На фото: беспилотная система “Партизан” во время проведения летных испытаний. Уже на протяжении нескольких лет хорошо известный Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА, г. Новосибирск), входящий в состав Института им. Н. Е. Жуковского, проводит разработку перспективного тяжелого БПЛА “Партизан”. К настоящему времени СибНИА провел необходимые исследования, выполнил проектирование и построил опытный БПЛА нового типа. Кроме того, на днях начались его летные испытания. В ходе первого полета «Партизан» продемонстрировал новые возможности и потенциал проекта. Первый полет опытного «Партизана» состоялся 16 февраля. Для обеспечения безопасности и сбора всех необходимых данных, БПЛА совершал полет в пилотируемом режиме.
В сохраненной пилотской кабине работал летчик-испытатель и директор СибНИА Владимир Барсук. Пилотируемый беспилотник успешно поднялся в небо и оставался в воздухе ок. 20 мин. Полет производился на высоте 200 м. В ходе вылета проверялись различные параметры и особенности изделия – управляемость, маневренность и т.д. Кроме того, уже на этом этапе уделили внимание скоростным характеристикам, занимающим особое место в проекте. В ходе первого полета была показана способность «Партизана» летать со скоростью от 50 до 200 км/ч.
Старт летных испытаний назвали успешным. БПЛА подтвердил расчетные взлетно-посадочные характеристики, а также справился с задачей полета на сверхмалой скорости. В ближайшее время испытания будут продолжены. Планируется подтвердить все ключевые параметры, а затем перейти к полетам в беспилотном режиме. При этом будет отрабатываться автоматизированная система управления, имеющая необходимые функции и варианты применения.
На финальной стадии испытаний «Партизан» должен будет перевозить людей и грузы с пилотом или без него, а также взлетать и садиться на площадки минимального размера. Показав все эти возможности, БПЛА сможет поступить в эксплуатацию и пойти в производство.
Первый полет
Сроки проведения и завершения летных испытаний, а также дату начала производства и эксплуатации пока назвать не могут. По всей видимости, необходимые работы займут еще несколько лет. При этом, учитывая темпы уже выполненных работ и их соответствие графику, можно ожидать, что СибНИА справится со всеми поставленными задачами в разумный срок.
Перспективный проект
В 2019 г. Фонд перспективных исследований запустил опытно-конструкторскую работу «Разработка и летные испытания демонстраторов транспортного беспилотного летательного аппарата сверхкороткого взлета и посадки с гибридной силовой установкой и активным обдувом несущих поверхностей». Реализация этого проекта была поручена СибНИА, и теме присвоили шифр «Партизан». Согласно планам того времени, в течение следующих пяти лет СибНИА должен был разработать новый проект и построить летательный аппарат-демонстратор технологии.
До 2021-22 гг. организация-исполнитель занималась теоретической частью нового проекта, а также проводила необходимые исследования. На этом этапе были сформированы общие идеи и технические решения перспективного проекта. Также были проведены испытания динамически подобной модели в аэродинамической трубе и в полете.
В 2022 г. на базе имеющегося многоцелевого самолета ТВС-2МС построили летающую лабораторию для проверки и отработки новых идей в сфере двигательной установки и аэродинамики. В июне того же года летающая лаборатория совершила первые пробежки по взлетно-посадочной полосе, а также поднялась в воздух. С ее помощью показали потенциал новых технических решений, и работы по основному проекту «Партизан» продолжились.
На 2022-23 гг. была запланирована постройка двух полноценных опытных БПЛА новой модели. В отличие от уже изготовленной летающей лаборатории, они должны были получить полный набор новых устройств и приборов. По готовности, прототипы планировалось вывести на наземные и летные испытания.
В последние недели и месяцы СибНИА завершил постройку первого «Партизана», а затем провел необходимые проверки на земле и подготовил его к полетам. Несколько дней назад состоялся первый полет, за которым последуют новые. Все это указывает на успешное продвижение проекта вперед и решение поставленных задач. Как того требовал заказчик, в 2024 г. появился новый БПЛА с необходимыми функциями.
Сверхкороткий взлет и посадка
Как ясно из названия ОКР, целью проекта «Партизан» является создание БПЛА с повышенными взлетно-посадочными характеристиками, получаемыми за счет особой силовой установки и нестандартной аэродинамики. Кроме того, перед проектом ставились задачи из области систем управления, эксплуатации и т.д.
БПЛА «Партизан» выполнен на базе самолета ТВС-2ДТС – современного аналога заслуженного Ан-2. У базового образца заимствовали все основные агрегаты, причем некоторые пришлось доработать в связи с установкой новых устройств и компонентов. Такой подход к разработке упростил создание проекта и строительство опытного образца, а также позволил решить стоящие конструкторские задачи.
«Партизан», как и ТВС-2ДТС имеет цельнокомпозитный планер схемы «биплан». Предусмотрен удлиненный объемный фюзеляж, вмещающий моторный отсек, кабину пилотов и грузопассажирскую кабину. Две плоскости имеют разный размах и соединены друг с другом широкими стойками в концевой части. Также используется хвостовое оперение традиционной конструкции.
Беспилотник оснащен турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1100 л.с. и тянущим воздушным винтом с пятью лопастями производства Hartzell Propeller. Предусмотрена дополнительная двигательная установка. Она включает восемь электромоторов малого размера с тянущими винтами, размещенные на передней кромке нижнего крыла. Энергоснабжение осуществляется специально разработанной электрической сетью.
Летающая лаборатория на базе ТВС-2ДТС, 2022 г.
Турбовинтовой двигатель предназначен для создания тяги, за счет которой самолет набирает скорость и совершает горизонтальный полет. Электромоторы, в свою очередь, осуществляют принудительный обдув нижней плоскости и улучшают ее аэродинамические характеристики. Увеличивается подъемная сила и появляется возможность устойчивого полета на сниженных скоростях, а также улучшаются взлетно-посадочные характеристики.
За счет основного турбовинтового двигателя «Партизан», как и ТВС-2ДТС, должен развивать скорость до 300-350 км/ч. При необходимости, за счет дополнительных двигателей он способен сбрасывать скорость до 50-100 км/ч без угрозы сваливания. По расчетам, обдув нижнего крыла позволит самолету с 1 т нагрузки взлетать и садиться на площадки длиной не более 50 м.
Проект «Партизан» предусматривает создание беспилотного летательного аппарата с возможностью непосредственного управления человеком. Для этого на самолете сохранена кабина экипажа с постами управления, но внедрены новые приборы и устройства. Система автоматического управления способна работать по командам оператора с удаленного пульта или решать некоторые задачи самостоятельно. Сообщается о принципиальной возможности организации полностью автоматических перевозок или выполнения других работ.
Самолеты серии ТВС-2 создавались в качестве современной замены для старого Ан-2 и должны решать тот же круг задач. Аналогичные цели имеет и проект БПЛА «Партизан». Беспилотник должен перевозить людей и грузы, участвовать в поисково-спасательных операциях, работать в сельскохозяйственной авиации и т.д. Во всех случаях возможность автономной работы и улучшенные летные характеристики позволят получить те или иные преимущества.
Современный подход
Таким образом, работы по созданию современного самолета для замены заслуженного, но устаревшего Ан-2 продолжаются и показывают новые результаты. При этом использование актуальных концепций и перспективных идей позволяет улучшить основные характеристики летательного аппарата и получить принципиально новые возможности. В итоге перспективный «Партизан» должен во всех отношениях превосходить старый Ан-2.
Впрочем, новый многоцелевой БПЛА с особыми возможностями пока успел лишь выйти на летные испытания. Ему предстоит пройти весь комплекс проверок и подтвердить расчетный потенциал, и только после этого будут решаться вопросы производства и внедрения. По всей видимости, это произойдет уже в ближайшие годы.
Автор: Рябов Кирилл
Источник: https://topwar.ru/
Источник фотографий: СибНИА