Производство нитридного топлива для будущих реакторов на быстрых нейтронах начато на площадке Сибирского химического комбината

На фото: Приемо-сдаточные испытания ТВС с нитридным топливом. Фото: https://strana-rosatom.ru/. Как стало звестно Ростехнадзор разрешил Сибирскому химическому комбинату, который входит в ТВЭЛ, эксплуатацию нового технологического модуля для фабрикации и рефабрикации СНУП-топлива. На данной технологической цепочке будут проводить изготавление макетов тепловыделяющих сборок (ТВС) с обедненным ураном. Специалисты комплексно опробуют все участки изготовления ТВС. На следующем этапе — после получения разрешения на обращение с плутонием — запустят производство топлива штатной зоны реактора БРЕСТ-ОД-300. Модуль фабрикации/рефабрикациисооружают на площадке опытно-демонстрационного энергокомплекса. Также здесь будут работать энергоблок с инновационным БРЕСТ-ОД-300, модуль по переработке облученного топлива.

Таким образом впервые в мире на одной площадке построят АЭС с быстрым реактором и пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл. СНУП расшифровывается как смешанное нитридное уран-плутониевое. В таком топливе делящийся материал — смесь урана и плутония — представлен в форме соединения азота, мононитрида. Обычно используют диоксид урана.

Атомная энергетика отправится в «быстрое» будущее, к замыканию ядерного топливного цикла, на нитридном топливе. Почему нитрид лучше традиционного оксида для реакторов на быстрых нейтронах и какие трудности вызывает у разработчиков? Разбираемся вместе. Смешанное нитридное уран-плутониевое (СНУП) топливо — ​вид ядерного топлива, в котором делящийся материал (смесь урана и плутония) представлен в форме соединения азота, мононитрида, вместо стандартного диоксида урана. В промышленности такое топливо пока не применяется, разрабатывается для перспективных реакторов на быстрых нейтронах с натриевым и свинцовым теплоносителем.

ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Высокая плотность обеспечивает высокие топливоемкость и коэффициент воспроизводства топлива, позволяет делать реакторы более компактными.
  • Высокая теплопроводность обеспечивает надежность и температурную стойкость топлива: можно эксплуатировать при температуре до 700 °C.
  • Для производства можно использовать уран‑238, которого в природе гораздо больше, чем урана‑235.
  • Выход агрессивных продуктов деления (цезий, йод, селен, теллур и др.) из таблеток нитрида значительно меньше, чем из оксидного топлива, — ​меньше коррозия оболочек твэлов.
  • Совместимость с жидкометаллическим теплоносителем.
  • В процессе эксплуатации реактора изотопный состав топлива выравнивается, что упрощает рефабрикацию топлива.

ТРУДНОСТИ РАЗРАБОТКИ

  • Порошки нитридного топлива чувствительны к окислению — ​все оборудование для их изготовления должно размещаться в боксах с инертной атмосферой.
  • Технология изготовления таблеток двухстадийная. Исходный материал — ​оксиды делящихся материалов — ​нужно сначала перевести в нитриды, а потом из нитридов изготовить таблетки. Технологическая цепочка в два раза длиннее, чем для оксидного топлива.
  • Высокая радиоактивность исходных материалов требует полной автоматизации производства.

ТОПЛИВНЫЙ ЦИКЛ БЫСТРОГО РЕАКТОРА С НИТРИДНЫМ ТОПЛИВОМ

  1. Облучение топлива в реакторе.
  2. Послереакторная выдержка облученных ТВС и транспортировка в цех по переработке.
  3. Разделка ТВС, извлечение топлива и отделение конструкционных элементов ТВС.
  4. Радиохимическая переработка топлива.
  5. Корректировка топливной смеси.
  6. Изготовление топливных таблеток.
  7. Изготовление твэлов и ТВС.
  8. Временное хранение.
  9. Загрузка в реактор.

Андрей Давыдов Начальник отдела технологий топлива для быстрых и газовых реакторов, ВНИИНМ

— ВНИИНМ выступает конструктором-технологом твэлов и технологом таблеток нитридного топлива. Экспериментальные ТВС по нашей технологии изготавливаются на Сибирском химическом комбинате. На данный момент изготовлено порядка 35 сборок. Все они проходят реакторные испытания в БН‑600. Часть экспериментальных ТВС уже извлечена после облучения и прошла послереакторные исследования. Часть проходит ресурсные испытания. На сегодняшний день достигнута максимальная глубина выгорания порядка 8 % т. а., плановый показатель — ​12 % т. а.

Дополнительно

Отечественная атомная отрасль переживает топливный ренессанс. В разной степени разработки — от лабораторной стадии до промышленного производства — находятся сразу несколько перспективных видов топлива: МОХ, РЕМИКС и СНУП. А еще российские атомщики проводят экспериментальные работы по топливу для нового высокотемпературного газового реактора, кардинально отличающемуся от привычных твэлов. О последних достижениях и перспективах работ по топливу рассказывает руководитель отдела технологий топлива для быстрых и газовых реакторов АО «ВНИИНМ» Андрей Давыдов.

ВНИИНМ участвует в разработке РЕМИКС, МОХ и СНУП‑топлива. Расскажите, пожалуйста, об этих видах топлива. Чем они отличаются друг от друга?

РЕМИКС‑топливо — это смесь оксидов урана и плутония. Оно схоже с МОХ‑топливом, в основе которого тоже оксид. Однако в РЕМИКС‑топливе уран обогащен по изотопу 235U. Это его ключевое отличие от МОХ‑топлива — смеси обедненного урана (так называемых урановых хвостов, или отвального урана) и плутония. При этом в РЕМИКС‑топливе содержание плутония ниже, чем в МОХ: до 5% (в МОХ — до 30%). МОХ‑топливо предназначено для реакторов на быстрых нейтронах, РЕМИКС — на тепловых.

СНУП — «родственник» МОХ‑топлива: его основой также служит смесь обедненного урана и плутония, однако не в оксидной, а в нитридной форме. СНУП считается более перспективным, чем МОХ, потому что его теплопроводность выше; благодаря этому есть шанс увеличить топливную кампанию и таким образом повысить эффективность работы реактора.

Для СНУП ставится амбициозная задача — достигнуть среднего выгорания 12% тяжелых атомов. Сейчас на одной экспериментальной ТВС, облучаемой в реакторе БН‑600, достигнуто выгорание 9%.

С другой стороны, МОХ гораздо проще в изготовлении, чем СНУП: из оксидов делаются таблетки, спекаются и снаряжаются в твэлы. А для СНУП оксиды сначала нужно перевести в нитридную форму — то есть технология удлиняется в два раза.

На каких стадиях находятся работы по всем этим видам топлива?

Впереди всех — МОХ: оно уже производится на ФГУП «ГХК», хотя это, конечно, начальная стадия промышленного производства. ВНИИНМ осуществляет авторский надзор, периодически наши специалисты выезжают на завод для наладки оборудования и оптимизации технологии.

СНУП находится в разработке. Напомню, во ВНИИНМе разработана лабораторная технология производства этого топлива, успешно внедренная на СХК.

Сейчас ВНИИНМ занимается разработкой и изготовлением СНУП для экспериментальных твэлов, которые облучаются в маленьких исследовательских реакторах. Например, в прошлом году начались ампульные испытания топлива в реакторе ИВВ‑2М, они позволят исследовать микропроцессы в новом топливе.

На опытно-­промышленном участке СХК изготавливаются экспериментальные, но полномасштабные ТВС со СНУП; они проходят реакторные испытания в БН‑600: часть ТВС — в типоразмере БРЕСТа, часть — БН‑1200, часть — БР‑1200.

Также на СХК осуществляются запуск и пуско-­наладка промышленного завода по изготовлению ТВС со СНУП‑топливом в рамках создания опытно-­демонстрационного энергокомплекса с реактором БРЕСТ-ОД‑300.

Кроме того, во ВНИИНМе идут работы по совершенствованию микроструктуры таблеточного СНУП‑топлива. Если сама топливная таблетка может работать очень долго, практически до стопроцентного выгорания, то у металлических оболочек твэлов ресурс работы значительно скромнее. Причина в том, что таблетки распухают в результате выгорания, происходит контакт топливо — оболочка, плюс на оболочку воздействуют нейтронное облучение и снаружи — теплоноситель. Поэтому работоспособность твэлов — это, по сути, ресурс оболочки. Мы модифицируем структуру топлива, для того чтобы снизить жесткость взаимодействия, повысить пластичность топлива.

РЕМИКС‑топливо находится на лабораторной стадии. В 2016 году в реактор третьего энергоблока Балаковской АЭС поместили три так называемые комбинированные ТВС, в которых часть твэлов была с РЕМИКС-топливом. Эти ТВС успешно прошли три топливные кампании (около пяти лет) — никаких отклонений от нормальной работы специалисты не выявили. В сентябре этого года сборки выгрузили и погрузили в бассейн выдержки для снятия активности и остаточных тепловыделений. В 2023 году они будут отправлены в Научно-­исследовательский институт атомных реакторов для послереакторных исследований. Если все пройдет успешно, то в ближайшие несколько лет либо на ГХК, либо на СХК, либо на обоих предприятиях будет создана опытно-­промышленная цепочка для изготовления РЕМИКС‑топлива: планируется производство порядка 10 тонн в год.

Как все эти виды топлива будут работать вместе?

Связка планируется такая. ОЯТ из реакторов на тепловых нейтронах перерабатывают, оттуда удаляются продукты деления. Уран-плутониевую смесь, не разделяя, переводят в оксидную форму. Этот материал является исходным для изготовления топливных таблеток РЕМИКС‑топлива, которое опять идет в тепловые реакторы. А извлеченные минорные актиноиды подмешиваются в топливо для быстрых реакторов — СНУП или МОХ, где они будут выжигаться.

Относительно СНУП и МОХ стоит упомянуть еще один хитрый момент: реакторы на тепловых нейтронах нужно подпитывать обогащенным ураном, потому что основной «топливный» изотоп 235U выгорает. А реакторы со СНУП- и МОХ‑топливом (в частности БРЕСТ) в процессе работы нарабатывают столько же плутония, сколько его сгорает. Получается, что топливо выгорает и одновременно нарабатывается. На самом деле в быстром реакторе выгорает только 238U, из которого нарабатывается плутоний. В идеале при изготовлении СНУП- и МОХ‑топлива не нужно будет обогащать уран — достаточно просто подпитывать новое топливо имеющимся в значительных количествах обедненным ураном. Таким образом, плутоний, по сути, необходим только при первой загрузке вводимого в эксплуатацию быстрого реактора. Где взять новый плутоний? Либо из экранных зон реакторов БН, либо со склада (это предпочтительный вариант, поскольку хранение подобных материалов — процесс сложный и затратный).

Напомню, что во Франции цикл уже частично замкнут: плутоний из ОЯТ добавляют в топливо, которое снова идет в реактор. Но проблема в том, что в процессе облучения изотопный состав плутония ухудшается: он получается более радиационно опасным, и циклов с таким добавленным плутонием может быть от силы два-три. После этого плутоний все равно нужно захоранивать.

В реакторах типа БРЕСТ изотопный состав плутония тоже ухудшается, но незначительно: после двух-трех циклов работы получается плутоний равновесного изотопного состава, и он не изменяется при дальнейшем увеличении числа циклов использования.

В связи с этим Росатом осваивает новые рынки: проводит с французской стороной переговоры о возможности использования в российских реакторах на быстрых нейтронах рециклированного во французских реакторах плутония с одновременной утилизацией наработанных минорных актиноидов.

Помимо топлива для традиционных и быстрых реакторов ВНИИНМ разрабатывает топливо для высокотемпературного газового реактора (ВТГР). Расскажите, пожалуйста, об этом направлении вашей работы.

Основная задача тепловых и быстрых реакторов — получение электричества: топливо выгорает, тепло выделяется, энергоноситель греется, через несколько контуров теплообмена кипит вода и крутит турбину.

В высокотемпературном газовом реакторе теплоноситель нагревается до очень высокой температуры — 900 °C и выше (для сравнения, в быстрых реакторах — максимум 650 °C), теплоносителем выступает гелий. Получить электричество при таких параметрах сложно, зато это тепло можно использовать для проведения различных химических реакций, требующих затрат тепла. Одно из перспективных направлений — получение водорода с помощью высокотемпературной конверсии метана или природного газа. Также такие реакторы будут полезны для нефтяной промышленности, ведь при переработке нефти значительная ее часть сжигается с целью получения тепла, необходимого для химических реакций.

Все традиционные реакторы работают на «таблеточном» топливе. Топливо для газовых реакторов совсем другое — микросферическое. Это шарики из диоксида урана, покрытые защитными оболочками, изготовленными из пироуглерода и карбида кремния. Задача оболочек такая же, как в классических твэлах: не допустить выхода продуктов деления и компонентов топлива в активную зону.

Такой микротвэльчик имеет очень маленький диаметр — всего 0,8 мм. С этими «зернышками» работать неудобно, поэтому шарики объединяют в более крупные «детали» — так называемые топливные компакты. Топливный компакт — это смесь микротвэлов и графита. Графитовая матрица прессуется, спекается, и получаются цилиндрики — примерно с палец (15 на 50 мм) либо шарики размером с теннисный мяч.

Полученные компакты идут в реактор. Есть два варианта конструкции реактора. Первый похож на РБМК: цилиндрические компакты помещаются в ТВС, в графитовых блоках пустые каналы для теплоносителя соседствуют с каналами, заполненными компактами.

При втором варианте реактор представляет собой герметично закрытую воронку, в которую сверху засыпаются шарики со свежим топливом. Они выделяют тепло, греют гелий. Внизу с определенной периодичностью открывается кран, и шарики скатываются вниз. Там с них снимает показания дозиметрический прибор: он регистрирует глубину выгорания топлива в шарике и фиксирует, не повредилась ли оболочка. Если все в порядке, шарик отправляется обратно в реактор. В перспективе выгорание этого топлива может достигать 90%: там используется уран с обогащением до 20% (среднеобогащенный).

Как и в любом реакторе, в ВТГР есть допустимые пороги прочности: остаточный запас прочности оболочек составляет 10-5 по количеству микротвэлов. Если этот порог превышается, реактор останавливается.

Реакторы ВТГР обоих типов отличаются высокой безопасностью — в основном потому, что топливо имеет многослойную сферическую оболочку: нет такой анизотропности воздействия на нее, как у классических твэлов.

На какой стадии находятся сейчас разработки ВТГР в России? А в мире?

Лидирует в этом направлении Китай. В сентябре этого года первый в мире демонстрационный реактор HTR-PM с газообразным гелием в качестве теплоносителя вышел на МКУ. Этот реактор сконструирован по принципу воронки. Всего на АЭС «Шидаовань» планируется построить 18 таких реакторов.

В России решили остановиться на первом варианте —реакторе канального типа. Наши специалисты считают, что у реактора-«воронки» есть ряд технологических проблем: в частности, неравномерность облучения топлива и отдачи полезного запаса. А в случае с канальным реактором можно точно предсказать поведение топлива, так как заранее известны характеристики активной зоны.

Сейчас идут работы по экспериментальному обоснованию такого топлива, в ближайшие несколько лет планируется создать энергоблок на 200 МВт.

ВНИИНМ — конструктор-­технолог микротвэлов, НПО «Луч» — конструктор-­технолог компактов, ОКБМ — разработчик реакторной установки ВТГР. То есть цепочка выглядит так: ВНИИНМ изготавливает экспериментальные микротвэлы из обогащенного оксида урана. Из этих твэлов на НПО «Луч» изготавливаются топливные компакты.

В конце этого года начнется реакторное облучение экспериментального топлива в реакторах СМ‑3 в ГНЦ «НИИАР» и ИВВ‑2М — в АО «ИРМ». Облучение будет осуществляться различными нейтронными потоками при разных температурах в разных частях активной зоны, для того чтобы получить максимально полные данные о реакторном поведении топлива.

Также в НПО «Луч» создается опытно-­промышленный участок для производства компактов с целью обеспечения создаваемого энергоблока ВТГР.

Как будет решаться вопрос с РАО в случае нового реактора?

Окончательное решение будет принято после окончания работ по экспериментальному обоснованию топлива. Но уже сейчас можно зафиксировать положительный момент: если классические твэлы нельзя просто взять и закопать — они нуждаются в серьезной переработке, так как их оболочки довольно хрупкие, — то у микротвэлов запас прочности оболочек очень большой. Предварительно принята такая схема: из отработавших топливных компактов выжигается графитовая матрица, в результате получается очень маленький объем отходов относительно исходного — только отработавшие микротвэлы. Их можно захоранивать.

В случае более глубокой переработки ОЯТ ВТГР, вероятно, может послужить источником обогащенного урана — одним из компонентов для РЕМИКС‑топлива. Выделенные при переработке продукты деления после предварительного остекловывания также можно захоранивать.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://strana-rosatom.ru/https://atomicexpert.com/