Что вы знаете о первом серийном тривеллер-вертолет PAL-V, созданном энтузиастами из Голландии?

Угадайте, кто создал первый в мире полностью официально лицензированный для свободной продажи летающий автомобиль? Оказывается это мечтатели из голландии. Компания PAL-V совместно с дизайн-студией Spark Design задумались о постройке летательного аппарата на базе трехколески Carver достаточно давно, а в 2012 году состоялись первые пробные полеты аппарата, построенного по схеме автожира, — с тяговым воздушным винтом и свободным ротором, создающим подъемную силу. Остальное время ушло на доводку конструкции и сертификацию машины. И вот, наконец, PAL-V предлагается всем желающим! Компания принимает заказы на две версии. Первая, Pioneer Edition, будет выпущена тиражом 90 экземпляров ценой по 499 тысяч евро.

За эти деньги покупатель получит двухместную машину с максимальным набором опций и богатой отделкой салона, а также курсы обучения управлению и тренировки в любом уголке планеты. Зарезервировать PAL-V Pioneer Edition можно уже сейчас, внеся невозвратный задаток 25 тысяч евро. Впрочем, если не спешить, то можно обойтись меньшими суммами: обычная версия Sports стоит 299 тысяч евро, а взнос за нее — 10 тысяч. Кстати, если у компании возникнут трудности с сертификацией летающего автомобиля в стране покупателя, то задаток она все-таки вернет.

Для сравнения: примерно столько же стоит самый простой вертолет, а цена обычного автожира на порядок ниже. Но PAL-V берет универсальностью. На дорогах общего пользования 100-сильный двигатель Rotax позволяет четырехметровой машинке собственной массой 664 кг разогнаться до 160 км/ч, причем разгон до «сотни» укладывается в 9 с. Перевод PAL-V в летный режим занимает пять—десять минут, после чего машине с тяговым мотором мощностью 200 л.с. требуется максимум 330 м разгона для взлета. Скорость в воздухе (те же 160 км/ч) вполне сопоставима со скоростью недорогого вертолета, а посадить машину, даже с отказавшим тяговым двигателем, можно на скорости 30 км/ч на участке длиной не более 30 м. Правда, законодательство требует осуществлять взлет только со специально предназначенных для этого полос, но в некоторых странах можно использовать участки дорог в частных владениях.

А самое большое преимущество PAL-V перед вертолетами и обычными автожирами — способность приехать к месту взлета своим ходом. Сложность лишь в том, что для управления требуются не только водительские права, но и летная лицензия. Хотя конструктивная принадлежность машины к автожирам позволяет получить ее после 30—40 часов обучения.

Компания PAL-V обещает приступить к серийному производству летающих автомобилей уже к осени, но их передача покупателям намечена только на конец 2018 года. Кстати, если у клиента есть сомнения, зарезервировать машину можно всего за 2500 евро — причем на возвратной основе. Но тогда ждать придется дольше всего, а в случае отказа от покупки свою очередь не удастся перепродать другому желающему.

За полетный режим отвечает второй, более мощный 200-сильный двигатель Rotax, максимальная скорость движения в воздухе такая же, как на земле — 160 км/ч, но рекомендуемая крейсерская скорость — 140 км/ч. Дальность полета 400–500 км. Максимальная высота — 3500 м. Перевод машины в авиарежим занимает 5–10 минут, для взлета ей необходима ровная, свободная от помех площадка площадью 200×20 м. Для посадки достаточно дистанции длиной всего 30 м. Производитель подчеркивает, что конструкция автожира такова, что даже если случится невероятное и двигатель в полете сломается, то PAL-V Liberty не рухнет на землю, а аккуратно спланирует — главное, чтобы было куда сесть.

Для управления аэрокаром необходимо иметь летную лицензию и водительские права.

  • В январе российский Фонд перспективных исследований объявил конкурс на создание компактного летательного аппарата с вертикальным взлетом — PAL-V Liberty под это определение не попадает.
  • Аэромобили разрабатывают в том числе крупные и опытные корпорации, например, Airbus и Toyota.
  • Миллиардер Ларри Пейдж, сооснователь корпорации Google, спонсирует по меньшей мере два стартапа, разрабатывающих компактные летательные аппараты с вертикальным взлетом, которые должны в перспективе прийти на смену автомобилям.