Отечественные машиностроители разработали серийный гибридный электровоз ЭМКА2 с асинхронной тягой и боротовым накопителем энергии: подробности проекта

Фото: © tmholding.ru. Отечественная отрасль  транспортного машиностроения впервые в своей истории создала гибридный электровоз постоянного тока. В основе разработанной серийной машины назодится асинхронный привод и бортовой накопитель энергии. На настоящее время созданный маневровый гибридный электровоз ЭМКА2, который был построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе, входящем в АО “Трансмашхолдинг”, получил сертификат соответствия Евразийского экономического союза сроком действия на 5 лет. Сертификат подтверждает соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) и дает право на серийный выпуск локомотивов и их эксплуатацию локомотивов на территории ЕАЭС. Электровоз ЭМКА2 был изготовлен в 2023 году.

Дизайн поезда создан при участии Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ». Машина успешно прошла полный цикл испытаний на территории НЭВЗа, экспериментального кольца (г. Щербинка) и скоростного испытательного полигона АО «ВНИИЖТ» (г. Белореченск).

ЭМКА2 предназначен для работы в депо и на пассажирских вокзалах крупных станций, где по экологическим соображениям нежелательно использование дизельных двигателей. Может эксплуатироваться в условиях промышленных предприятий.

Электровоз способен работать от контактной сети или от бортового накопителя энергии. Он может заряжаться от контактной сети через штатный токоприемник 3кВ (как в движении, так и на стоянке) или от внешнего специализированного зарядного устройства. Накопитель и тяговая система ЭМКА2 позволяют без подключения к контактной сети провести состав массой до 2000 т на расстояние до 14 км. Локомотив без поезда способен пройти за счет питания от батареи до 100 км.

В 2024 году планируется начало эксплуатации, а со следующего года — серийное производство.

ТМХ является крупнейшим в России разработчиком и производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, а также среднеоборотных двигателей различного назначения. Работы по созданию новых моделей подвижного состава и двигателей осуществляют действующие в рамках группы ТМХ инжиниринговые компании «ТМХ Инжиниринг» и «Центр двигателестроения ТМХ», подразделения которых расположены в 10 городах и насчитывают в общей сложности более 1300 сотрудников.

Справка:

ЭМКА2 — Электровоз Маневровый, Контактно-Аккумуляторный, тип – 2. Выпускается с 2022 года на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Построено 2 электровоза.

Первый в России контактно-аккумуляторный электровоз постоянного тока (3 кВ). Предназначен для выполнения маневровой работы на частично-электрифицированных станциях или вокзалах, где использование дизельного двигателя нежелательно. Может эксплуатироваться в условиях промышленных предприятий.

Исключает вредные выбросы при работе дизельного двигателя, необходимость доставлять топливо, а так же время и средства на обслуживание дизельного двигателя. Оснащён аккумуляторами, которые выдерживают простой в зимнее время с температурой до -40 °C и выдерживают перевозку состава массой до 2000 т на 14-18 км.

Электровоз способен работать от контактной сети или от бортового накопителя энергии. Он может заряжаться от контактной сети через штатный токоприемник 3кВ (как в движении, так и на стоянке) или от внешнего специализированного зарядного устройства. Накопитель и тяговая система ЭМКА2 позволяют без подключения к контактной сети провести состав массой до 2000 т на расстояние до 14 км. Локомотив без поезда способен пройти за счет питания от батареи до 100 км.

Особенности:

  • Конструкция кузова, в которой заложен принцип модульности и дизайн скопированы с тепловоза ТЭМ23
  • Может работать от электричества с контактной сети или от собственных аккумуляторов
  • Завод-производитель получил сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза на серийное производство электровоза до 2029 года
  • В 2024 году планируется начало эксплуатации, а со следующего года – серийное производство

Технические характеристики:

  • Длина — 16 450 мм
  • Колея — 1520 мм
  • Конструкционная скорость — 90 км/ч
  • Минимальный радиус прохождения кривых — 80 м
  • Мощность ТЭД — 4×500 кВт (2000 кВт)
  • Тип ТЭД — асинхронные, ДТА-125
  • Осевая формула — 20-20
  • Род тока — постоянный (3 кВ)
  • Служебная масса — 92 т
  • Тип — маневровый

Новочеркасский электровозостроительный завод

История завода берет начало с февраля 1932 года, но днем рождения завода считается именно этот день, когда в далеком 1936 году из ворот предприятия вышел первый узкоколейный паровоз 0-4-0 серии 159.

Новочеркасский завод стал первенцем второй пятилетки и строился как паровозостроительный (НПЗ). Кроме паровозов выпускалось в разное время множество видов другой техники – краны для торфоразработок, гусеничные грейдеры, магистральные паровозы.

В предвоенные и военные годы – дивизионные пушки, зенитные установки, минометы.

6 ноября 1945 года завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Завод получил название «Новочеркасский Государственный Союзный электровозостроительный завод им. С.М. Буденного» (НЭВЗ).

Первый электровоз был выпущен в марте 1947 года. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов.

Всего за годы существования завода силами Новочеркасских электровозостроителей было создано более 70 типов и изготовлено порядка 16 тысяч электровозов различного назначения. Это почти половина всех эксплуатируемых в мире электровозов.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://railtrain.pro/, http://www.novochmuseum.ru/