Создан новый вид сухой смазки на основе наноалмазов с крайне низким значением коэффициента трения

Международный коллектив исследователей, работающих в Национальной лаборатории Аргона, сумел соединить исключительно мелкие частицы алмаза с наноразмерными частицами дисульфида молибдена, который фактически можно считать условно дсумерным материалом и в результате синтезировать абсолютно новый вид сухой смазки, который обеспечивает очень низких показатель для коэффициента трения. оказалось, что молибденит под воздействием давления расщепляется на молибден и серу, которая вступает в реакцию с наноалмазами, в результате чего получаются напоминающие луковицу алмазные частицы, покрытые несколькими слоями графита, которые и являются основным компонентом сухой смазки. Как показали результаты исследований, новая “наноалмазная” смазка обладает в 10 раз большей “маслянистостью”, нежели другие виды специальных покрытий, включая и фторополимеры.

“Крошечные алмазно-углеродные шарики могут выдерживать очень высокое давление, возникающее в месте контакта трущихся частей. Их сферическое строение позволяет поверхностям скользить очень легко, создавая сверхмаслянистость” – рассказывает Али Эрдемир (Ali Erdemir), ведущий исследователь.

Новый вид смазки может использоваться практически везде, начиная от смазки дверных ручек, велосипедных цепей и заканчивая тяжеловесным промышленным оборудованием. Высокие характеристики наноалмазной смазки позволят, в некоторых случаях, даже создавать такие узлы и механизмы, которые попросту не будут работать при условии использования смазки любого другого типа.

“Детали, которые будут обработаны алмазной смазкой, смогут проработать гораздо дольше. Помимо этого, не придется больше волноваться о пропитанной маслом ветоши, которая остается после обслуживания различных машин” – рассказывает Джон Харви (John Harvey), руководитель данного направления, – “Теперь, в некоторых случаях, в механизмах можно будет использовать детали, изготовленные дешевым методом штамповки, они, за счет новой смазки, будут работать не хуже деталей, изготовленных при помощи других более дорогостоящих и более качественных методов металлообработки”.

В настоящее время в портфеле лаборатории Аргонна уже имеется несколько патентов на новые технологии суперсмазки. И в скором времени эти технологии станут доступны для лицензирования и массового производства.