В этой части предлагаем обсудить тех, кто управляет всем процессом коллективного BIM проектирования, т.е. тех, кого можно назвать режиссерами всего спектакля. Фактически, они являются второй категорией вовлеченных в проектирование специалистов, которых сам Станиславский и его система рассматривают как действующие единицы всего творческого процесса. Здесь вполне достаточно сказать, что создатели и продолжатели системы сами были успешными режиссерами с большим актерским опытом. К сожалению, сегодня термин «BIM-менеджер» вызывает у многих желание упростить его понимание и содержание, сведя всё к слову «менеджер» (поскольку значение слова BIM знают не все), а то и просто «администратор». Конечно, BIM-менеджер управляет процессом информационного моделирования, но прежде всего он должен организовать и запустить этот процесс применения BIM на проекте на высоком (даже высочайшем) уровне.
Так что по аналогии с театром это режиссер, а не управляющий. Процесс информационного моделирования для любого проекта основывается на информационных требованиях заказчика (EIR), описывающих (порой весьма расплывчато) результат, который заказчик желает в итоге получить. Остальное отдается на усмотрение исполнителя, прежде всего BIM-менеджера.
На основании этого может возникнуть ощущение, что в театре дела для режиссера обстоят лучше, там всё прописано — на столе всегда лежит авторский текст пьесы, от которого нельзя отступать. Но на самом деле это верно лишь для представлений типа детских утренников, и то не всегда. На более серьезном уровне в процесс создания театральной постановки постоянно включаются видения режиссера и актеров, технические возможности сцены, бюджет и т. п., что может сильно повлиять на пьесу даже без изменения текста, а для фильмов вообще пишется свой сценарий, где отличия от первоисточника могут зашкаливать (иногда это прикрывается формулировкой «по мотивам произведения»).
Рис. 13. Кадры из фильмов «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968) и База Лурмана (1996): слева на каждом из кадров стоит Меркуцио, по сюжету родственник принца Веронского и друг Ромео. А крайний справа — бессмертный классик Уильям Шекспир, изумлённый «степенью загорелости» своего героя во втором фильме.
Пример совсем высокого уровня: К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко изначально создавали свой Московский художественный театр (МХТ, МХАТ) специально для постановок пьес А.П.Чехова, поскольку другие театры считали их для себя слишком сложными. Дело в том, что просто авторский текст зачитать могли все, чего не скажешь о передаче глубины переживаний героев. А систему Станиславского кроме создателей МХТ тогда еще никто не знал и не использовал.
Так что режиссеру всегда есть над чем работать, и авторский текст для него — почти как EIR для BIM-менеджера: кто-то следует букве, кто-то — духу и букве, а кто-то — просто принимает к сведению. Но высший профессионализм режиссера и актеров заключается в том, чтобы следовать духу и букве авторского текста, и при этом еще и передавать все переживания героев, которые за этим текстом скрыты.
Для BIM-менеджера понимание профессионализма можно переформулировать так: погрузиться в тему проекта и понять, что на самом деле требуется заказчику, и это понимание (по согласованию с заказчиком) максимально реализовать средствами информационного моделирования.
Рис. 14. Фильм «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» — шедевр режиссера Элема Климова и задействованных актеров (1964). Рекомендован для просмотра всем начинающим BIM-менеджерам как руководство «как не надо делать» по организации утренников на основе формальных требований и выработке количественных оценок эффективности BIM.
Как работают режиссеры, то есть BIM-менеджеры
Давайте теперь рассмотрим внутреннюю «кухню» работы режиссера, и сопоставим ее с работой BIM-менеджера.
Начало постановки спектакля или создания проекта
Режиссер
Чаще всего сидит один в тишине и думает, перечитывает текст постановки и формирует для себя образы героев. Это идеальная для режиссера ситуация, на самом деле таких условий для работы почти никто не создает.
Затем режиссер индивидуально прослушивает и подбирает актеров и распределяет роли.
Если режиссер ограничен рамками только коллектива театра, ему сложнее. Если актер не совсем (в понимании режиссера) подходит на роль, но у других с этим еще сложнее, то либо режиссер пересматривает свое понимание героя, либо готовится много работать с актером, чтобы довести его до своего уровня понимания, либо все же пытается пригласить кого-то со стороны, но это уже как разрешит дирекция. Ведь театр — это искусство возможного.
Параллельно режиссер работает с сотрудниками, отвечающими за другие направления: они подбирают музыку и свет, костюмы и реквизит, макет сцены, цветовой фон (иногда к каждому эпизоду), составляются предварительный монтажный лист и световую и шумо-звуковую партитуры, осуществляют много других организационно-сценических дел.
BIM-менеджер
Уясняет вместе с руководителем проекта поступившую от заказчика задачу, затем самостоятельно разбирается в информационных требованиях заказчика. Если их нет или они «расплывчатые», то BIM-менеджер сам определяет или усиливает уже свои требования ко всем участникам информационного моделирования, чтобы обеспечить решение поставленной задачи. И самое главное — определяет весь ход информационного моделирования для выполнения проекта.
При необходимости BIM-менеджер должен контактировать с заказчиком, чтобы лучше разобраться в поставленной задаче, а заодно (это даже важнее) сориентировать требования заказчика в правильном направлении.
Однако в реальной практике BIM менеджера чаще всего не допускают к заказчику, так как считается, что он «не понимает политики проекта» (которую «понимает» руководитель проекта). Конечно, BIM-менеджер не действует через голову руководителя проекта, он согласует с ним свои действия, но именно он, а не руководитель проекта, отвечает за успех информационного моделирования.
Поэтому строить отношения с BIM-менеджером по принципу «делай то, что я скажу, остальное тебя не касается» — тупик для BIM. И из этого тупика потом несутся возгласы: «Ваш BIM ничего не может!» С таким же успехом можно не давать врачу разобраться в вашей болезни, но советовать, как вас лечить, а потом жаловаться, что врач вас не вылечил.
Так что BIM-менеджер должен быть первым в BIM-команде, кто уяснил «сверхзадачу», причем в этом «уяснении» он должен играть активную роль.
Затем определяется программное обеспечение, пригодное для выполнения проекта. По понятным причинам предпочтение может отдаваться имеющемуся в компании ПО, даже если оно для конкретной работы не очень подходит. Это усложняет задачу информационного моделирования.
Исполнители подбираются BIM-менеджером (совместно с руководителем проекта) из своих сотрудников или со стороны, в зависимости от целесообразности и возможностей. Если же нужны дополнительные сотрудники, да еще работающие на новом ПО, то также решаются вопросы их подбора и дообучения с последующим включением в коллектив исполнителей. Но сам BIM-менеджер требуемое дообучение проводит очень редко, ему просто времени на все не хватит.
Параллельно разрабатывается или уточняется регламент взаимодействия и форматы файлов для участников проекта и внешних организаций, составляется примерный вариант плана реализации информационного моделирования (BEP, ПИМ).
Как видим, схемы и суть действий режиссера и BIM-менеджера на начальной стадии подготовки проекта или спектакля практически полностью совпадают.
Репетиционная стадия спектакля и реализация информационного моделирования
Репетиции в театре
В театральной среде считается, что репетиции важнее самого спектакля, поскольку именно на репетициях вырабатывается и шлифуется то, что потом зритель увидит на сцене. Без репетиций спектакли не ставятся. Но репетиции обычно проходят без зрителей, это — внутренняя кухня театра, почти не доступная постороннему глазу.
Давайте рассмотрим основные виды репетиций.
Индивидуальная репетиция — фактически разговор режиссера с актером, позволяющий им добиться большего взаимопонимания. Здесь многое зависит от личности (одаренности) и авторитета режиссера, хотя возможен и обратный вариант.
Корректурная репетиция связана со шлифовкой роли или номера, то есть небольшой части спектакля. Она может быть индивидуальной или групповой.
Монтажная репетиция. Её задачи: выстроить общую композицию, проверить совместимость эпизодов, все партитуры и монтажный лист, везде внести требуемые изменения, при необходимости найти дополнительные средства для обеспечения представления в заданном темпо-ритме, увидеть и доработать слабые места в точности и синхронности исполнения.
Прогонная репетиция — исполнение и отработка представления в его временной последовательности, шлифовка представления. В результате прогонных репетиций можно вносить коррективы в работу, оптимизировать технические аспекты, улучшать хореографию и диалоги, а также синхронизировать выступление всех участников.
Режиссер обычно продолжает работать с актерами и другими участниками после прогонных репетиций для дальнейшего совершенствования представления и достижения желаемых результатов. Такая потребность сразу предусматривается в репетиционном плане, а сами прогонные репетиции идут без остановок, чтобы актеры привыкали к целостности сценического действия и его темпо-ритму.
Монтировочная репетиция — сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств театрального зрелища. В определенный планом-графиком срок, к которому должны быть готовы все элементы оформления спектакля, режиссер вместе с художником и техническими службами проводят прогонную репетицию, на которой окончательно определяют декорационное и световое решение представления и проверяют техническую готовность всех элементов. Здесь также отрабатываются действия, связанные с переменой (перестановкой) деталей оформления по ходу спектакля.
Световая репетиция. Её цель — установка света, проверка костюмов и грима во время сводной репетиции, когда присутствуют все исполнители.
Наконец, самая главная — сводная репетиция. На ней режиссер собирает всё вместе, вводя также декорации, музыку и свет. Идет комплексная шлифовка представления. По понятным причинам таких репетиций может быть несколько.
Итак, мы видим, что в театре разработана продуманная система создания спектакля в виде последовательности репетиций разного уровня и предназначения, которые включают в себя основную массу постановочных действий и дают итоговый результат, выпускаемый затем на сцену.
Эти репетиции могут проводиться под руководством самого режиссера или кого-то из его помощников, проходить со всем коллективом или его частью, проводиться на сцене, с полным оснащением, а также в «облегченном» формате или вообще в репетиционных комнатах. Но, как правило, режиссер старается всё сам видеть и непосредственно всем руководить. Так что основное рабочее место режиссера в это время — в репетиционном зале, на театральной сцене.
Информационное моделирование
Суть работы по созданию информационной модели здания является практически такой же, как при постановке спектакля в театре: основная тяжесть приходится на репетиции. Однако компьютерные технологии, на которых основывается BIM, диктуют и позволяют реализовывать несколько иной формат репетиционных действий: участники проекта (отдельные «моделировщики» или целые коллективы) создают свои «фрагменты» или разделы общей модели, которые периодически (с оговоренной частотой и регламентом) вставляются в сводную модель объекта для координации всего процесса, корректировки совместимости и контроля выполнения работы и качества получаемого результата.
Таким образом, общее назначение репетиций остается практически тем же, но способ их проведения существенно меняется.
Информационное моделирование — это почти одновременная работа коллектива исполнителей над общей моделью по жестко оговоренным правилам взаимодействия. Поэтому первейшая задача BIM-менеджера — адаптировать существующий регламент такого взаимодействия к условиям конкретного проекта (или разработать новый такой регламент), чтобы участники не мешали и тем более не вредили друг другу, и создать в используемых BIM-программах (в среде общих данных) основу для сборки итоговой модели с подключением к ней всех участников проекта. После этого BIM-менеджер, то есть режиссер, уже каждый раз не собирает актеров на сцене для репетиции, а просто обновляет вставляемые ими (по оговоренному регламенту) части модели и видит на экране своего компьютера всю работу коллектива. Это же видят и его помощники. А «сценой» для всех является среда общих данных.
Такой подход позволяет проводить любое количество «репетиций» на любую тему, не отвлекая исполнителей от основной работы, всесторонне изучать выполнение проекта и при необходимости делать исполнителям соответствующие замечания.
Обычно первая большая проблема, решаемая указанным способом, — поиск и устранение пространственных коллизий (недопустимых пересечений разных элементов модели или нарушение допустимых пространственных интервалов между этими элементами). В театральной деятельности это соответствует правильным перемещениям актеров на сцене, попаданию в свет, не паданию в оркестровую яму и т. п. Такой поиск коллизий осуществляется BIM-менеджером или его помощниками по сводной модели в автоматическом режиме, по результатам руководитель проекта или BIM-менеджер дают поручения исполнителям на устранение замечаний в отведенные сроки, после чего в сводную модель загружаются исправленные компоненты, и поиск коллизий повторяется.
Есть и более сложные проверки на правильность принятых проектных решений при проектировании нового здания (например, соответствие нормам пожарной безопасности ширины эвакуационного выхода при предполагаемом количестве сотрудников на этаже и т. п.). Такие проверки также осуществляются по сводной модели специализированными программами, которые сейчас постоянно разрабатываются и совершенствуются. Может быть и много других видов проверок, причем допустимы и «ручные» проверки сводной модели.
Образно говоря, такие репетиции проводятся без актеров, но актеры узнают об их результатах и затем работают над устранением замечаний.
Отдельно стоит сказать про организацию среды общих данных и её наполнение необходимой для моделирования информацией. Это в наибольшей степени соответствует монтировочным репетициям.
Осуществить такую организацию дела для BIM-менеджера — задача не из легких, поскольку она связана как со спецификой проекта (моделируемого объекта и решаемыми задачами), так и с используемым программным обеспечением (насколько хорошо оно совместимо и соответствует решаемым задачам) и квалификацией (опытом) исполнителей, а также многими другими факторами. Но правильная реализация таких действий (то есть организация процесса информационного моделирования) существенно повышает производительность труда коллектива.
Еще раз повторимся — практически все проводимые проверки и действия (репетиции) осуществляются под руководством BIM-менеджера (или его помощников) без участия непосредственных исполнителей. Другими словами, если «моделировщик» идеально работает, то он теоретически за все время работы над проектом может видеть перед собой только монитор своего компьютера. Это — дополнительная возможность организовывать еще и удаленную работу, когда исполнители находятся в разных помещениях, городах или даже странах.
Однако практика использования BIM, наработанная «гениями», показала, что есть и «обратная сторона медали» — такая организация работы на основе чисто «виртуальных» коммуникаций приводит к появлению психологических проблем среди исполнителей: коллектив индивидуализируется и в итоге просто «распадается».
Поэтому BIM-менеджеру рекомендуется периодически проводить особый вид репетиций — «живые» совещания с сотрудниками и исполнителями, даже если технически без этого можно обойтись. Тематика таких «психологических репетиций» может быть любой (можно просто спросить: «Как дела?»), лишь бы было живое общение руководителей с сотрудниками и сотрудников между собой, но это — обязательный организационный компонент при использовании BIM.
Подобные «психологические» задачи также решают индивидуальные и корректурные репетиции, которые в BIM также нужны, но которым в современной практике информационного моделирования уделяется незаслуженно мало внимания. К тому же подобные «персональные» репетиции (совещания, разговоры) BIM-менеджера с сотрудниками позволяют ему более точно знать и корректировать индивидуальную работу каждого «моделировщика».
При использовании BIM появляется еще один специализированный вид репетиций, связанных с созданием «усеченной» (упрощенной и т. п.) модели объекта для передачи во внешние органы (государственные информационные системы, органы экспертизы и т. п.). В театральной деятельности это может соответствовать созданию «выездного» варианта спектакля («облегченное» оформление сцены, сокращение массовок и т. п.), но он обычно появляется после выхода «основного» варианта, а при информационном моделировании это идет параллельно с основной работой либо осуществляется на какой-то её стадии.
Наконец, при информационном моделировании активно используются так называемые «пилотные проекты», задача которых — отработать методы моделирования и взаимодействия при решении определенных задач. Чаще всего пилотные проекты возникают на стадии внедрения BIM, но они могут потребоваться и на крупных конкретных проектах для отработки технологии работы с какими-то частями или тематическими вопросами моделирования.
В театральной практике таких репетиций в явном виде нет, но есть экспериментальные студии и площадки, а также текущие репетиции, если режиссеру потребуется от актеров определенная «импровизация».
Если теперь подвести итог по сравнению репетиционной стадии в театре и при информационном моделировании, можно увидеть много как специфичного, так и общего, причем более продолжительный театральный опыт явно пригодится при использовании «более молодого» BIM.
«Не верю!»
Наверное, любой из нас слышал это высказывание как «визитную карточку» системы Станиславского. Действительно, «Не верю!» — любимая фраза К.С. Станиславского, произносимая им на репетициях, когда игра актера ему не нравилась. Это было результатом перевоплощения Станиславского в зрителя и его взглядом на спектакль со стороны.
Сегодня уже хорошо известно, что театральные режиссеры владеют всем богатством русского языка в вопросах характеристики персонажей или их взаимодействия с другими персонажами, целеуказания, пояснения, оценки (негативной или позитивной) для актеров или других задействованных в спектакле работников и т. п., то есть в общении с другими людьми. Но так получилось, что больше всего из этого театрального лексикона известна фраза «Не верю!».
А что говорить BIM-менеджеру в минуты напряженной работы над проектом? На самом деле пригоден и используется практически тот же набор фраз, что и в театре. А «Не верю!» в лексике BIM-менеджеров появляется чаще всего при знакомстве с очередными нормативно-техническими документами по BIM в России.
Но не менее часто чем возглас «Не верю!» у BIM-менеджеров должен возникать вопрос «Зачем это делается?», особенно при разработке тех или иных элементов информационной модели. Это вообще должен быть основной рабочий вопрос, как «Не верю!» у Станиславского. Поскольку главное в информационном моделировании — это прагматизм и здравый смысл.
Так чему же верить?
Мы представили на суд читателей достаточно беглое сравнение театральной деятельности при постановке спектаклей и применения технологии информационного моделирования при работе со строительными объектами. В результате напрашиваются два вывода.
Первый вывод: эти два вида деятельности очень похожи.
Но театральная имеет многовековую (тысячелетнюю) историю, поэтому может (и должна) помочь BIM определить правильные тенденции дальнейшего развития и совершенствования.
Второй вывод: для BIM нужна своя система Станиславского, которую еще предстоит разработать.
Нынешнее развитие BIM в России (и не только в России) имеет явный крен в сторону формализации и администрирования, особенно в работе BIM-менеджера. А в появляющихся в нашей стране нормативно-технических документах BIM (то есть ТИМ) рассматривается в основном как новая форма отчетности: что, куда и в каким виде предоставлять. Конечно, это нужные и правильные требования, но они минимальным образом способствуют развитию самой технологии информационного моделирования. В итоге сегодня мы имеем «бег на месте» в целом для информационного моделирования в строительной отрасли.
Рис. 15. Среди выявленных ошибок при переходе на BIM одной из самых опасных является «сведение» этой технологии к выполнению формальных правил предоставления информации в контролирующие органы.
Чтобы выправить этот крен, надо повернуть наши взоры к самой технологии, к непосредственным исполнителям информационного моделирования, их подготовке, квалификационному совершенствованию и инициативной, даже импровизационной работе.
Но повышение творческого потенциала исполнителей («моделировщиков» и BIM-менеджеров) — это и есть главное предназначение системы Станиславского. Причем не только первоначальное обучение, хотя оно сюда тоже попадает, а именно повышение индивидуального мастерства и творческого потенциала всего коллектива.
Конечно, все театры — разные, и для кого-то форма «детского утренника» является высшим проявлением театрального искусства, особенно если другого от них и не требуется. Но если смотреть на всю отрасль, то надо ориентироваться на лучшее — только так можно гарантированно добиться общего успеха.
Автор: Мария Золотова, Софья Минина, Владимир Талапов
Источник: https://isicad.ru/