Инструменты цифровой трансофрмации отечественной строительной индустрии: удаленный обход и облет строительной площадки

Иллюстрация: https://ru.freepik.com/. Цифровая трансофрмация отечественной строительной индустрии постепенно внедряет практически значимые инструменты, которые основанны на инновациях. Первые шаги на пути внедрения BIM-подхода уже пройдены, а программное обеспечение из недружественных стран ушло в прошлое. На передний план выходят те, кто, так или иначе, пытается сделать реальный цифровой реинжиниринг текущих процессов и придать им более совершенный и эффективный облик. Такая же ситуация складывается с искусственным интеллектом. Несмотря на то, что среди чиновников высшего звена мода на впихивание ИИ во все дыры народного хозяйства еще не прошла, многие начали трезветь и размышлять логически.

Особенно те, кто вкладывает свои деньги и ждёт возврата инвестиций. А в результате получаются одни игрушки, картинки и некачественный текст, который все равно приходится править руками и мозгами конкретных специалистов. По сути опять получается дорогая игрушка с бесполезным результатом: хотели как лучше – получили “как всегда”! Да и, собственно, сама по себе идея замещения в творческом и интеллектуальном труде человека приводит к тому, что, так же как сегодня ценится hand-made, скоро будет цениться исключительно brain-made, то есть то, что придумано человеком, а не ИИ.

В этом отношении выявление, оценка перспектив и внедрение реально полезных цифровых инструментов в экономику страну вообще, а в частности – в строительство – становится более осязаемой и обоснованной задачей для всех представителей отрасли. Сделать это не просто, поскольку есть большое количество цифрового мусора, предлагаемого не очень компетентными толкачами своего цифрового творчества. И по этой причине падает само отношение к серьёзной цифровизации у многих руководителей отрасли в целом. При этом всем очевидно, что цифровизация даёт положительный системный эффект во многих областях: в финансовой деятельности и у банков – finteck, в медицине и образовании – medteck, в торговле и логистике. Даже в сельском хозяйстве успехи цифровизации становятся всё более очевидными. Единственная отрасль, которая не имеет ни внятной стратегии цифровой трансформации, ни понятного видения цифрового будущего – это строительство.

В качестве практически полезного примера такой цифровой инновации в строительстве хотелось бы предложить начать внедрение инструментов “Цифрового Обхода Стройплощадки“! Безусловно, таких примеров у нас много, но ряд из них можно внедрить уже сегодня без особых затрат.

Какова фабула? Думаю, для многих строителей не секрет, что обходы стройплощадок Заказчиками, чиновниками, контролерами с большими погонами – это привычное мероприятие для российской стройки! Иногда такие обходы собирают сотни человек. Эффект от такого мероприятия – минимальный, потеря времени участников – колоссальна, зато конкретный руководитель Заказчика ощущает себя весьма удовлетворенным чувством собственной актуальности и востребованности. Все в эту игру и играют.

Обход военных строек иногда превращается в безусловную пытку для подрядчиков и поставщиков, поскольку там они выслушивают все необоснованные претензии без возможности возразить!

Обход военных строек иногда превращается в безусловную пытку для подрядчиков и поставщиков, поскольку там они выслушивают все необоснованные претензии без возможности возразить!

Почему мероприятие бесполезно? Во-первых, то о чем говорят во главе колонны слышат немногие рядом идущие. Остальные просто глазеют и ждут своей очереди вызова вперёд. Протоколирование поручений и, тем более, квалифицированное обсуждение узких мест просто не проводится. Во-вторых, если погодные условия не соответствуют – все стараются быстрее закончить эту придумку и разбежаться по своим конторам, чтобы согреться. Обычно после обхода еще проводят совещание на такой же огромный состав, которое длиться часами в попытках вспомнить то, о чем же говорили при обходе. Если просто резюмировать оценку эффективности подобного шествия за всю жизнь строителя, то можно сказать, что за 30 лет не было ни одного, сколько-нибудь нужного и полезного обхода.

С другой стороны, о чем мы тоже много раз говорили, получили распространение всевозможные цифровые инструменты мониторинга и контроля площадки. Это и просто фото и видео-фиксация событий. Это и специальные установки кругового обзора, подсчета людей и техники, системы сравнения факта и проекта. С одной стороны это кажется полезным, с другой – на каждый инструмент давления тут же появляется инструмент противодействия. А значит такая классическая модель императивного контроля остается бесполезной. Да, честно говоря, у большинства участников строительства и времени нет на просмотр сотен фотографий или видеоотчетов. Регламентация их поступлений и фиксации должна иметь четкую обоснованность в рамках формирования будущей информационной модели.

Так в чем суть видео-обхода? Прежде всего, видео-обход представляет собой периодическое мероприятие для всех участников проекта или их ЛПР (Лиц, Принимающих Решения), независимо от того, где они находятся. С одной стороны это похоже на видео-конференцию, но там люди вынуждены сидеть стационарно. Здесь же можно участвовать в обходе из любого положения, как с монитора компьютера или экрана телефона, так и с использованием специальных очков для виртуального обзора. Специальная команда обхода, включающая оператора, строительного гида и пара экспертов по графику или по проектированию, идёт по установленному маршруту на стройплощадке, скажем раз в неделю. Например, каждую пятницу после обеда. Участники обхода, где бы они не находились, присоединяются по мере надобности и по маршруту обхода, когда им поступает сигнал об интересующем их объекте. При этом, ведется запись видео-обхода в привязке к BIM-платформе, где фиксируются как все участники обхода (похоже на современные конференц-приложения), а также их разговоры, вопросы и переписка в чатах.

Как это может осуществляться?

  1. Строительный ГИД (он же BIM-регистратор) заводит видеоотчет об обходе. В процессе обхода конкретных строек он фиксирует маршрут в специальном ПО – Навигатор обхода, где ставятся отметки о вопросах участников, их замечания, их претензии, которые потом заносятся в протокол обхода.
  2. Гид слышит всех участников видео-обхода и говорит оператору, куда навести камеру, куда повернуться, чтобы всем было лучше видно. Так же гид ставит ТЭГ-отметки на самом объекте, по которым можно будет посмотреть вопрос на следующем обходе, вернувшись или к протоколу, или к прошлому обходу.
  3. Безусловно, два-три эксперта могут пояснять удалённым участникам обхода какие-то вопросы, например от подрядчика или от проектировщика. Но больше там никто и не нужен, ибо огромная масса людей на площадке – это риск нарушения правил ТБ безусловный.
  4. Вполне допустимо, что на каждом титуле будет стоять специальный стенд с QR-кодом, с которого начинается осмотр нужного здания или сооружения, благодаря которому на мониторах участников обхода появляется сигнал – новый объект, который их интересует. То есть не надо участвовать в обходе, как это обычно бывает, по всем объектам, которые вас не касаются.
  5. Участвующие подрядчики в физическом обходе могут сразу согласовать некие изменения к проекту и фиксация этого согласования в протоколе сразу становится задачей для проектировщиков по изменению рабочей документации, например.
  6. По завершению обхода видео-контент сохраняется в Информационной модели на своей дате графика и всегда можно его пересмотреть и дать поручения внутри системы документооборота, опираясь на этот материал. Текстовый документ формируется автоматически и так же прикладывается к отчету. И прочие возможности цифровизации здесь уместны.

Видео-облёт - не менее полезный инструмент вместо сжигания вертолётного топлива!

Видео-облёт – не менее полезный инструмент вместо сжигания вертолётного топлива!

Если это линейный объект, то видео-обход вполне можно заменить видео-облётом с использованием специальных дронов. А не летать большим коллективом с использованием вертолётов и с огромными затратами. Сегодня облёт можно вести на такой высоте, что будут видны все гайки и болты на трубах. Безусловно, потребуется более профессиональная команда, включающая оператора-дроновода, но это всё равно намного дешевле, чем собираться на удаленной площадке и пытаться ногами обойти все объекты.

Какие результаты такой инновации могут быть получены?

  1. Безусловно, резкое снижение стоимости проекта на командировки и поездки, колоссальная экономия времени участников.
  2. Возможность повторить те или иные моменты обхода и обсудит их отдельно!
  3. Согласовать большое количество дополнений и изменений сразу, без многократного повторения на совещаниях.
  4. Сохранить историю результативности строительства и фактическое соответствие выполненных объёмов работ по графику. Обмануть заказчика тут уже точно вряд ли получится. И многие другие преимущества.

Очевидно, что это небольшое новшество может существенно удешевить строительство, надзор и контроль со стороны главных бенефициаров строительства. С другой стороны, сохраненная история обходов, доступная всем участникам на протяжении всего срока проекта – это инструмент существенного роста ответственности и гарантии выполнения своих обязательств. И касается это не столько исполнителей. сколько Заказчиков, застройщиков и Инвесторов в том числе.

Автор: МАЛАХОВ Владимир
Источник: https://ardexpert.ru/