Фото: © frp74.ru. Хорошо известное многим специалистам отечественное предприятие СКБ “Турбина”, которое является частью холдинга АО “НПО “Высокоточные комплексы” ГК “Ростех”, развернуло технологическую цепочку серийноого производства турбокомпрессоров, предназначенных для дизельных двигателей, локомотивов, а также различных малых судов и специальной техники. На данный момент уже произведено 15 первых изделий линейки ТКР201. Они будут использоваться в составе двигателя 6ДМ-185Т для маневровых локомотивов ТЭМ14М. Раньше такие дизели комплектовались швейцарскими компрессорами, теперь их заменят аналоги южноуральского производства. Средства на реализацию проекта предприятие получило от ФРП РФ и ФРП Челябинской области по совместной программе “Проекты развития”.
© frp74.ru
Общий бюджет проекта составил 102,6 млн рублей, из которых 45,4 млн рублей в виде льготного займа предоставил федеральный ФРП, а 19,4 млн рублей — региональный.
«Раньше на отечественном рынке турбокомпрессоров были представлены в основном иностранные производители из Швейцарии и Австрии. Благодаря господдержке после выхода на полную мощность, когда объемы производства достигнут 360 турбокомпрессоров в год, мы сможем обеспечить необходимой продукцией до 6,5% российского рынка. Наше предприятие обладает колоссальным опытом в её создании. За более чем полувековую историю инженеры завода разработали свыше 30 типов турбокомпрессоров, используемых для повышения мощности двигателя внутреннего сгорания без коренного вмешательства в его конструкцию. В реализуемом проекте турбокомпрессоры будут собираться исключительно из отечественных компонентов, поэтому уровень локализации — 100%», — рассказывает генеральный директор АО «СКБ «Турбина» Эдуард Баженов.
Ключевым заказчиком южноуральцев станет другой заемщик федерального ФРП — «Уральский дизель-моторный завод» (УДМЗ) из соседнего Екатеринбурга. Создаваемые «Турбиной» изделия способны увеличивать работоспособность двигателя, повышая показатель КПД. Кроме того, в двигателе происходит уменьшение образования оксида азота, что положительно сказывается на окружающей среде. Модели для локомотивостроения сейчас дополнительно модернизируют, чтобы они могли использоваться также в малой энергетике и карьерной технике. А в перспективе разработка челябинского завода будет адаптирована и для отрасли судостроения. Судовые турбокомпрессоры преобразовывают отработанные выхлопные газы для получения энергии, увеличивая мощность судового дизеля.
Справка
Спец. конструкторское бюро – СКБ «Турбина» было образовано в 1970 для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в обл. обороноспособности страны.
В 1984 проводилась реконструкция для серийного выпуска энергоагрегатов.
В 1989 из состава СКБ был выделен Челябинский агрегатный завод, ныне агрегатное производство ОАО «Электромашина», для серийного выпуска разработанных энергоагрегатов.
СКБ «Турбина» – головное и единственное в стране предприятие по разработке многофункциональных автономных малогабаритных газотурбинных энергоагрегатов и высокоэффективных агрегатов наддува: турбокомпрессоров и охладителей надувного воздуха для дизельных двигателей.
Газотурбинные агрегаты (ГТА) предназначены для обеспечения спец. наземных машин различными видами энергии (мощностью до 50 кВт) как при неработающем поршневом двигателе, так и при движении.
Основой агрегатов является унифицированный мощностной ряд газотурбинных двигателей собственной разработки. Основные элементы обеспечивающих систем разрабатываются и изготавливаются в СКБ «Турбина». Турбодетандерные кондиционерные приставки отличаются высокой компактностью и полным отсутствием каких-либо промежуточных хладоносителей типа фреона, хладона и т. п.
Разработки СКБ «Турбина» обладают уникальными качествами, агрегаты такого класса не имеют аналогов в стране. Установка газотурбинных агрегатов на спец. машинах существенно повышает их эффективность в связи с ростом энерговооруженности машин и потребной мощности для запуска поршневых двигателей.
Не уступают лучшим мировым образцам и агрегаты наддува. Турбонаддув является одним из основных путей повышения мощности дизельных двигателей. «Турбина» выполняет НИР и ОКР для различных систем и видов военной техники, постоянно расширяет спектр работ, в т.ч. по приоритетным наземным системам.
Выполняются работы по созданию наукоемкой гражданской продукции на основе технологий двойного назначения, не имеющей аналогов или имеющей импортозамещающее значение в мире. Многофункциональный ГТА применяется в условиях Крайнего Севера; испытывается экологически чистая турбодетандерная холодильно-обогревательная установка с гибким замораживанием. Предприятие ведет полный цикл НИОКР, а также серийный выпуск энергоагрегатов.
Большой вклад в становление и развитие предприятия внесли выпускники АТ-факультета. В их числе: ген. директор и гл. конструктор В. С. Коробченко; нач. отделов и секторов В. Е. Андреев, В. М. Ахременков, А. А. Загребин, В. И. Кавьяров, А. В. Курышев, В. А. Морозов, И. Г. Назар; рук. подразделений С. В. Размочкин, И. В. Ульянов; ведущие специалисты М. В. Гузенко, В. А. Кабанов, Б. П. Коган, С. П. Коломиец, С. Г. Мальгин, Е. М. Пискунова, Л. А. Поздеев, В. И. Розет, Б. В. Токмачёв, В. В. Чалых, К. Р. Червяков, Л. С. Шестакова и др. С 2012 предприятие возглавляет выпускник АТ-факультета А. В. Адаев.