Фото: © avatars.dzeninfra.ru. Небольшими и тихими шагами, скрытно от посторонних глаз, с максимальным отстранением от внимания средств массовой информации, как и должно соответствовать большому делу и событию, в России начато серийное производство широкофюзеляжного пассажирского лайнера МС-21. Причем, начато производство уже достаточно давно. В настоящее время 18 машин собраны до различной стадии готовности, пять корпусов уже практически готовы, начата стадия монтада оборудования. Эта потрясающая новость неожиданно вышла на свет через интервью Генерального директора “Яковлева”, который входит в ОАК Госкорпорации “Ростех” Андрея Богинского, корреспондентам ТАСС. Что известно на сегодняшний день: Завод “Яковлев” в настоящее вемя производит первые серийные авиалайнеры МС-21. В настоящее время производится 18 авиалайнеро, шесть из которых войдут в парк “Аэрофлота”, а 12 в парк авиакомании “Россия”.
Машины находятся в разной стадии производства. Первые пять планеров уже готовы, собраны, началась установка отечественных систем и агрегатов. Поставки МС-21 начнутся с 2024 года. Первые два серийных SJ-100 будут готовы в этом году. Кстати, я был на заводе «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре и лично видел порядка десятка новых импортозамещенных SJ-100 в разной степени готовности, их активно строят не дожидаясь окончания испытаний этой версии лайнера.
Не верите? Скоро будут и фото и видео доказательства, я даже побывал в кабине одного из строящихся лайнеров, производственные мощности завода на пределе возможностей.
Справка:
80 лет назад в Комсомольске-на-Амуре состоялась торжественная закладка первого корпуса авиационного завода (1934), в дальнейшем ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина», ныне филиал ОАО «Компания Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина». На второй год своего рождения г. Комсомольск-на-Амуре получил красивое крылатое имя — Аэроград. Режиссер А. Довженко в 1935 г. снял фильм под таким названием, посвященный новому городу. А поводом к тому явилось строительство следом за судостроительным авиастроительного завода. У завода два дня рождения. Первый, основной, — день закладки первого камня в его основание.
Будущие авиастроители штурмовали тайгу, строили цеха, мастерские, жилье, предприятия соцкультбыта, одновременно постигая в теории науку строительства воздушных судов. Уже через год вошел в строй первый цех, а его строители знакомились с опытом работы первых советских авиастроительных предприятий. Еще через год, 1 мая 1936 г. — не менее знаменательная дата в истории завода: на празднично убранной площадке стоял самолёт, окрашенный в цвет слоновой кости, с огромными голубыми стрелами на бортах фюзеляжа и крыльях. Это был многоцелевой разведчик-бомбардировщик Р-6 (АНТ-7) конструкции А. Н. Туполева. Лётные испытания первого в истории завода самолёта провели лётчик А. Милов и бортмеханик С. Богданов. Первые самолёты собирались в варианте гидросамолёта на поплавках, т. к. не был готов аэродром. Первые испытания проводили военнослужащие прикомандированных воинских частей из-за отсутствия собственной лётной службы.
В течение года были изготовлены и переданы аэрофлоту и Главсевморпути 20 самолётов этого типа. Сразу же начато освоение производства дальнего бомбардировщика ДБ-3 ОКБ С. В. Илюшина и его модификаций, в т. ч. ДБ-3 (Ил-4). В военные годы было собрано более 2700 Ил-4, внёсших значительный вклад в победу над фашистской Германией. После войны завод выпускал транспортные самолёты Ли-2, с 1950 г. переключился на производство реактивной авиационной техники. Сначала был освоен выпуск истребителей МиГ-15бис, затем МиГ-17 и МиГ-17Ф. К 1958 г. было произведено свыше 3000 самолётов этого типа. С 1956 г. началась подготовка к выпуску сверхзвуковых боевых самолётов. Ими стали фронтовые истребители Су-7 ОКБ П. О. Сухого. Первый серийный Су-7 был поднят в воздух в марте 1958 г., а спустя два года в сборочном цеху появились самолёты новой модификации — истребители-бомбардировщики Су-7Б, более усовершенствованные Су-17 (Су-20, Су-22).
Самолёты Су-17 получили широкое распространение в частях фронтовой истребительно-бомбардировочной авиации отечественных ВВС. Немало самолётов сегодня продолжают нести службу и в вооружённых силах зарубежных государств. Завод в эти годы стал основным в СССР экспортёром боевой авиационной техники. В 1989 г. завод был преобразован в Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнАПО), в августе 1999 г. ему возвращено имя Ю. А. Гагарина. С началом рыночных реформ завод лишился оборонных заказов. Чтобы сохранить производственный, технологический, научный, кадровый потенциал брались за любую работу: делали аэросани, снегоходы, дельтапланы, медицинскую технику, бензораздаточные колонки, освоили ремонт и изготовление трамвайных вагонов.
Не меняя профиля предприятия, активно участвовали в международных салонах и выставках, рекламировали свою продукцию. Появились деловые контакты, через компанию «Росвооружение» стали получать заявки, заключили первые контракты.
Сегодня завод — базовое предприятие по производству самолётов конструкторского бюро П. О. Сухого. Он продолжает выпуск различных модификаций боевых самолётов семейства Су-27. 28 июля 2007 г. из ворот цеха окончательной сборки выкатили первый боевой истребитель Су-35, получивший высокую оценку на Международных авиакосмических салонах в Жуковском (2007), Фарнборо (2008). Параллельно начато производство гражданской авиационной техники — многоцелевых транспортных самолётов Су-80 и легких самолётов-амфибий Бе-103. 19 мая 2008 г. в Комсомольске-на-Амуре произвёл первый полёт авиалайнер «Sukhoi Super Jet-100», произведённый КнАПО. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» производство регионального самолёта «Sukhoi Super Jet-100» рассчитано на длительный период. Будущее КнАПО связано с налаживанием серийного производства этого гражданского лайнера, выпуска сверхманевренного многофункционального истребителя Су-35, предназначенного для экспортных продаж, истребителя пятого поколения «Сухой» Т-50, второй лётный экземпляр которого уже готов к вылету. За вклад в развитие производства авиационной техники, расширение внешних экономических связей, развитие отечественного экспортного производства, высокую профессиональную культуру КнАПО многократно удостаивалось высоких отечественных и международных наград. 1 января 2013 г. КнААПО преобразовано в филиал ОАО «Компания Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина». За ним оставлен весь ассортимент и объем выпускаемой продукции.
См.: Флагман Российского авиапрома : Комсом.-на-Амуре авиац. произв. об-ние им. Ю. А. Гагарина — 75 лет. — Хабаровск : Приамур. ведомости, 2009. — 208 с. : ил.;
Фомин, А. Су-27 : история истребителя / А. Фомин ; графика А. Михеева. — Москва,2004. — С. 60–68 : ил.; Фомин, А. Су-33 : корабельная эпопея / А. Фомин ; графика А. Михеева. — Москва, 2003. — С. 159–172 : ил.; Второй Т-50 уже на выходе. // Приамур. ведомости. — 2010. — 29 окт. — С. 1; Время и события : календарь-справ. По Дальневост. федер. окр. на 2009 г. / Зон. совет б-к Дал. Востока, Дальневост. гос. науч. б-ка ; [сост. и ред. Г. А. Бутрина]. — Хабаровск, 2008. — С. 156–157;
Время и события : календарь-справ. по Дальневост. федер. окр. на 2011 г. / Дальневост. гос. науч. б-ка. — Хабаровск, 2010. — С. 60–62.
Автор новости: Роман Ковригин
Источники: https://sdelanounas.ru/, https://www.kmslib.ru/