Рыбинский завод “Раскат” провел модернизацию производства и нарастил объемы выпускаемой дорожной техники

Фото: © yarregion.ru. На рыбинском заводе «Раскат» проведена довольно масштабная модернизация, которая позволяет значительно нарастить объемы производства продукции. — В условиях санкций предприятия увидели для себя возможности для развития, — отметил заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев. — После обновления мощностей в АО «Раскат» уже в этом году будет произведено 150 катков и уплотнителей, 500 машинокомплектов для мини-погрузчиков «Ant». Планируемый объем выручки от их реализации составит почти миллиард рублей. В рамках модернизации на предприятии введены в эксплуатацию окрасочно-сушильная камера, лазерный раскройный комплекс, портальный фрезерный станок с ЧПУ, трубогибочное и профилегибочное оборудование, а также 20 сварочных постов. Кроме того, отремонтированы здания, проведена реконструкция котельной.

Масштабные работы по обустройству производственных участков позволили значительно улучшить условия труда. Средняя заработная плата на предприятии за последний год увеличилась на 47,7%, численность работников — на 18%.

Также модернизация прошла на Ковровском электромеханическом заводе (КЭМЗ) — головной компании для АО «Раскат» (входят в АО «НПО «Высокоточные комплексы» корпорации «Ростех»). Совокупно эти два предприятия намерены удвоить производство погрузочной техники марки «Ant» из-за роста спроса на данную продукцию.- В данный момент ведется подготовка к серийному выпуску новых мини-погрузчиков — «Ant 800» и «Ant 1200».

Внедрение нового оборудования на участке сборки и модернизация производства на дочернем предприятии КЭМЗ в Рыбинске позволят максимально оптимизировать процесс производства при неуклонном увеличении объемов, — рассказал заместитель генерального директора по стратегии, инновациям и развитию «Высокоточных комплексов» Александр Дерновой.

Справка:

На постаменте напротив ЗАО «Раскат» стоит памятник первому моторному отечественному катку. Глядя на его простенький вид, понимаешь, какой же долгой и насыщенной была история предприятия. Ведь сегодня «Раскат» выпускает более двух десятков моделей различной сложнейшей дорожной техники.

Не бывать в Рыбинске заводу дорожных машин, если бы не расторопность местных купцов. В 60-х годах XIX века они направили прошение российскому императору организовать железнодорожное сообщение между волжским городом и столицей. Вести торговые дела, поставлять продукцию по России было сподручней по железной дороге. Особенно зимой, когда речное сообщение по Волге было недоступно. Купцам повезло. Разрешение было получено, и дорога между Рыбинском и Бологое была построена. Управление ею велось из Санкт-Петербурга, а в Рыбинске создали железнодорожные мастерские, где занимались ремонтом подвижного состава. Именно на базе этих мастерских в свое время и был создан завод дорожных машин. Кстати, здание тех мастерских до сих пор стоит, и по сей день в нем располагаются производственные цеха.

Купцы строили на совесть. Когда премьер-министр Сергей Витте проехал по новой ветке, в своем отчете он написал, что ему довелось путешествовать по одной из самых лучших частных железных дорог в России.

С переменой власти после революции изменились и производственные задачи рыбинских мастерских. Их работой заинтересовались на самом верху. В 1928 году по приказу правительства и лично Серго Орджоникидзе мастерские переименовали в завод, а с 1930 года предприятию было поручено освоить производство дорожных катков. Следующий год стал этапным в истории предприятия. Самую высокую оценку тем событиям дал генеральный директор ЗАО «Раскат» Вячеслав Окунев: – За плечами завода славная история, в которой главное и почетное место занимает 1931 год, когда был изготовлен первый отечественный моторный каток весом 10 тонн.

За ним последовали модели МК-3 и МК-5 от 7 до 16 тонн, катки типа «Тандем» весом 15 тонн.

С появлением собственного производства дорожной техники в России стало увеличиваться количество дорог с асфальтовым покрытием. Шутка ли сказать, до революции в стране было всего две таких дороги. Одна соединяла столицы Москву и Санкт-Петербург, а вторая пролегала по Ривьере на побережье Черного моря. Все остальные дороги, как определили русские остряки, скорее считались просто направлениями. В лучшем случае они были мощеные.

В годы Великой Отечественной войны завод дорожных машин, как почти все промышленные предприятия, выполнял оборонный заказ. Здесь отливали корпуса для мин и авиационных бомб. Производство техники остановилось. Зато с новой силой оно возобновилось в послевоенные годы. С приходом талантливых инженеров и конструкторов удалось решить извечную проблему в производстве катков – как сэкономить на металле?

До середины прошлого века самую главную часть катка, так называемый валец, делали цельнометаллическим. Считалось, что каток тем лучше, чем тяжелее. Поэтому металла не жалели. Так шло до тех пор, пока не задумались об экономии, ведь сырье с каждым годом дорожало. Решением проблемы стал виброкаток. Он укладывал асфальт не столько массой, сколько силой ударов. К его созданию на рубеже 50-60-х годов приложил руку Вячеслав Иванович Окунев, тогда молодой мастер, а сейчас генеральный директор завода.

Какие они, рыбинские катки, вся страна узнала после выхода кинофильма «Большая перемена». Одна из главных героинь, которую играла Светла Крючкова, работала на такой машине. В кадре каток показан во всех ракурсах. Жаль только, положить асфальт качественно Крючковой так и не удалось. Актер Михаил Кононов – по фильму обожаемый ею преподаватель истории – наступил в горячий асфальт, и там остались глубокие ямы.

Еще один из рыбинских катков снял в своем дипломном фильме Андрей Тарковский. У него в кадре машина едет по залитой солнцем Москве.

В заводском музее «Раската» есть письмо на английском языке, подписанное президентом США Билом Клинтоном. Написал он на предприятие в связи с тем, что в середине 90-х годов оно за успешное экономическое выживание было награждено американской премией «Факел Бирмингема». В те сложные для экономики годы многие обанкротились, а «Раскат» устоял, сохранил производство и затем акционировался.

Мировое признание рыбинский завод получил уже давно. Его продукция известна в 77 странах мира. Среди них Египет, Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока.

«Раскат» сегодня выпускает порядка 20 моделей катков массой от 1,5 до 16 тонн: асфальтовых и грунтовых, вибрационных и статических, гладковальцевых, комбинированных и пневмошинных. Предприятие единственное в России выпускает всю гамму дорожных катков. Одна из последних разработок – машина-уплотнитель РЭМ-25 (массой 25 тонн) для полигонов твердых промышленных и бытовых отходов.

Недавно на заводе создали принципиально новый вибрационный каток ДУ-82 массой 3,5 тонны (оснащенный двигателем японской фирмы Kubota). Он предназначен для уплотнения оснований асфальтовых покрытий в стесненных условиях. Машина оснащена дизельным двигателем с низкими показателями шума, вибрации и выброса вредных веществ. Каток уже выставлялся на нескольких выставках и получил положительные отзывы.

Официально свой 135-й день рождения «Раскат» отмечал в начале июня. В тот день на площади перед заводоуправлением организовали выставку дорожной техники. Не для того чтобы лишний раз прорекламировать себя перед приехавшими на праздник партнерами, а чтобы и самим убедиться в ее потребительском спросе. Каково же было удивление раскатовцев, когда в течение дня все представленные образцы были раскуплены, а еще через несколько дней – отправлены заказчикам. Вот что значит настоящее качество и имя, которому доверяют.

Долгие годы завод «Раскат» оставался монополистом в своей сфере. Но в последнее время ситуация на рынке меняется. Появляется импортная техника, как правило, бывшая в [ употребле-I нии, но неплохо работающая. Поэтому в стратегии развития предприятия основным направлением является работа по повышению качества, надежности и конкурентоспособности, а также разработка гаммы новых катков, отвечающих современным запросам.

В последнее время тесные отношения завязались у «Раската» с японской фирмой Kubota по производству дизельных двигателей. Налажены связи с немецкими и итальянскими партнерами. С каждым годом «Раскат» модернизирует свою продукцию и развивает дорожную технику.

Представляя свою продукцию на многочисленных выставках, ЗАО «Раскат» расширяет рамки сотрудничества и рынки сбыта. Зачастую после выставок у предприятия прибавляются новые заказчики. Так было совсем недавно, когда рыбинские машины в рамках международного форума «Доркомэкспо-2005» выставлялись в Москве на Красной площади. Также высокую оценку они получили на специализированной выставке «Строительная техника и технологии-2005», проходившей в начале июня в международном выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве.

ЗАО «Раскат» является одним из старейших в городе Рыбинске. Его история начинается с 1870 года – с начала работы железнодорожных мастерских, на базе которых формировался завод.

  • В 1928 году железнодорожные мастерские переименованы в Рыбинский ремонтный завод № 2.
  • В1930 году правительство страны поручило коллективу завода создать и освоить производство дорожных катков.
  • В 1931 году завод получает новое название – Завод дорожных машин – и переходит в ведение «Союзсредмашины». С выпуском первого советского моторного катка в 1931 году завод специализируется на производстве уплотняющей дорожно-строительной техники.
  • В 1934 году продукция предприятия вышла на международный рынок.
  • В 1957 году изготовлен первый в стране каток вибрационного действия ДМ-85.
  • В 1967 году прицепному виброкатку Д-480 присвоен государственный «Знак качества» – первый в Ярославской области.
  • В 1970 году Рыбинский завод дорожный машин награжден орденом «Знак Почета».
  • В 1978 году завод награжден дипломом Госстандарта СССР за высокое качество выпускаемой продукции.
  • В 1980 году заводом была выпущена лучшая модель статического катка ДУ-48Б.
  • С 1981 по 1989 годы заводом разработаны и изготовлены новые модели катков ДУ-52, ДУ-58, атакже-ДУ-63, положившие начало созданию большой гаммы катков.
  • В 1992 году осуществлена приватизация Рыбинского завода дорожных машин, создано закрытое акционерное общество «РАСКАТ».
  • В 1995 году ЗАО «РАСКАТ» вошел в состав ведущих предприятий, имеющих статус «Лидер Российской экономики».
  • В 1996 году за освоение и выпуск широкой гаммы гидрофицированных дорожных катков завод получил диплом Всероссийской выставки «Будущее России».
  • С 1995-го по 1998 годы ЗАО «РАСКАТ», выиграв в Дорожном департаменте России конкурс, работал над созданием и освоением серийного производства нового поколения уплотняющей техники – дорожных катков статического и вибрационного действия на модульной основе.
  • В1999 году ЗАО «РАСКАТ» награжден дипломом губернатора Ярославской области за наиболее эффективное использование всех видов ресурсов.
  • В 2000 году на предприятии успешно внедрена и сертифицирована система качества, в соответствии требованиями МС ИСО 9001 – 9004 (ГОСТ Р ИСО 9001 – 96).
  • В 2002 году каток ДУ-99 по итогам конкурса стал лауреатом программы «100 лучших товаров России».
  • В 2002 году ЗАО «РАСКАТ» становится победителем Всероссийского конкурса на лучшее предприятие по разработке, изготовлению, эксплуатации новой отечественной строительно-дорожной техники.
  • В 2003 году в ЗАО «РАСКАТ» внедрена СМК, которая ресертифицирована немецким обществом и центром «ТЕСТ -С.-Петербург» на соответствие требованиям МС ИСО 9001 -2000 (ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001).
  • В 2004 году ЗАО «РАСКАТ» признано лауреатом конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества», награждено дипломом «Лучшее предприятие Ярославской области».
  • В 2004 году Рыбинская торгово-промышленная палата наградила завод почетным дипломом «За поддержание конкурентоспособности и развитие экспортного потенциала России».

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://prazdnikinfo.ru/