Ростсельмаш развернул новое производство прицепной сельхозтехники на площадях бывшего Таганрогского комбайнового завода

В Таганроге запущен завод для производства навесного и прицепного сельскохозяйственного и различного коммунального оборудования широкого назначения. Первая очередь завода была введена в эксплуатацию компанией “Клевер”, являющейся дочерним предприятием “Ростсельмаша”. Производство размещено на территории бывшего Таганрогского автозавода. Стоимость проекта — свыше 2 млрд руб. Предполагается, что в 2024 году предприятие освоит полный цикл производств до 40 видов продукции. В 2025 планируется освоить выпуск прицепных и самоходных опрыскивателей, аппликаторов-растениепитателей, кормоуборочных жаток и подборщиков, — а также осуществить развитие линейки почвообрабатывающей техники. На начало текущего года на предприятии работают около 450 человек. По окончании всех этапов реконструкции и строительства персонал завода оставит не менее 1,5 тыс. человек.

 © donland.ru

К моменту официального старта полностью отремонтирован и введен в эксплуатацию первый корпус предприятия — раскройно-заготовительный, площадью 25 400 м².

Работают центральный склад и склад запасных частей. Восстановительные мероприятия по второму корпусу, в котором будет осуществляться сварка, окраска и сборка техники, планируется завершить к концу 2024 года. Сейчас все этапы производства сосредоточены в стенах первого корпуса, в котором и состоялась торжественная церемония.

В рамках второго этапа реализации проекта планируется организация литейного производства. В рамках третьего этапа — организация полигона испытаний комбайнов и тракторов.

 © donland.ru

История

В Ростовской области, кроме всем известного Ростсельмаша, был еще один завод, специализирующий на производстве комбайнов. Всего в каких-то 50-60 км от Ростова. Сегодня поговорим о комбайнах Таганрогского комбайнового завода.

Предприятие было основано в 1915 году. Его первым названием было — Русско-Балтийский снарядный завод. Как понимаете, производство совсем не гражданское. Тут и снаряды готовили, и патроны. Лишь после Гражданской войны завод бы переименован в Таганрогский механический, а затем в Таганрогский инструментальный завод № 65 (ТИЗ). В это время на заводе принялись за производство запчастей для тракторов и инструмента.

Кроме того, в 1935 году предприятие освоило производство мотоциклов под маркой ТИЗ, которые, правда говоря, были созданы путем адаптации к советским условиям британского мотоцикла «Sloper» фирмы BSA. Первым мотоциклом стал ТИЗ-АМ 600 для нужд НКВД и Красной Армии. Ну и не обошлось без поставок для Народной освободительной армии Китая.

С началом войны завод был эвакуирован в Тюмень. В том числе в новый город перенесено производство мотоциклов и патронов.

В послевоенный период одной из самых важным проблем, которую нужно было решать государству — это вопрос продовольственный. Заводы массово переориентировались с военных рельсов на гражданские. Бывший ТИЗ был восстановлен, но теперь у него была другая специализация. С 1946 года предприятие получило имя «Таганрогский комбайновый завод».

Культиваторы и жатки-лобогрейки — основная продукция завода 1945-1947 годов. Из фонда Государственного исторического музея

Теперь здесь выпускают культиваторы и жатки для комбайнов. А начиная с 1947 года здесь научились собирать полноценные самоходные комбайны.

С 1947 года в СССР было запущено производство новенького комбайна «Сталинец-4». Его производили на шести заводах из разных уголков страны. В том числе в Таганроге.

Также ТКЗ был выбран для производства комбайнов СК-3 с 1958 года и СК-4 с 1962 года.

Также не стоит забывать про таганрогский «шассик». В 1965 году на предприятии налажено производство СШ-75 «Таганрожец», при сборке которого применялись, как не удивительно, узлы серийных комбайнов.

Это самоходно шасси отличалось от того, что мы привыкли видеть. СШ-75 был необычен. Его кабина устанавливалась на передней оси. При этом был выбор: кабина могла располагаться по центру или ее смещали влево. Он был по настоящему универсальным. Кроме традиционных задач по транспортировке грузов, на его платформе могло устанавливаться различное оборудование вплоть до полноценного комбайна!

Стоит отметить, чтобы «Таганрожец» стал комбайном, требовалось специальное навесное оборудование, которое производилось здесь же, на заводе в Таганроге. Это навесной комбайн НК-4.

Если сейчас кого-нибудь спросить, какую продукцию Таганрогского комбайнового можно считать его визитной карточкой, ответ однозначен! Ответ можно найти в… в БУКВАРЕ!!! Только взгляните на страницы советского букваря и азбуки!

Конечно же, речь о самоходном зерноуборочном комбайне СК-6 «Колос». Колосы в различных модификациях выпускались на заводе с 1971 по 1984 год. Удивлял своей компоновкой.

Центральное расположение кабины между двух бункеров, мягко говоря, удивляло советского человека, привыкшего, что кабины у комбайнов должны быть слева от бункера. Были модификации и однобарабанные, и двухбарабанные, и гусеничные — на любой вкус.

С развалом СССР на Таганрогском комбайновом заводе дела стали совсем плохи, впрочем, как и у всей страны. В 90-х производственную площадку решили сделать автомобильной, организован Таганрогский автомобильный завод. Но это не помешало ТГЗ успеть выпустить несколько сотен новинки завода — КЗС-3 Русь.

Кабина располагалась по центру. Между ней и двигателем расположился бункер. Это была уже современная компоновка, которая сегодня считается самой оптимальной. Благо, по многим узлам КЗС-3 был унифицирован с СК-5 Нива, поэтому особых проблем с запчастями не было. Но, как говорится, «не в то время». Последние комбайны сошли с конвейера Таганрогского комбайнового завода в 2002 году.

Стоит упомянуть еще об одном комбайне. Очень популярный комбайн СК-5 «Нива» долгие годы производился на Ростсельмаше, но разработан он был конструкторским бюро именно Таганрогского комбайнового завода. Также велась разработка новых комбайнов, так и не попавших на конвейер. Например, СК-10 Ротор.

12 января 2022 года Ростсельмаш объявил, что Таганрогский комбайновый завод будет восстановлен. Промышленный гигант из Ростова-на-Дону планирует организовать в Таганроге производство кормоуборочных комбайнов и почвообрабатывающего оборудования.

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://shem33.ru/