Уже сейчас 2010-е годы можно смело называть бумом индустриальных роботов в мировой промышленности. Как отмечают эксперты Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в период с 2005 по 2008 год производители продавали около 115 тыс. моделей роботов ежегодно. После экономического кризиса в 2009 году промышленники начали активнее вкладываться в автоматизацию и в инновации, и с 2011 по 2016 год произошел скачок среднегодовых закупок роботов на 84% — до 212 тыс. единиц. По прогнозам аналитиков IFR, в ближайшие годы этот показатель будет только расти. В 2020 году продадут более 520 тыс. роботов, с 2017 по 2020 год произведут и введут в эксплуатацию более 1,7 млн новых промышленных моделей. Суммарно по всему миру к началу 2021 года будет работать 3 млн роботов.
Прогнозы IFR по увеличению парка роботов в мире
В целом по состоянию на 2016 год в мире на каждые 10 тыс. рабочих, которые трудятся в промышленности, приходится около 74 индустриальных роботов. Лидером по этому показателю является Южная Корея: на ее предприятиях эксплуатируют более 500 роботов на каждые 10 тыс. сотрудников. Причем наиболее высокая плотность приходится на корейское автомобилестроение — более 2 тыс. моделей.
«Причиной такого стремительного увеличения в сегменте могли стать крупные проекты, нацеленные на производство аккумуляторов для гибридных и электроавтомобилей», — отмечается в отчете IFR.
Вице-президент российской Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская отмечает, что в Южной Корее стремительно растет не только использование, но и производство роботов. По итогам 2016 года в стране было запущено в работу порядка 41 тыс. роботов (всего в стране их насчитывается 246 тыс.), из них 36,4 тыс. были произведены на местных предприятиях. Кроме того, на внешний рынок было экспортировано порядка 7 тыс. корейских роботов.
«В стране уже несколько лет действует программа поддержки сегмента, что дало свои результаты. В 2013 году произвели порядка 15,9 тыс., в 2014 году показатель вырос до 26,8 тыс. единиц. Кроме того, на продвижение робототехники Южной Кореи выделено порядка $50 млн, действуют отраслевые ассоциации для наращивания объемов на рынке», — рассказала Алиса Конюховская.
Высокая плотность использования роботов объясняется технологическим развитием в автопромышленном секторе и в производстве электронных технологий. «Использование роботов позволяет делать производство более эффективным и производительным, сокращать издержки, повышать конкурентоспособность продукции», — отмечает вице-президент НАУРР.
Закон пятилетки
Еще совсем недавно восточноазиатская республика отставала в этом сегменте. В 2000-е было ясно, что «экономическое чудо» Южной Кореи (стремительный рост экономики в течение 1960-1980 годов — прим. автора) осталось позади. Так появилась необходимость развивать новые отрасли промышленности.
«В 2005 году руководству Южной Кореи стало понятно, что необходимо сделать упор на робототехнику, иначе страна рискует откатиться назад в экономическом плане. В 2008 году был принят закон о развитии и распространении умных роботов, который стимулирует производство, регулирует порядок финансирования отрасли», — рассказал руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта в России Андрей Незнамов.
В рамках закона каждые пять лет принимается пятилетний план развития отрасли робототехники. Последний из них был утвержден в ноябре 2016 года. Функцию оператора взяла на себя Корейская ассоциация робототехники (Korea Association of Robot Industry, KAR). Администрирование государственных программ, поддержка отрасли дали свой эффект в течение первых лет работы программы: объемы производства выросли на 79%. Принятие закона о роботах дало стране экономический прирост в $4 млрд.
Как пояснил менеджер KAR Сангдок Йим (вы можете посмотреть видеозапись его доклада на ИННОПРОМ-2017), большинство компаний, работающих в этом сегменте, относятся к малому и среднему бизнесу. Крупные корпорации тяжелой промышленности и электроники (среди них — Samsung) только планируют запустить собственное производство роботов.
Менеджер KAR Сангдок Йим (в центре) / Фото: пресс-центр ИННОПРОМ
«План действий правительства Кореи заключается в том, чтобы расширить производство роботов и их использование на малых и средних предприятиях. На эти цели будет выделено $500 млн. В первую очередь мы будем концентрировать внимание на НИОКР. В правительстве считают, что уровень робототехники в Корее все же низок по сравнению с другими лидерами — США, Германией и Японией», — рассказал Сангдок Йим.
Согласно дорожной карте республики, в период до 2020 года в отрасли будут развивать производственную базу компонентов — датчиков, сенсорных устройств, интеллектуальной продукции, а также smart-производства.
Налог на роботов
Высокие темпы автоматизации производства стали причиной острой общественной дискуссии в Южной Корее: влиятельные эксперты уверены, что резкий рост роботизации приведет к резкому же росту безработицы. Чтобы предупредить назревающую проблему, правительство всерьез рассматривает возможность ввести первый в мире «налог» на роботов.
Так, в законодательстве республики планируется пересмотреть ряд преференций для бизнеса: сейчас компании, которые направляют средства на автоматизацию промышленности, имеют право на корпоративный налоговый вычет — снижение части налога от 3% до 7%. Особые налоговые условия были сформированы, чтобы поддержать предприятия, которые инвестируют в инфраструктуру для повышения производительности.
Сейчас в кабмине обсуждают возможность снизить ставки вычета на 2 процентных пункта, чтобы замедлить процесс роботизации и компенсировать снижение налоговых поступлений на фоне роста безработицы.
Россия: стадия созревания
В России рынок индустриальных роботов «практически равен нулю», говорит президент НАУРР Виталий Недельский. Ежегодно российские промышленники закупают не более 500 моделей на сумму около 1 млрд рублей, еще почти 3 млрд тратят на установку.
«Профильных производителей в России сейчас фактически нет, только начинается процесс локализации. С другой стороны, в России работает порядка 60 организаций, которые занимаются интеграцией роботов. Можно говорить о том, что промышленность России сейчас на стадии созревания», — уточнил Виталий Недельский.
Если будут сформированы механизмы господдержки отрасли, если кабмин, госкорпорации и бизнес объединят усилия для развития рынка, то отечественный бизнес может увеличить закупки роботов до объемов в 5-7 тыс. единиц в год, уверен Виталий Недельский.
Впрочем, полностью роботизированные линии уже сейчас есть на ряде предприятий в России, в большей степени — в автомобильном секторе. Роботы постепенно заменяют людей. Но в министерстве промышленности РФ уверены, что у российского общества нет оснований опасаться роста безработицы. По мнению директора департамента станкостроения Минпромторга Михаила Иванова, автоматизация и роботизация в первую очередь приведут не к сокращениям, а к изменению профиля работ сотрудников.
«В 90-е годы в США был бум развития банкоматов. Тогда различные специалисты тоже предсказывали, что это приведет к колоссальному сокращению работников банков. Но проведенный анализ показал, что по мере развития банковской системы количество работников увеличилось на 30 тыс. человек. Я думаю, что путь развития робототехники будет эволюционным, поэтому мы резких перекосов в ту или иную сторону не увидим», — отметил Михаил Иванов.
В департаменте станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга считают, что для развития роботехники в России необходимо стимулировать спрос со стороны бизнеса.
Сегодня запущены несколько проектов для популяризации внедрения робототехнических средств. Их задача — разрабатывать новые и адаптировать существующие решения для автоматизации и роботизации промышленных предприятий, проводить консультации и вести образовательные программы студентов по специализации «Робототехника».
Спрос на робототехнику и автоматизацию также планируется стимулировать за счет нескольких государственных механизмов поддержки – например, программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
«Взятый Российской Федерацией курс на цифровизацию экономики формирует условия для преодоления технологических барьеров, которые существуют в различных секторах промышленности, и создает задел для реиндустриализации страны, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции», — уверен Михаил Иванов.
Источник: http://isicad.ru/