильно. У нас, к примеру, есть солидный заказчик – крупный агрохолдинг «Русагро», один из лидеров по выращиванию и переработке сахарной свеклы. «Tibbo Systems» построила для него полный цикл проектов, начиная с полевых работ – выращивание, сбор и хранение урожая, и заканчивая оптимизацией процессов переработки урожая. В данный момент мы реализуем подобные комплексные проекты для крупнейших компаний в сферах промышленности, энергетики, телекоммуникаций, нефтегазовой и авиакосмической отрасли. Наша задача здесь – внедрить продукт, который будет иметь весьма косвенное отношение к производству в конкретных подразделениях корпорации. С АСУТП и АСУД, установленных на различных объектах, мы будем получать и обрабатывать некоторое количество выбранных «тегов». Будем их нормализовать, то есть приводить к единой форме, отвечать за надежную транспортировку, хранение в новом типе облачной архитектуры Data Lake. И уже потом, на федеральной площадке, далеко от производств, находящихся в разных в регионах, мы запустим алгоритмы машинного обучения.

Сегодня российская промышленность и ее кураторы еще не до конца разобрались в том, что такое IoT-платформа в промышленности. Поэтому нас и других вендоров, так или иначе связанных с производством и внедрением цифровых решений, пригласили на совещание в департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ. И в ходе обсуждения его повестки мы убедились, что платформа для Интернета вещей воспринимается многими как продукт, функции и возможности которого ограничиваются оптимизацией работы станков. Есть множество решений, в том числе российских, по мониторингу оборудования, повышению его производительности, но их нельзя называть платформами, это лишь обычные отраслевые продукты. Платформа «Tibbo AggreGate» совершенно иная по своему потенциалу, возможностям, идеологии. «Tibbo AggreGate» – нижнеуровневая инфраструктура, позволяющая решать разные задачи и в рамках машиностроительного предприятия и не только.

Конкретно станками с ЧПУ и производственными линиями на их основе занимается наш турецкий партнер EnAutomation.

На основе платформы «Tibbo AggreGate» он написал ряд программных продуктов для крупнейшего эксплуатанта станков и роботов «Fanuc» в Турции – компании «Tezmaksan». Соответственно от каждого успешного внедрения их софта мы получаем прибыль. Вообще, подобная практика у нас распространена, например, известная московская инжиниринговая компания использовала платформу «Tibbo AggreGate» в качестве основы для системы управления SMT-линиями, то есть линиями поверхностного монтажа печатных плат. А итальянский партнер создал на основе нашей платформы MES-систему для повышения эффективности упаковочных линий. Это всего лишь несколько примеров использования «Tibbo AggreGate» в качестве основы для узких утилитарных решений в промышленности.

Но смысл в том, что завтра концепции управления предприятиями, да и целыми отраслями существенно изменятся. Так вот, функционал «Tibbo AggreGate» выходит далеко за пределы Интернета вещей, платформа создана для цифровых производств будущего. И потому мы рассчитываем на ее востребованность у крупнейших отечественных высокотехнологичных корпораций, таких, как, например, ОАК или Северсталь.

Кроме того, наша платформа замещает импортные аналоги, например, дорогостоящий американский продукт OSIsoft «PI System». Эту платформу активно используют нефтегазовые, энергетические и производственные компании. Сейчас «Tibbo Systems» строит технологическую шину для компании «Транснефтьэнерго» в рамках реализации аналогичного по сути проекта. Ее использование позволяет передавать, хранить и анализировать информацию с сотен станций и десятков региональных управлений на облачном сервисе. Представьте: более 1 млн. метрик технологических процессов и ИТ оборудования, из которых экономическое значение представляет лишь небольшая часть, и именно эти теги затем доставляются в облако. К слову, заказчики из нефтегазового сегмента у нас одни из самых активных. Только со структурами Газпрома у компании «Tibbo Systems» как минимум десяток точек соприкосновения.

На полях «Топ-20» рейтинга

– Вы внедрили платформу «Tibbo AggreGate» в структуру предприятия, а что дальше?

– Далее заменяем локальные системы управления и мониторинга, если архитектура платформы и условных приложений – подконтрольного софта не синхронизируется. Если платформа и подконтрольные программы «подружились», то можно оставить старый софт, у тех же станков «Fanuc» есть прекрасная управляющая программа, но мы должны встать над ней, чтобы полностью контролировать процесс. Опять же «Tibbo AggreGate» – главный босс (Manager of Managers), который на кросс-системном уровне управляет и мониторит не датчики, не исполнительные механизмы, а MES, SCADA, ERP, системы мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, системы СМИС, СКУД и т.д. Конечно, все данные необходимо сохранять, и при этом они сильно отличаются по структуре: временные ряды, топологии сетей или однолинейных схем, ресурсно-сервисные модели и т.д. В этом вся суть. И если разобраться, то, кроме заумных терминов, в нашей платформе нет ничего относящегося к конкретной задаче по станкам, транспорту и всему остальному. Основной принцип «Tibbo AggreGate» – универсализм нижнеуровневой системы. Собрать данные можно локальными устройствами, но проанализировать те же временные ряды, выявить аномалии (погрешности, флуктуации) и, наконец, предсказать будущее можно только на основе платформы.

In-memory база данных «Tibbo AggreGate» позволяет смотреть данные в различных разрезах и, соответственно, применять алгоритмы машинного обучения. Например, при анализе турбоагрегата по десяти ключевым параметрам можно определить, что начинает развиваться негативный техпроцесс, способный привести к аварии. Ведь трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС – наглядный пример, подтверждающий, что большой сложной системе необходима цифровая платформа. Высококвалифицированные операторы круглосуточно смотрели на мнемосхемы, но в итоге не смогли однозначно идентифицировать патологический процесс. Потому что отклонения по каждой конкретной цифре не были критичными. А при комплексном анализе показателей техногенную катастрофу удалось бы предотвратить.

– На тот момент времени в России уже были системы мониторинга ГЭС?

– Их и сейчас почти нет. Проблема еще и в том, что на многих ГЭС турбины мощностью от 50 МВт – сплошь импортные. Они произведены компаниями «Siemens», «Mitsubishi Heavy Industries», «General Electric», находятся на внешнем управлении и скиды-вают телеметрические данные на иностранные площадки. Но тут основная проблема даже не в сборе информации, а в контроле. Можно вспомнить слова некоторых пессимистически настроенных экспертов об уничтожении российской экономики с помощью нажатия нескольких кнопок. Сценарий маловероятный, но теоретически вывести из строя работающие на наших площадках импортные станки, турбины и другое умное оборудование для тех же зарубежных производителей вполне возможно. В связи с этим энергетические компании пытаются запустить процесс по переводу турбин на местное управление и предсказательное ТО. Они обращались к нам по поводу платформы, но опять же, управляющую программу к импортным турбоагрегатам никто в стране написать не может, во многом из-за того, что российские турбины такого уровня попросту не производятся.

– Софт верхнего и нижнего уровня, платформа и утилитарная система. Неспециалисту легко запутаться в причинно-следственных связях…

– Все можно объяснить на простых примерах. В смартфонах есть операционная система «IOS» или «Android», но этого недостаточно для полноценной работы: нужны приложения. Так вот «Tibbo AggreGate» – операционная система для цифровых предприятий, на которую сверху устанавливаются приложения. Повторюсь, приложения для ГЭС в России никто не пишет, но подобные программы есть у наших зарубежных партнеров. Наш партнер берет платформу «Tibbo AggreGate» бесплатно, создает свое локальное ИТ-приложение, и мы получаем прибыль от каждой успешной инсталляции. Все по аналогии с приложениями для «Android» на Google Play.

– Назовите основных конкурентов платформы Tibbo AggreGate. Чем они сильны?

– Мы уже говорили о том, что существует некий терминологический диссонанс в трактовке отраслевых решений и действительно цифровых платформ. Тот же АИС «Диспетчер» некоторые называют платформой для умного производства, но опять же это не тяжелый нижнеуровневый софт, а прекрасное конкретное коробочное решение, подходящее для дискретного производства (станкостроения, машиностроения и т.д.). Непрерывное, например, химическое производство с бесконечными трубопроводами и резервуарами этой системе, скорее всего, не по профилю. Дискретное производство очень сильно отличается от непрерывного, а если взять область автоматизации зданий, или, к примеру, ритейл, то там задачи цифровизации совершенно иные, там другие протоколы. И мы на своей платформе должны стараться решать разные задачи, иначе какая эта цифровая платформа! По своим возможностям «Tibbo AggreGate» конкурирует на равных с такими известными брендами, как «Predix» от GE и «ThingWorx» от РТС. А если нашу платформу развернуть в облаке, то ее функционал и возможности схожи с «IBM Watson», «Google Cloud Platform», «Microsoft Azure IoT», «Amazon IoT Services». Можно сказать без преувеличения, что по уровню технологий мы не уступаем компаниям из топ-20 рейтинга платформ для Интернета вещей. Однако на мировом рынке российских ИТ-производителей не ждут с распростертыми объятиями, явно ощущается предвзятое к нам отношение.

– Может ли ваша компания предоставить не платформу целиком, а конкретные отраслевые решения?

– Да, такие решения есть. Они созданы нами самостоятельно и сов-местно с партнерами. «AggreGate Network Manager» – система управления ИТ-инфраструктурами, предназначенная для комплексного мониторинга сетей, центров обработки данных (ЦОД), трафика, производительности, маршрутизаторов, серверов, приложений и сервисов, а также различных датчиков. Система конкурирует на рынке с продуктами компаний «НР», «Microsoft» и «IBM». Автоматизацию производственных процессов на предприятии можно выстроить с помощью «AggreGate SCADA/HMI». Драйверы для большинства стандартных протоколов, таких, как Modbus и OPC, позволяют подключать контроллеры и устройства тысяч различных производителей. Управление ситуациями и инцидентами, автоматизация зданий, система физического контроля доступа в здание, учет рабочего времени работников предприятий, считывание показаний счетчиков и т.д. В общем, решений для вертикальных рынков верхнеуровневого софта у «Tibbo Systems» предостаточно. И разумеется, мы ведем разработки новых локальных продуктов на основе нашей платформы.

– Кто является партнерами «Tibbo Systems»?

– Наших российских и зарубежных партнеров можно условно разделить на несколько категорий. Федеральные и региональные системные интеграторы, реализующие сложные проекты, например, «Крок» и «Inline Group». Инжиниринговые компании, занимающиеся автоматизацией производств и инфраструктурными проектами. Партнеры из телекоммуникационного рынка, специализирующиеся на создании облачных сервисов. Также можно выделить ОЕМ компании – производителей систем мониторинга, использующих наш софт при упаковке своего продукта. Нашими партнерами можно назвать даже банки и сотовых операторов. На одном мебельном заводе «Tibbo Systems» налаживает систему мониторинга залоговых активов, т.е. показывает банку, как эксплуатируются станки, переданные предприятию в лизинг.

IoT: об особенностях внутривидовой борьбы

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок IoT платформ в будущем?

– Через 20-30 лет на всех предприятиях будет установлена единая платформа. Зоопарк из суперсложных систем невозможен. Взгляните на рынок операционных систем для компьютеров и смартфонов: «Linux», «Windows», «IOS», «Android» – и все. Современная операционная система слишком сложна и зависима от экосистемы высококлас-сных специалистов. Рано или поздно все разработчики уходят туда, где им удобнее, сытнее. Абсолютно по тем же сценариям развиваются и цифровые платформы. Скорее всего, на рынке останутся «IBM», «Google», «Microsoft» и несколько вендоров поменьше. ИТ развиваются так быстро, что в скором времени большинство людей на планете не смогут понимать даже элементарных принципов работы новых устройств и алгоритмов. К сожалению, не всем даны эрудиция и возможность получить профильное образование. Это как изу-чать труды о теории относительности: прочитал умную статью, кажется, все понял, но уже через несколько минут приходит осознание того, что удержать в голове основной пласт информации не получается.

Мы сами прекрасно понимаем, что «Tibbo Systems» развивается самостоятельно до определенного размера. Далее – фондовые рынки, IPO: банкротимся или выживаем и превращаемся в серьезного мирового игрока. Можно, конечно, работать только в России в узких сегментах, но опять же, не хочется зарывать такую платформу, как «Tibbo AggreGate», в землю. Ведь на ее разработку ушли годы.

– Вы упомянули о предвзятом отношении зарубежных компаний к российскому ИТ-бизнесу. Неужели отечественные вендоры не смогут превратиться в глобального игрока без иностранного покровительства и ребрендинга?

– Печальный опыт показывает, что компаниям с российской штаб-квартирой приходится очень сложно на мировых рынках. Например, Австрия, Швейцария активно привлекают специалистов ИТ-индустрии под свое крыло. Им вполне хватает 3% от прибыли «IBM», «Google», и других фирм, чтобы кормить всю страну. Сначала альпийцы активно зазывали банки, а теперь привлекают хайтек.

– Если оставить за скобками внешнеэкономическую номенклатуру и говорить про перспективы ИТ компаний в России: насколько плодородна для них наша почва?

– На начальных стадиях создать компанию легко. В этом отношении у России колоссальный потенциал, в том числе в интеллектуальном плане. Возникают интересные идеи, перерастающие потом в стартапы. Народ учится коммерциализации своих ноу- хау. Но есть планка в 2% от мирового ВВП, после достижения которой каждая российская компания должна решать: оставаться здесь и бороться за Индию и Иран или замахнуться на мировой рынок. Мне проще, потому что еще в 2002 году я написал свой первый код на английском языке и начал сотрудничать с партнерами из Тайваня. Если хочешь бороться за мировой рынок, начинай делать все на английском: от программ, до документации и маркетинга. Но опять же, нельзя забывать пресловутый политический фактор. Правда, некоторые ИТ-компании научились маскироваться под иностранцев и продавать свои разработки через онлайн-сервисы. С одной стороны, подобные примеры радуют и вдохновляют, но в целом не позволяют России заявить о себе на мировом рынке. Нетрудно построить «Google» в Сингапуре, Англии, США, Швейцарии. А вот в России…

– Так что нужно для создания русского «Google»?

– Главное – дружелюбие. Чтобы инвесторы воспринимали страну комфортной для себя. Посмотрите на Сингапур – государство в несколько квадратных километров. Но туда столько вкладывают, что на эти деньги всю поверхность страны можно выложить золотом, включая дно бассейнов.

Автор: Павел Кириллов
Источник: http://www.umpro.ru/