Совсем недавно начали поступать новости о планах Саудовской Аравии по приобретению шести турбовинтовых самолетов, два из которых планируется адаптировать для задач радиоэлектронной разведки. В тоже время, публичное пространство не содержит информацию о возможных вариантах такой конфигурации самолетов и возможных сроках их поставки саудовским ВВС. Тем не менее, на выставке International Defence Exhibition в Абу-Даби было анонсировано, что точная спецификация самолетов РТР еще должна быть согласована саудовскими ВВС. Год назад промелькнули сообщения о том, что ВВС Египта переделают один из своих военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130H/H30 в платформу радиоэлектронной разведки; конвертацией займется американская компания Sierra Nevada Corporation. Никакой дополнительной информации не было опубликовано касательно этой инициативы: когда переделка будет завершена и какое оборудование РТР может быть установлено на самолет.
В 2003 году египетские ВВС модернизировали два своих самолета С-130Н выкатными поддонами с аппаратурой РТР в конфигурацию подобную конфигурации самолетов ЕС-130Н Compass Call американских ВВС.
Основная задача модифицированных египетских самолетов – обнаружение и постановка помех враждебным средствам связи. Хотя возможности самолетов египетских ВВС схожи с возможностями американских самолетов, почти определенно в них не были включены системы, которыми оборудованы самолеты ЕС-130Н, их экспорт строго запрещен в соответствии с американскими Правилами международной торговли оружием (ITAR). Интересно, что компания Tales предлагает контейнер РТР, который может устанавливаться на самолеты семейства С-130 и который способен собирать данные РТР. Франция имеет тесные военные связи с Египтом и покупка такого контейнера для египетского самолета С-130Н/Н30 позволила бы США и Каиру потенциально обойти любые ограничения ITAR исходя из того, что этот продукт свободен от таких ограничений. Подобным же образом компания Lockheed Martin поставляет выкатное оборудование РТР Dragon Shield для семейства С-130, включая варианты С-130Е/Н. Как отмечено выше, компания Lockheed Martin участвовала в 2003 году в модернизации египетских самолетов С-130Н и возможно предложила для них вариант Dragon Shield, не подпадающий под правила ITAR.
Северная Америка
В декабре 2016 года сообщалось, что самолеты американской армии ЕС-130Н были развернуты на Ближнем Востоке, выполняя важную работу по глушению средств связи ИГ и, тем самым, препятствуя оперативному управлению группировкой. Но большая часть работы самолетов ЕС-130Н окутана завесой секретности. В информации, опубликованной в декабре 2016 года ВВС США касательно активности самолетов ЕС-130Н из 43-й экспедиционной эскадрильи радиоэлектронного подавления, говорится о переводчиках с арабского, сопровождающих экипажи ЕС-130Н, задача которых – помочь определить приоритетность глушения каналов связи ИГ. Также в этом сообщении сказано, что в октябре 2016 года самолет ЕС-130Н успешно поставил помехи радиочастотному каналу, контролирующему беспилотники, лишив группировку способности контролировать и применять подобные платформы.
Тем не менее, существует неопределенность касательно перспектив парка самолетов ЕС-130Н. Летом 2016 года сообщалось, что предложение ВВС США о передаче задач ЕС-130Н платформам меньшего размера, например, бизнес-джетам (самолеты деловой авиации) натолкнулось на сопротивление комитета Конгресса по вооруженным силам. Тогда военно-воздушные силы сделали запрос на выделение 165 миллионов долларов на перенос оборудования с ЕС-130Н на подобные платформы.
Самолеты ЕС-130Н играют важную роль в глушении средств связи группировки ИГ и даже препятствуют использованию беспилотников
ВВС предложили перенести подсистемы самолета ЕС-130Н в бизнес-джет меньшего размера, получивший в мае 2016 года обозначение ЕС-37В. Планами ВВС предусматривалось приобретение и переоборудование до стандарта ЕС-37В одного самолета Gulfstream G550 ежегодно. ВВС планируют купить в общей сложности десять самолетов ЕС-37В с целью замены существующего парка из 14 самолетов ЕС-130Н, семь из которых планируется списать. В итоге ВВС США могли бы иметь в своем распоряжении смешанный парк из шести ЕС-37В и восьми ЕС-130Н примерно до 2025-2026 года. Сообщается, что американские ВВС запросили начальные 165 миллионов долларов с тем, чтобы начать программу конвертации первых десяти G550 в конфигурацию ЕС-37В на общую сумму порядка 1,6 миллиарда долларов.
Планы по приобретению самолетов ЕС-37В вызывали множество вопросов и не в последнюю очередь из-за того, что ВВС планировали выдать безальтернативный контракт промышленной группе в составе компаний Gulfstream и BAE Systems, из которых вторая будет отвечать за поставки подсистем РТР для оборудования самолета ЕС-37В. Другими потенциальными игроками в проекте по замене ЕС-130Н могли бы стать: компания Boeing, предлагающая платформу по сбору РТР на базе своего авиалайнера В737, и консорциум Lockheed Martin и Bombardier со своим предложением на базе бизнес-джета Bombardier Global 5000. Схема по замене самолетов ЕС-130Н с безальтернативными подрядчиками вызвала критику сенатского комитета по вооруженным силам. Тем временем, компания Bombardier подала протест в Управление подотчетности правительства, которое занимается проверкой государственных расходов, на решение ВВС выдать контракт единственному подрядчику. Сложно сказать по какому пути пойдет замена самолетов ЕС-130Н, однако, исходя из того, что парк ЕС-130Н был закуплен в начале 80-х годов и поступил на вооружение ВВС США в 1982 году, вполне очевидно, что эти самолеты нуждаются в скорейшей замене.
Деловая авиация глушит
Деловая авиация или бизнес-джеты все больше входит в моду в качестве платформ РТР. По мнению израильских специалистов, эта тенденция определяется рядом факторов. Во-первых, миниатюризация электронных схем согласно закону Мура (назван в честь Гордона Мура, сооснователя корпорации Intel Corporation, который утверждал, что число транзисторов интегральной схемы удваивается каждые два года) привела к постепенному уменьшению физических размеров систем радиоэлектронного обеспечения, которые являются неотъемлемой частью процесса сбора данных РТР. Поэтому сегодня стало возможным устанавливать подобное оборудование в относительно небольшие самолеты, например, G550, в сравнении с большими платформами в стиле RC-135V/W Rivet Joint, базирующимися на семействе авиалайнеров Boeing В707.
Во-вторых, бизнес-джеты привлекательны тем, что могут предложить как большую дальность, так и высокий уровень комфорта. Например, по данным производителя, самолет G550 имеет дальность 12500 км, затмевая жалкие 5500 км, которыми может похвастаться RC-135V/W. Кроме большой дальности полета самолеты деловой авиации обеспечивают экипажу повышенный комфорт, что в мире сбора данных РТР является не роскошью, а необходимостью. Миссии РТР могут продолжаться несколько часов и комфортные условия улучшают концентрацию экипажа.
Платформа Dassault Faicon-2000 сформирует основу будущих возможностей радиотехнической разведки южнокорейских ВВС
ВВС Аргентины наглядно демонстрируют усиление тенденции использования бизнес-джетов в качестве платформ РТР. В июле 2016 года появились снимки самолета Learjet Model-35A, приобретенного страной в 2013 году для сбора данных РТР. Открытые источники заявляют, что самолет оборудован системой Tales Vigile-200 ESM. По данным компании Tales, эта система работает в радиочастотном диапазоне от 500 МГц до 18 ГГц. Особый интерес представляет узкополосный диапазон от 500 МГц до 2 ГГц. Эта часть радиочастотного спектра особенно переполнена, включая диапазоны L и S, зачастую используемые наземными РЛС обзора воздушного пространства и морскими обзорными радарами. Тем самым, приобретение этой системы позволит вооруженным силам Аргентины составить детализированную электронную карту таких радаров. Кроме того, компания Tales предлагает свою Vigile-200 в качестве корабельной системы для установки на надводные и корабли и подводные лодки, а также самолеты.
Стоит заметить, что британские ВВС закупили в 2015 году четыре наземных РЛС для наблюдения за воздушной обстановкой Saab Girafe-AMB на сумму 75 миллионов долларов, которые будут поставлены в 2017-2018 годах. Этот радар работает в диапазоне С и поэтому рабочий диапазон частот 0,5 МГц-18 ГГц системы Vigile-200 может дать аргентинским ВВС некоторую способность обнаруживать и определять местоположение этих радаров, развернутых на Фолклендских островах, владение которыми оспаривают Аргентина и Великобритания. Хотя аргентинские ВВС приобрели самолет Learjet Model-35A в качестве платформы РТР еще в 2013 году, система Vigile-200, заказанная в том же году, была поставлен и установлена в самолет только в 2016 году.
Россия
Россия наращивает свои возможности радиоэлектронной борьбы с принятием на вооружение своих ВВС новой платформы Ил-22ПП «Порубщик». Местные СМИ утверждают, что поставка самолетов начались в ноябре 2016 года. Что касается ее возможностей, то конкретной технической информации крайне мало за исключением сообщений о том, что оборудование РЭБ этого самолета-постановщика помех способно глушить радары Northrop Grumman AN/APY-1/2 S-диапазона, устанавливаемые на самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing Е-3, и наземные радары воздушного обзора Raytheon AN/ MPO-53 С-диапазона, которые являются одним из главных компонентов зенитных ракетных комплексов Raytheon MIM-104 Patriot. Самолет Ил-22ПП представляет собой временное решение по обеспечению российских ВВС возможностями по обнаружению и глушению радиолокационных станций. Ил-22ПП базируется на турбовинтовом транспортном самолете Ил-18, но в долгосрочной перспективе ВВС России хотели бы приобрести платформы РТР на базе самолета с турбовентиляторными (турбореактивными двухконтурными) двигателями.
Самолет-постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик»)
Деятельность российских ВВС в области воздушной РЭБ не ограничивается вышеупомянутой платформой, поскольку в декабре 2016 года российское министерство обороны объявило о планах повысить возможности истребителей-бомбардировщиков Су-34 за счет установки системы РТР. На эти самолеты будут устанавливаться подвесные комплексы РТР УКР-РТ. Производитель комплекса не называется, хотя скоре всего это концерн «Алмаз-Антей». Открытые источники утверждают, что комплекс способен обнаруживать и идентифицировать сеансы радиосвязи и радары, что говорит о том, система работает в диапазоне от 0,5 МГц до 18 ГГц. Впрочем, возможно, что этот комплекс собирает данные РТР для дальнейшего анализа на земле или отправляет информацию наземным и воздушным платформам либо в реальном, либо почти в реальном времени, используя радиочастотные каналы передачи данных. Неизвестно, обучен ли экипаж самолета, состоящий из двух человек, проводить анализ данных РТР. Вполне возможно, что развертывание системы УКР-РТ на борту этого самолета является прямым следствием российской кампании в Сирии в поддержку президента Асада. Развертывание системы УКР-РТ позволит российским ВВС и российской армии с высокой точностью определять координаты средств связи боевиков, которые могут быть использованы для дальнейшей их нейтрализации.
Самолет Learjet C-21A национальной гвардии штата Северная Дакота. Такие самолеты формируют основу новых возможностей по сбору данных РТР аргентинских ВВС
Тенденции
Тенденция касательно приобретения бизнес-джетов для задач РТР четко прослеживается в планируемых закупках последних двух лет. Например, в феврале 2017 года сообщалось, что австралийские ВВС планируют купить два самолета G550 с аппаратурой наблюдения, разведки и сбора информации, интеграцией которой занималась компания L3. Эти самолеты с системами РТР общей стоимостью 93,6 миллиона долларов должны были быть поставлены в конце 2017-начале 2018 года. После принятия в состав ВВС самолеты G550 могут сменить имеющиеся патрульные самолеты Lockheed Martin AP-3C Orion и их преемников Boeing P-8A, приняв на себя функции сбора РТР. Новые самолеты помогут повысить потенциал австралийских ВВС в области радиоэлектронной борьбы, особенно при совместной работе с 12 самолетами РЭБ Boeing EA-18G Growler и противорадиолокационными ракетами AGM-88B/E AARGM от Raytheon/ATK Orbital.
Описание противорадиолокационной управляемой ракеты AGM-88B/E AARGM
Тем временем Израиль также планирует повысить свои возможности в сфере РТР за счет бизнес-джетов. Подробности касательно типа и количества платформ, которые Израиль собрался приобрести, а также сроков принятия на вооружение, довольно скудны. Без сомнения они дополнят имеющиеся самолеты G550 Shavit.
Хотя ни израильские ВВС, ни компания Israel Aerospace Industries (IAI) не подтверждают, вполне возможно, что в самолет G550 Shavit может быть установлена система РТР схожая по характеристикам с бортовой системой РТР EL/I-3001 Airborne Integrated Signal Intelligence System разработки IAI, которая может мониторить диапазон от 30 МГц до 1,2 ГГц для обнаружения радиосигналов и диапазон от 500 МГц до 18 ГГц для обнаружения радиолокационных сигналов.
Источник: https://topwar.ru/
Автор: Alex Alexeev