Передовые конструкторские решения, подобно инвестициям, находят свое развитие только там, где видят очевидную выгоду от будущей реализации сформулированной идеи. Важно, чтобы идея не попала в руки конкурентов и не была ими реализована с выводом на рынок раньше самого изобретателя. Реальная прибыль от сеийного внедрения новой идеи начинается с момента, когда продукт на ее основе массово выходит на рынок. Идея должна быть такой, чтобы прибыль увеличилась в разы по сравнению с затратами, а не составляла проценты. В области атомной электроэнергетики сделать электроэнергию товаром, а не мегапроектом, с использованием технологии водоводяного реактора физически не получится, а гигантомания, т.е. увеличение единичной мощности энергоблока не делает на самом деле электроэнергию дешёвой – это блеф менеджеров.
Тариф на электроэнергию будет, несомненно, в разы больше, чем даёт выработка электроэнергии на тепловых станциях, на угле, мазуте и газе.
Раскрученная в СМИ гипотеза о том, что человечество своими тепловыми станциями делает потепление климата, а также выбрасывает в атмосферу чрезмерно много углекислого газа, и др. парниковых газов – это чистый блеф ради денег. Масса археологических исследований истории планеты Земля доказывает, что и концентрации углекислого газа была в разы больше, чем сегодня, и жизнь на планете развивалась большими темпами.
И за тысячелетия температура планеты поднималась и опускалась, и без присутствия человека. Раскрутка этой гипотезы нужна только воротилам финансового мира как бы для обоснования подорожания энергия на планете, дабы наперед все государства обложить налогом (см. «Киотский протокол», ну прямо как в сказке «Чиполино»: за дождь – 500 лир, за ливень – 1000 лир, и т.д. Или как в романе «Продавец воздуха»).
Сегодня КБ государственных корпораций России в условиях капитализма стали работать также, как и частные компании, т.е. не ради мощи России, а ради прибыли. И уже на стадии проекта закладывают в стоимость за деньги бюджета и прибыль, и кэшбек, что, в общем, противоречит рыночной экономике. Чертежи продают как бы за сверхстоимость, не имея на руках расчетно-экспериментального подтверждения работоспособности своего будущего изделия, изготовленного по этим чертежам. А главное, не имея на руках фактической выгоды от применения изделия. А дальше проект можно положить на полку, как, например, проект реактора «Зевс» (НИКИЭТ) с капельным холодильником, т.к. прибыль деньгами уже получена, а будет работать изделие, или нет, будет ли оно выгодно для России, руководство государственного КБ уже не волнует.
С точки зрения конструкции подводной лодки (ПЛ) в практике подводного кораблестроения под архитектурой ПЛ понимается особенности внешнего облика, формы и конструкции корпуса, ограждения рубки, оперения и других выступающих частей [1]. К сожалению, во всех КБ России сработал комплекс подражателя с первых немецких ПЛ. Опустим первые поколения ПЛ и перейдем сразу ко 2-ому поколению атомных ПЛ (АПЛ).
Таким образом, основными факторами, определяющими архитектуру многоцелевых АПЛ второго поколения, стали (про атомный реактор ни слова):
- усиление внимания к снижению шумоизлучения;
- отказ от совмещения надводных и подводных мореходных качеств в пользу последних;
- переход на одновальную схему и придание корпусу АПЛ осесимметричной формы;
- сохранение действия одноотсечного стандарта надводной непотопляемости для отечественных кораблей;
- создание благоприятных условий для работы гидроакустических антенн.
При выборе архитектурно-конструктивного типа каждая страна шла своим путем. Корабли типа «Los Angeles» стали первыми полностью однокорпусными АПЛ. На всем протяжении их прочного корпуса отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделились на носовую и кормовую группы и разместились в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию перехода на полностью однокорпусный архитектурно-конструктивный тип. Как представляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению жесткости наружного корпуса ПЛ и снижению его вибровозбудимости под действием набегающею потока.
Отечественные АПЛ проекта (пр.) 971 сохранили двухкорпусную архитектуру по условиям обеспечения требований надводной непотопляемости. Изменения архитектуpно-конструктивного типа и схемы корпуса АПЛ типа «Los Angeles» привели к изменению общей компоновки корабля. Прочный корпус разделен лишь двумя межотсечными переборками, которыми выделен реакторный отсек. Подобное размещение облегчает компоновку оборудования, сводит к минимуму проблемы, связанные с ограничением длины отсеков, упрощает прокладку коммуникационных линий. Koмпоновка АПЛ типа «Барс» СССР, стала развитием технических решений,
примененных в кораблях второго поколения, и опыта создания АПЛ пр. 705. Она оснащена всплывающей спасательной камерой.
Подводя итог, следует отметить, что развитие архитектуры АПЛ 3-го и следующих поколений [1,3,4] характеризуется плавным эволюционным совершенствованием ранее выработанных принципиальных, решений. Характерными особенностями развития архитектуры АПЛ третьего поколения явились:
- завершение перехода к полностью однокорпусному архитектурно-конструктивному типу (это в США);
- уплотнение компоновки носовой оконечности с размещением там пусковых установок КР “Tomahawk” (США) или усиленного торпедно-ракетного и гидроакустического вооружения (СССР);
- сокращение количества межотсечных переборок до минимума, обеспечивающего выделение реакторного блока (США);
- увеличение габаритов ограждения рубки в связи с размещением всплывающей спасательной камеры (СССР);
- рост главных размеров и водоизмещения АПЛ (США и СССР, Россия).
В России АПЛ (далее сплошной НЕГАТИВ) оснащались блочными паропроизводящими установками ОК-650 с реакторами мощностью 190 МВт (одна из модификаций 180 МВт), которые позволяли развивать скорость подводного хода от 25 до 35 узлов (до 63 км/час = 17,5 м/с). Паротурбинные установки на влажном паре (ПТУВП) с к.п.д. около 33%, так же стали изготовляться по блочному принципу ОКБМ им. Афрекантова. Приемистость – 3,5 часа разогрева у пирса. Манёвренность – разворот на 1800 только рулями по большой дуге. Объём ПТУВП занимает около 2/3 всего герметичного корпуса (чистый дебилизм). Выброс тепла с конденсатора паровой турбины составлял около 126 МВт, т.е. 126 МДж на 17,5 метров пути при максимальной скорости, что создаёт тепловой шлейф за АПЛ, видимый из космоса. Системы автоматики были унифицированы для всех АПЛ 3-его поколения. В состав электро-энергетических систем, сохранивших конфигурацию 2-го поколения, добавилось много полупроводниковых преобразователей, которые могут быть выведены из строя электромагнитным импульсом. Значительно улучшились обитаемость АПЛ, и условия размещения личного состава. На всех АПЛ были установлены всплывающие спасательные камеры (ВСК), способные обеспечить одновременную эвакуацию с аварийной подводной лодки всего экипажа (экипаж — самая дорогостоящая подсистема АПЛ и любого другого корабля, спасутся подводники, если успеют собраться в ВСК со всей АПЛ). В герметичном прочном корпусе АПЛ также размещены пусковые шахты ракет и торпедные аппараты, и сонар переднего обзора (или активный локатор).
Созданные на закате “холодной войны” корабли четвертого поколения типа «Seawolf» (SSN21, США) имеют форму обводов тела вращения с относительным удлинением около 9 ввиду перехода на больший диаметр прочного корпуса. Однако АПЛ типа «Virginia» (SSN774, США) имеют относительное удлинение около 11.
В целом обводы кораблей 4-го поколения практически не изменились. Отличие появилось только по двухкорпусной конструкции из маломагнитной стали, обеспечивая рабочую глубину погружения до 400 м, и по форме ограждения рубки: в носовой части ограждения рубки появился “прилив” — обтекатель, препятствующий интенсивному образованию подпорного вихря, который формируется у носового присоединения ограждения рубки к корпусу. Однокорпусный архитектурный тип на американских АПЛ сохранился.
Сразу перейдем к обсуждению архитектуры 4-го поколения АПЛ пр. 955А класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения, ЦКБ «Рубин», гл. конструктор В.А.Здорнов. Вооружение: 16 ракет «Булава», торпеды. [2,3], см. рис. 1.
Рис. 1. Источник: [2].
Архитектура и внешний вид АПЛ к началу XXI века достигли большого совершенства. Однако это не говорит о том, что архитектура останется неизменной. Если еще раз перечислим все постоянные факторы, которые определяют архитектуру АПЛ в 21-ом веке, а именно:
- атомная силовая установка: турбина на влажном паре [4].
- скрытность, пропульсивные качества, живучесть и непотопляемость, боевая нагрузка и остойчивость, технологичность и дешевизна постройки, взаимное расположение оружия и развитых гидроакустических антенн.
Следует отметить, что приоритетным фактором является скрытность — качество, определившее появление этого класса кораблей. Исходя из этого приоритета, и в компромиссе со всеми прочими факторами предпочтительным будет являться однокорпусный архитектурный тип (как в США). Однако, новая тактика использования АПЛ с учетом действия у побережья, на мелководье, возможное использование различной мобильной меняющейся боевой нагрузки, возможно, потребует и обусловит применение двухкорпусного типа. Такие передовые, перспективные технологии подводного кораблестроения, как отказ от выдвижных устройств, проникающих внутрь прочного корпуса, контроль шумов обтекания и управление пограничным слоем корабля и его гидродинамическим полем, применение электродвижения, использование новых видов покрытий, покровных гидроакустических антенн, интегрированных антенных систем связи и др., несомненно, будут оказывать влияние на формирование внешнего облика корабля и его архитектуры {5}.
На сегодняшний день раскрыты особенности будущих АПЛ пр. «Борей» 5-го поколения [6]: – «Основной упор сделан на универсальность, на повышенную скрытность, экономичность, большой ресурс. Это все внутри этой лодки. Дизайн у нее достаточно симпатичный, нам она нравится. Скрытность, в том числе, определяется ее гидродинамическими параметрами. И вот такая форма, зализанная, скажем так, она очень способствует этому. Мы над этим работаем вместе с нашей наукой», – рассказал заместитель гендиректора ЦКБ МТ «Рубин» по внешней экономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству Андрей Баранов. Это блеф гуманитарного менеджера, у него в голове только «симпатичный дизайн».
Какие атомные силовые установки для 4-5 -го поколений сегодня предлагают КБ в России?
Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка (ЭУ) нового типа [4]. Специально для новых проектов в конце 80-х годов была разработана новая водо-водяная паропроизводящая установка (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП (иногда встречается ошибочное наименование КПМ) тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И. И. Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало т. н. интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы (их максимальный диаметр уменьшен с 675 мм у ОК-650, до 40 ?*мм для присоединительных труб у КТП-6 [4,стр.12] и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию (ЕЦ) теплоносителя на всех режимах работы реактора. Последнее является одним из факторов малошумности всей лодки, исключая необходимость в постоянной работе циркуляционных насосов и сокращая на порядок энергопотребление реактора на собственные нужды (более высокий общий КПД). Подобная ППУ намного компактнее ППУ предыдущего поколения, более проста в эксплуатации и более безопасна и надёжна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реактора в едином корпусе негативно сказывается на ремонтопригодности установки ввиду их низкой доступности. Поэтому перед разработчиками реакторов 4-го поколения была поставлена задача обеспечить их безремонтный срок службы в течение всего жизненного цикла лодки. Активная зона реактора построена так, что её перезарядка необходима вдвое реже, чем в реакторах лодок 3-го поколения. В качестве главных движителей на ПЛ пр. 955 используется водомётный движитель, а на ПЛ проекта 885 винт фиксированного шага, который вращается главной турбиной только на больших скоростях подводного хода, — в режиме малошумного хода винт вращается гребным электродвигателем, а главный турбозубчатый агрегат отсоединяется от линии вала специальной муфтой и останавливается. Этим, а также принятием ряда других конструктивных мер обеспечивается значительное снижение шумности (по некоторым оценкам в 5 раз (в ДБ) в сравнении с АПЛ 3-го поколения). Конструктивные решения для ППУ нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 (не путать с одноимённым танком) с опытными реакторами ТМ-4 и КТМ-6 в Сосновом Бору (тема «Каньон-С.1»), а в 1996 году реактор был официально допущен к серийному производству. Одной из важнейших особенностей этого реактора считается новый прямоточный «прямотрубный» ПГ с двусторонним обогревом ПВ со стороны 1-го контура. Однако, на головной АПЛ 885-го проекта этот реактор так и не появился. Сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него привели к тому, что в процессе перепроектирования лодки «Северодвинск» она получила блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт, что в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины даже, несмотря на весь ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. При этом, вторая лодка серии, по всей видимости, получит изначально запланированный для 885-го проекта реактор КТП-6 с соответствующим энергооборудованием.
Известно [4], что в настоящий момент в ОКБМ им. И. И. Африкантова ведётся разработка нового типа реактора под обозначением КТП-7И (ОКР «Феникс»). Не исключено, что он предназначен для установки на более поздних серийных лодках проекта 885М, причём, существуют два возможных принципиальных варианта для этой установки. По одной версии, речь идёт о дальнейшем эволюционном развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы активной зоны до 30 лет и более, что позволит их использование без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, например, идут все зарубежные разработчики подобной техники. По другой версии, новая установка может быть основана на принципе перегрева пара непосредственно в активной зоне (разновидность т. н. «кипящего» реактора) и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. В этом случае, если удастся решить ряд конструктивных проблем, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности, с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор с ещё большим КПД, при том ещё более компактный в сравнении с реакторами предыдущих проектов. Однако в КБ заявляют, что эта технология перспективна уже для 5-го поколения АПЛ [4,7,8,9], а на самом деле на завтра эта технология уже устарела. Позор для КБ – продолжают делать «паровозные технологии».
Сперва компания достигает больших успехов в инновациях, сделали работающие водо-водяные реакторы со скрытыми угрозами внутри и требующие постоянного ремонта, и обслуживания, после чего стали монополией для ВМФ в России. После этого качество и соответствие новым знаниям становится менее важным. Компания начинает продвигать «великих продавцов», потому что именно они могут повысить выручку на данном этапе заказов от ВМФ, а не инженеры и конструкторы. В конце концов, продавцы (менеджеры) начинают править компанией. Когда у вас монополия, новые продукты не так сильно помогают (выбивать деньги), как маркетинг – продажа старых силовых установок для АПЛ, кораблей и судов, но с новыми этикетками (штампиками на чертежах). «Маркетинг становится главным, а то, что изначально сделало компанию великой, исчезает» [15].
В России это произошло с НИКИЭТом и ОКБМом, видимо, и другие КБ и НИИ ГК «Росатом» пришли к вырождению. «Конечно, инженеры должны стоять во главе…»\, с этим фактически согласны руководители компаний из двух миров, – китайского (Пит Лау) и американского (Стив Джобс). В России по этому поводу правдиво написал д.ф.-м.н., научный руководитель Института океанологии, академик РАН Роберт Нигматулин [23/12/2020]«Менеджеры во главе науки – угроза технологическому сувере-нитету России» [16].
Маркетинг реакторов водо-водяных для ВМФ России «ослепил» руководство ГК, и всё руководство уже десятилетия «как мантру» заклинают, убеждают, что эти реакторы для АПЛ самые лучшие, что есть на свете. Это ложь, технические решения не стоят на месте!
Но вернемся к АПЛ 5-го поколения. Атомная подводная лодка 5-го поколения проекта «Хаски»[7] КБ «Малахит», см. рис. 2, разрабатывается в двух вариантах; озвучена работа над проектом 545 шифр «Лайка-ВМФ», развитием проекта «Хаски»[8]. Факт, это повторение АПЛ 4-го поколения, но с гиперзвуковыми ракетами «Циркон» [9].
Следующим предлагается пр. «Суррогат» [10,11]. Атомные подводные лодки 5-го поколения – это что-то из области фантастики, так как впервые за очень долгое время в корне меняется концепция данной техники. Дело всё в том, что основную работу за них будут выполнять дроны, пока носитель находится в абсолютной недосягаемости, и
сегодня мы как раз отметим один из таких проектов, что разрабатывается в нашей стране в КБ «Рубин», т.н. “Суррогат-В”[10,11], см. рис. 3 и 4. «Суррогат» это фактически дрон.
Рис. 2. Источник: http://www.hisutton.com/Husky_SSN.html
Рис. 3 и 4. Источник: [10,11] “ОСК”. “Суррогат-В”.
Из краткого обзора ясно одно, о чем все предпочитают молчать, – это то, что конструкция атомного реактора, и силовой установки в целом, однозначно определяют облик, архитектуру и тактико-технические характеристики будущей АПЛ. Уже сегодня руководители КБ в «Военном обозрении» [9] заявляют: – «…Подлодки ожидаемого пятого поколения могут иметь массу отличий от современных образцов, в том числе и на уровне концепций. Впрочем, пока не стоит переоценивать субмарины будущего. Вполне возможен другой вариант развития событий, при котором отличия 4-го и 5-го поколения не будут кардинальными», т.е. атомная силовая установка останется громадной (2/3 объёма), и скорость под водой с водо-водяным реактором и паровой турбины будет не больше 35 уз. Другими словами «топтание на месте – либералы России действуют». Получать же АПЛ пятого поколения, как ранее сообщил заместитель главкома по вооружению Виктор Бурсук, ВМФ России начнёт в районе 2030-х годов[12]. Это как раз, когда В.В.Путин уйдёт в отставку, а Запад подготовится и перейдет к открытой агрессии! Либералы тормозят новые научные разработки, вредят России [19]!
В заключение статьи предлагаю ознакомиться с вариантом субмарины, с условным названием «Полет», принципиально иного технического решения нежели АПЛ 5-го поколения.
Вот некоторые пункты концепции от 2020 года [14] для разработки идеи создания субмарины «Полёт»:
Обтекаемый корпус однослойный из металлопластика (композита), водопроницаемый. Максимальна подводная скорость до 400 км/час, максимальная глубина погружения до 1500 м. Система создания скользящего пограничного слоя вокруг корпуса для уменьшения гидравлического сопротивления набегающего потока воды. Движение обеспечивают четыре турбо-ядерных модульных реактивных движителя (ТЯМ-РД) [14], см. рис. 5, с к.п.д. около 50% и мощностью на валу от 100 МВт каждый. ТЯМ-РД установлены на поворотных колонках на 4-х горизонтальных рулях: два в носовой части, и два в кормовой части корпуса, что обеспечит уникальную манёвренность. Для вращения рулей и поворотных колонок используются радиальные не шумящие шаговые двигатели со стопором. ТЯМ-РД ремонта и обслуживания не требуют, ресурс работы 25000 часов, после чего производится их замена на новые за 1-2 часа с помощью манипулятора и сопроводительного судна прямо в океане. Тепловой шлейф составляет около 200 МВт, т.е. 200 МДж на 111 метров пути при максимальной скорости. Приемистость – несколько минут. Запуск ракет производится с поплавков – пусковых установок (ППУ). ППУ хранятся внутри корпуса на стеллажах в воде, и в нужный момент перегружаются манипулятором в выгрузочный канал и затем выбрасываются из него под водой в поток на ходу АПЛ с помощью силы набегающего потока воды. Запуск ракет с поплавков абсолютно исключает возможность определить координаты АПЛ. ППУ с заправленной ракетой могут длительно храниться, и могут длительное время находиться на плаву по течению в океане или встать на грунт на дне. Команды управления на ППУ поступают от подводных дронов сопровождения, которые также выгружаются вместе с ППУ. АПЛ имеет спасательную камеру – капсулу, выдерживающую 1500 м погружения, и в которой постоянно находится весь экипаж 9-11 человек и вся аппаратура управления. В носовой части АПЛ расположены сонар и активный локатор. Электрогенераторы атомных двигателей могут вырабатывать для приводов, локатора и аппаратуры до 20 МВт электроэнергии. Замена экипажа может производиться простой заменой спасательной капсулы целиком при всплытии или на грунте на небольших глубинах. И многое другое. Впервые частичная информация об этой АПЛ была опубликована в статье «Новая атомная подводная лодка 21-го века» – прогрессивная идея 06.10.2023 г.[13].
На рис. 5 представлена схема будущей АПЛ «Полет». Конструкция корпуса простая, однослойная, дешёвая и не требует каких либо инженерных пояснений.
Рис. 5. Примерная схема расположения основного оборудования АПЛ «Полёт». Источник: Автор статьи.
Где: 1 – турбо-ядерный модульный реактивный движитель (ТЯМ-РД), 2 – задние горизонтальные рули, 3 – расположение на стеллажах поплавков – пусковых установок с ракетами «Кинжал» и дронами «Посейдон», 4 – центральный пост – спасательная капсула, 5 – передние горизонтальные рули, 6 – сонар и активный локатор, 7 – выпуск поплавка – пусковой установки, 8 – поверхность корпуса со «скользким» пограничным слоем, форма которой специально рассчитывается для больших скоростей. Масштаб и пропорции на рис. не соблюдены.
Рис. 6. ТЯМ-РД, 2020 г. Источник: [14].
Где: 1 – решетка от мусора в набегающем потоке, 2 – корпус водометного движителя, 3 – атомный двигатель Виноградова [18], 4 – поворотная колонка, 5 – центробежный спаренный насос, 6 – узел диафрагмы сопла реактивной струи. На рисунке многие узлы скрыты (система снижения гидродинамического сопротивления в проточной части, напорная камера и др.).
Не буду пока раскрывать тактико-технические характеристики АПЛ «Полет», поскольку любой знающий инженер на листке бумаги карандашом и с помощью логарифмической линейки может легко посчитать их в первом приближении. Ясно, что эта АПЛ является фактически скоростным развозчиком (установщиком) ракет поплавкового и донного базирования в непосредственной близости от вероятного противника в дополнении к существующей системе «Периметр» – защиты России судного дня. Поплавковое базирование ракет (ПБР) это та дубинка, которая заставит принимать противника логичные действия в сохранении мира, т.е. соглашение типа «Ялта-2». Америка на сегодняшний день сошла с ума до такой степени, что нормальные ученые умы, например из Массачусетского технологического института США профессоры ядерной инженерии Якопо Буонджорно, Бенуа Форге – руководитель отдела NSE и др., уехали в Австралию обучать основам конструирования атомных реакторов для АПЛ Австралийского агентства по подводным лодкам (ASA) [20,21], 11 января 2024 года. В США полная деградация, коллективное помешательство, известные атомные компании, как например Вестингауз, банкротятся.
Правильно говорят многие ученые – человечество постоянно глупеет и деградирует!
Маленький коллектив специалистов, старшекурсников студентов, аспирантов и преподавателей в состоянии сделать аванпроект турбо-ядерного модульного реактивного движителя за 1,5-2 года. Меня удивляет то, что КБ «Рубин» и «Малахит» с огромным штатом конструкторов до сих пор топчутся на месте, зашли в тупик, продолжая делать гигантские субмарины под названием подводные «крейсеры», которые легко найти и уничтожить. И всё из-за того, что они не могут обязать (или заставить) ОКБМ и НИКИЭТ «Росатома» создать движки типа описанного выше турбо-ядерного модульного реактивного движителя с мощностью от 100 МВт на валу. Каких же неучей конструкторов собрали эти КБ, если не понимают, что парадигма атомных силовых установок в 21-ом веке меняется с громадных водо-водяных реакторов на микро реакторы – атомные двигатели.
Меня также удивляет позиция адмиралов главного штаба ВМФ РФ, которые обладает современным подходом к решению задач, многие из которых, если не большинство высших офицеров, могут сказать о себе «прошли все стадии службы: от лейтенантских погон до самого верха» [22]. Они уж точно своими глазами видели, какое множество на подводном атомном крейсере в отсеках атомной силовой установки находится трубопроводов и используется всяких «штурвальчиков», клапанов, кранов и т.п., и какой большой должен быть экипаж – до 100 и более матросов, чтобы по командам всё это крутить. Адмиралы наверняка понимают, что время гигантских АПЛ закончилось, и я надеюсь, они заставят КБ проектировать АПЛ такие, как например, описанная выше АПЛ «Полет», которая как минимум в 10 раз дешевле подводного крейсера, больше ракет и быстрее развозит на места пусков. А КБ «Рубин» и «Малахит» в свою очередь обяжут КБ «Росатома» сделать серийное изготовление турбо-ядерного модульного реактивного движителя.
В противном случае, турбо-ядерные реактивные движители придется закупать в Китае, если они согласятся продавать.
* в статье [4] указано число 40 мм, это ошибка журналиста, для них что миллиметры, что сантиметры всё едино.
Ссылки:
- Тенденции развития архитектуры подводных лодок.pdf
- Атомная подводная лодка проекта «Борей» в разрезе. Инфографика.pdf
- Типы подводных лодок ВМФ СССР и России — Википедия.pdf
- Поколения подводных лодок — Википедия.pdf
- Военно-технический альманах «Тайфун» №2/2002 (42)..doc
- Раскрыты особенности будущих подлодок проекта «Борей» 5-го поколения.pdf
- Раскрыты характеристики российской атомной подлодки пятого поколения.pdf
- «Хаски» – российская субмарина пятого поколения.pdf
- Пятое поколение подлодок. Требования и проекты. Военное Обозрение.pdf
- Выведет подлодки на новый уровень – появились новые подробности по проекту «Суррогат-В».pdf
- Русские подводники обхитрили супостата новым сверхтяжёлым _Суррогатом_ _ Россия .pdf
- ВМФ России начнет получать подлодки пятого поколения в районе 2030-х годов (https://ria.ru/defense_safety/20171130/1509910245.html) // РИА, 2017 / Архивная копия(https://web.archive.org/web/20171204222940/https://ria.ru/defense_safety/20171130/1509910245.html) от 4 декабря 2017 на Wayback Machine.
- Виноградов Андрей _Новая атомная подводная лодка 21-го века» – прогрессивная идея.pdf
- PRoAtom – Атомный водометный движитель для флота мощностью от 100 МВт на валу.pdf
- alexsword • Стив Джобс_ Как будут выглядеть последние дни Apple_.pdf
- PRoAtom – Менеджеры во главе науки – угроза технологическому суверенитету России.pdf
- Учёные смогли разогнать торпеду до скорости 400 км_ч. Как же им это удалось_ .pdf
- PRoAtom – Атомный двигатель Виноградова.pdf
- PRoAtom – АЭУ мощностью от 5 МВт. Чиновники, менеджеры и научная элита Росатома саботирует.
- Главная _ ЦЕНТР ПЕРЕДОВЫХ СИСТЕМ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ.pdf
- Погружение на атомные подводные лодки _ Новости Массачусетского технол ин _ MIT.pdf
- Эксперт положительно оценил назначение нового главнокомандующего ВМФ – Парламентская газета.pdf
Автор: Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов
Источник: https://www.proatom.ru/