Многие люди, при словосочетании «советский автопром», сразу же начинают с пеной у рта доказывать, что тогда, как и сейчас, наши инженеры ни на что не были способны. Да, в военных разработках мы одни из лидеров. Что касается гражданского автомобилестроения, то отрасль, в какой-то мере, стала заложником политического курса страны, почти все ресурсы шли на оборонку, а машины для простых людей не являлись приоритетом. Это до сих пор откликается уже на современном российском автопроме. Даже в последние годы существования Советского Союза в стране было создано огромное количество интереснейших образцов техники. Машиностроительные заводы продолжали разрабатывать и выпускать концепты, пытаясь представить, какой будет машина грядущего и уже такого близкого XXI столетия.
Стоит упомянуть, что совсем малая часть концепт-каров уходит в серийное производство. И это не только у нас, но и во всем мире. Они создаются для того, чтобы подготовить общество к новым поворотам в дизайне и технической составляющей, для обкатки интересных решений, которые могут быть использованы в будущих серийных моделях, ну и для поддержания той или иной марки. Что ж, переходим к советским концептам.
ГАЗ-А-Аэро
Это был один из первых советских революционных спорт-каров. Созданный инженером А. О. Никитиным на базе ГАЗ-А, автомобиль явно опередил свое время. Ведь в начале 30-х годов, об аэродинамике мало кто слышал, эта инженерская находка только-только начала разрабатываться, о внедрении не шло даже речи. И приятно, что наши конструкторы тоже не оставались в стороне.
Главной особенностью ГАЗ-А-Аэро, был аэродинамический кузов, выполненный в очень изысканном виде. Все остальное – шасси и двигатель, остались от стандартного «газика». Но и этого вполне хватило. Во время испытаний, скорость выросла почти на 30 км/ч, на четверть снизился расход топлива. Это доказало, что снижение сопротивления, путем установки «зализанного кузова, интеграции в него фар, возможно и на практике. ГАЗ-А-Аэро существовал всего лишь в единственном экземпляре. Сохранился ли он до наших дней, неизвестно.
ГАЗ М-20 «Победа-Спорт»
Этот спортивный концепт был создан на базе серийной «Победы». Высоту кузова решено было уменьшить на 160 мм. А также добавить передний и хвостовой обтекатели, сделанные из дюралюминия. В 1951 году автомобили были оснащены такими же двигателями, которые стояли на «ГАЗ-Торпедо», а на одной из машин стоял опытный двигатель НАМИ.
В 1955 году была создана «Победа-Спорт» в открытом варианте, оснащенная внеклапанным двигателем «Волга». За время существования этих автомобилей, было одержано три победы на трех чемпионатах Советского Союза.
ЗИС-112
Опять же, это не полностью концептуальный автомобиль, как два предыдущих. ЗИС-112, это гоночный автомобиль, выполненный на базе машины представительского класса ЗИС-110. В конструкции машины чувствовалось, что инженеры разошлись не на шутку. Длина автомобиля составляла 6 метров, огромная фара по центру, которая выглядела устрашающе. Чем-то напоминает американские автомобили 50-х годов. Рядный 8-цилиндровый двигатель, мощностью 200 лошадей, разгонял этого исполина до 200 км/ч. Это было впечатляюще.
Да, этот автомобиль был чертовски красив, но для гонок не подходил абсолютно. Длинная база и огромный вес, который составлял около 3 тонн, делали его совершенно неповоротливым.
НАМИ-013
А вот этот автомобиль, можно назвать полным концепт-каром, так как до этого никто подобные разработки не вел. НАМИ-013 опять-таки опередил свое время, хотя концепты для того и создаются, чтобы его опережать. И все же: пятиметровая конструкция, заднемоторная компоновка, место водителя было перед передней осью машины, сиденья располагались в три ряда. Таков был первый в СССР легковой однообъемник.
Главным вдохновителем этой идеи был известный инженер, дизайнер и журналист Юрий Аронович Долматовский. Его работа нашла множество одобрительных откликов не только в нашей стране, но и в зарубежных изданиях, однако вышестоящие органы его не поддержали. Был создан всего лишь один экземпляр, который был утилизирован в 1954 году.
НАМИ «Белка»
После неудачи с НАМИ-013, руководство научно-исследовательского центра и Юрий Долматовский все равно не отказались от создания компактного однообъемника. И следующим их шагом, был футуристический минивен, с мотоциклетным двигателем, мощностью 20 лошадиных сил, пятиместным салоном, и длиной 3.5 метра. Автомобиль был назван «Белка».
«Белка» была очень красива и футуристична, чего стоит только откидывающаяся назад, передняя часть кабины, через которую и был доступ в салон. Уже была достигнута договоренность с Ирбитским мотоциклетным заводом о выпуске этой машины, но потом, руководство завода от этой идеи отказались, и «Белка» также осталась только лишь концептом.
ВНИИТЭ ПТ
Третья попытка неугомонного и неунывающего Юрия Долматовского воплотить в жизнь однообъемный автомобиль. Изучив опыт эксплуатации в такси обычной «Волги» ГАЗ-21, устранив все ее врожденные недостатки, в 1964 году был представлен проект Перспективного такси. Кстати, такая страшная аббревиатура расшифровывается как «Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси», о как.
Водитель, как и в двух предыдущих машинах, сидел перед передней осью, что делало его просто смертником, если бы случилась авария. Двигатель же находился сзади. Кузов из стеклопластика представлял, в то время, безграничные возможности. Двигатель от Москвича, мощностью 50 л.с. позволял автомобилю разгоняться до 100км/ч. Огромный салон, прекрасная обзорность и легкость уборки салона и мойки кузова, казалось, делали ВНИИЭТ ПТ идеальным такси. Но опять этот советский концепт в серию не пошел. Кстати, машина сохранилась, и находится в подмосковной Черноголовке, в Государственном Военно-техническом музее.
Иж-2126 серия Т
Первая собственная разработка Ижевского автозавода, и самый первый опытный прототип известной нам «Оды». Проект разрабатывался молодыми конструкторами, которые хотели получить вместительный салон при небольших габаритах машины, придать ей современный вид и конструкцию, которая могла бы на равных конкурировать с уже зарекомендовавшими себя моделями. При разработке использовались все новейшие технологии, доступные для того времени. Отрадно то, что серийная версия машины все-таки увидела свет.
ВАЗ-Э2121 «Крокодил»
А вот по такому пути могла пойти «Нива». И если бы не «Крокодил», не было бы знаменитого ВАЗовского внедорожника. В общем, это самый ранний прототип ВАЗ-2121, выпущенный в 1971 году. От готового продукта, этот концепт отличается как небо и земля. Здесь открытый кузов и рамная конструкция. Фишкой автомобиля была схема переключения раздаточной коробки, рычаг имел аж пять позиций. Выпущено было всего два экземпляра, а впоследствии, была полностью переработана конструкция машины.
МАЗ-2000 «Перестройка»
В СССР не так было много концептов грузовых авто. Но этот агрегат, действительно носитель самой передовой концепции. Его «дебют» состоялся в 1988 году на Парижском автосалоне, где он сразу же получил медаль. У грузовика был самый низкий коэффициент лобового сопротивления. Этим не могли похвастаться даже европейские автопроизводители.
И дело даже не в интересном дизайне. Автомобиль был выполнен в стиле автопоезда, то есть модульная компоновка с наборными, в зависимости от нужной грузоподъемности, моторизованными тележками. Это был действительно грузовик будущего, и он им так и остался. Было создано всего два таких грузовика, один из которых украшает проходную Минского автомобильного завода.
ЗИЛ-118 «Юность»
Наверное один из самых красивых советских автомобилей, перед которым, даже венец того времени, ГАЗ-21 «Волга», выглядела невзрачно. Внешность «Юности» могла бы оставить позади любой из существовавших тогда автобусов в мире. Но не всегда все решает только лишь красота. ЗИЛ-118 был сделан неофициально и внепланово, что и определило его будущее. Автомобиль получился очень дорогой как в производстве, так и в обслуживании. Машина разрабатывалась на базе лимузина ЗИЛ-111, а двигатель V8 был взят от Урала-375, который был очень прожорлив для маршрутного такси.
Также, не совсем ясно было то, как его эксплуатировать. Для полноценного автобуса он недотягивал, однако, для маршрутного микроавтобуса, он очень большой, тяжелый и громоздкий. В итоге, из-за своей дороговизны, а также непонятной областью применения, автомобиль оказался не нужным. И это несмотря на Гран-при Автобусной недели в Ницце 1967 года.
НАМИ 0288 «Компакт»
Машина была очень перспективной.
Автомобиль, который появился, как и многие концепты конца советского периода, в единственном экземпляре. Показали «Компакт» в 1988 год. Машина использовала модернизированный двигатель от «Таврии». На «Компакте» впервые появился компьютер, который управлял подвеской машины.
ЗИЛ-4102
За основу взяли зарубежный аналог.
Автомобиль, который был разработан по указанию Михаила Горбачёва, первого президента СССР. За основу 4102-го был взят британский Rolls-Royce Silver Spirit. Именно этот автомобиль стал вдохновителем советской модели. Этот лимузин был безрамный и имел несущий кузов, использовал современный и мощный мотор, а его салон был отделан белой кожей.
Москвич-2139 «Арбат»
Данная машина имела все шансы стать первым советским минивэном. У «Арбата» был стальной кузов, на который крепились пластиковые панели. Также следует выделить наличие у концепта многофункционального руля и трансформирующегося салона. Первый 2139-ый появился в 1991 году, он же стал и последним.
НАМИ «Охта»
В машине было семь мест для сидения.
Проект «Охта» родился в 1987 году. Это был концепт современного автомобиля на 7 мест с широчайшими возможностями по трансформации салона. Передние кресла разворачивались на 180 градусов, в результате чего «Охта» могла превращаться в уютное купе. Также сиденья второго и третьего ряда складывались, что позволяло значительно увеличить грузовые возможности машины.
Москвич-2143 «Яуза»
Очень странные окна.
Этот автомобиль стал логичным продолжением развития модели «Москвич-2141». У авто были очень странные окна. Верхние стекла были неподвижными, а открывались в концепте только нижние «форточки». Это странное решение стало одной из причин отказа от концепта. Всего было сделано три таких автомобиля.
ВАЗ-2702 «Пони»
Рабочая лошадка.
В далекие 70-е годы на ВАЗе стали задумываться о создании небольшого грузового автомобиля. Благодаря этому «творческому поиску» и был создан концепт «Пони». Первый образец конструкторы показали в 1984 году. Машину сделали из алюминия. Это позволило значительно сократить массу, однако это же сделало «Пони» не очень надежным.
Москвич-2144 «Истра»
Машина будущего из СССР.
Один из тех «Москвичей», который на излёте СССР задумывался как машина 2000 года. Надо признать, что из всех концептов этот был ближе всего к тому, чтобы стать реальностью. Однако в конечном итоге ничего не сложилось и у «Истры».
Источники: https://novate.ru/, http://www.driver-motors.ru/