Современный зимовочный комплекс Российской станции “Восток” запущен в опытную эксплуатацию на Антарктическом полюсе холода

Фото: © nauka.tass.ru.  На шестом континенте начата опытная эксплуатация нового суперсовременного Российского зимовочного комплекса Антарктической станции “Восток”. Введенный в строй комплекс является первым современным комплексом в мире, созданным на полюсе холода Земли. Комплекс спроектирован российскими инженерами и построен в городе Гатчина Ленинградской области на “Опытном заводе строительных конструкций”. Всё оборудование станции — отопление, вентиляция, энерго- и водообеспечение — всё российского производства. Сегодня у России самое большое представительство на этом континенте — десять станций. Пять круглогодичных и пять сезонных. Большинство расположено на побережье. Самая южная — внутриконтинентальная станция «Восток». Она была основана в 1957 году.

Со дня открытия станция пережила две реконструкции (в 1974 и 1982 годах) и три консервации. В настоящий момент она не удовлетворяет современным требованиям к эксплуатации, её изношенность превышает 90%. Первые строения станции давно находятся под толстым слоем снега, более современные — частично или полностью погружены в снег на глубину до 5 м. Перемещение между ними происходит по вырубленным полярниками в снегу и льду туннелям.

В 2012 году на станции было совершено важное мировое научное открытие. Российские ученые, пробурив более 3 700 м льда, достигли поверхности уникального реликтового озера, названного в честь станции — «Восток». Проводимые на станции исследования имеют большое научное и прикладное значение, дают ключ к пониманию истории жизни нашей планеты.

Новый зимовочный комплекс

В 2015 году Леонид Михельсон выступил с инициативой построить новый зимовочный комплекс станции «Восток». Это предложение было рассмотрено на заседании попечительского совета Российского географического общества и поддержано главой государства.

 © thumb.tildacdn.com

Для облегчения сборки станции в трудных условиях Антарктиды была выбрана блочно-модульная конструкция. Комплекс, состоящий из пяти блоков общей площадью более 3 тыс. м, оснащен современной лабораторией для научных исследований, кабинетами и жилыми комнатами с возможностью размещения до 15 человек зимой и до 35 человек летом, зонами отдыха и занятий спортом, медицинским блоком с самым современным оборудованием для проведения операций и стоматологическим кабинетом. В НЗК также спроектированы помещения для размещения систем жизнеобеспечения комплекса и проведения научных исследований.

Комплекс стоит на опорах, которые позволяют регулировать его высоту в зависимости от уровня снежного слоя. Все оборудование в условиях континентальной Антарктики, куда зимой нельзя попасть, дублировано, а для обеспечения электричеством предусмотрено пятикратное резервирование.

Сложности при доставке

НЗК антарктической станции «Восток» был создан на частные средства, после этого была проведена контрольная сборка комплекса на заводе (ООО «ОЗСК») в Гатчине, он был передан в собственность государства.

 © thumb.tildacdn.com

В октябре 2020 года блоки станции были отправлены на атомном лихтеровозе «Севморпуть». Однако в районе Анголы у судна сломался гребной винт, и оно было вынуждено вернуться с грузом обратно в Санкт-Петербург. В октябре 2021 года модули станции «Восток» были погружены на теплоход «Мыс Дежнева» и теплоход «Андрей Осипов». Суда сопровождал дизельный ледокол «Капитан Хлебников», а также танкер «Ярослав Мудрый», доставивший топливо для нужд обеспечения походов на станцию «Восток» и обеспечения работы всей техники.

Однако в связи со сверхтяжелыми ледовыми условиями при подходе к Антарктиде (толщина льда около 2 м с надувами снега у торосов свыше 1 м, в одной из точек припая зафиксирована толщина льда 3,05 м) проводка заняла на три недели дольше планировавшихся сроков. В итоге разгрузка судов в районе станции «Прогресс» началась только в конце ноября 2021 года. Дальнейшая доставка грузов вглубь континентальной Антарктиды на станцию «Восток» велась санно-гусеничными походами (СГП). Сани были специально спроектированы, предварительно испытаны и способны перевозить груз весом до 60 тонн.

Расстояние между прибрежной станцией «Прогресс» и станцией «Восток» составляет около 1 450 км по ледяной пустыне. При этом на трассе подъем до высоты местами достигает 3 500 м над уровнем моря, встречаются заструги — вытянутые вдоль ветра узкие и твердые снежные гребни длиной до нескольких метров и высотой иногда до 1,5 м, рыхлые снега. За первые 250 км СГП преодолели подъем на высоту 2 500 м. Передвижение шло в условиях низких температур. На участке ближе к станции «Восток» она иногда летом опускалась ниже 50 градусов.

 © avatars.dzeninfra.ru

Строительные работы

Для возможности работы на станции «Восток» люди проходили специальную подготовку, включающую восхождение на Эльбрус, так как, находясь на станции, они фактически строят на вершине горы.

Строители работали в две смены проходят при температурах ниже 30 градусов и давлении около 400 мм рт. ст. Грузоподъемные операции осуществлялись кранами грузоподъемностью 80 тонн, изготовленными в Челябинске специально для работ в Антарктиде.

На зимовку в 2023 году остались 22 строителя для завершения всех внутренних работ, обвязки и наладки инженерных сетей трех блоков комплекса. Во время зимовки с апреля по август в Антарктиде царит полярная ночь. На станции «Восток» температура опускается ниже 80 градусов. В таких условиях строители продолжают работать.

За летний сезон 2023-2024 годов были собраны оставшиеся два блока «А» и «В» НЗК «Восток», первые три блока НЗК подготовлены к вводу в опытно-промышленную эксплуатацию, на них планируется поэтапно перенести все научные программ.

 © avatars.dzeninfra.ru

Что внутри

Стены станции представляют собой сложную систему утепления: каждый отдельный модуль по периметру изнутри утепляется несколькими слоями минераловатного утеплителя заполняющего все пустоты в конструкции модуля и единого утепления снаружи всех блоков (на боковых стенах и кровле — 4 слоя утепления, на дне 8 слоев минераловатного утеплителя) Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм.

Модуль, А — Энергоцентр № 1, технический блок, включает в себя 6 резервуаров хранения дизельного топлива, аварийный генератор и насосную станции, высота модуля A — 14,05 метров. S=1570 м2

Модуль В — Жилые помещения, высота модуля B — 17,47 метров. S=1852 м2

Модуль С — Современный медицинский блок с операционной, барокамерой, стоматологическим и рентген-кабинетом, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна. Высота модуля C — 17,47 метров. S=2039 м2

Модуль D — Энергоцентр № 2, технический блок, состоит из 6 резервуаров хранения дизельного топлива, помещения аварийного генератора, насосной станции, а так же трех холодных и двух теплоизолированных складов, высота модуля D — 14,05 метров. S=1426 м2

Модуль Е — Энергоплавильная станция, резервная станция и гараж. S=1585 м2

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://nauka.t…j5m7a8845134343https://anta rctica.kraspan.ru, http://www.krem…dent/news/73336, https://vk.com/…84064_ 4562 88931