Сарапульский электрогенераторный завод начал производство тяговых электродвигателей для белорусского “BKM”

Фото:  © segz.ru. Известный Сарапульский электрогенераторный завод произвел и отгрузил первую партию тяжёлых тяговых двигателей для белорусского «BKM» (Минск, холдинг «Белкоммунмаш»). Двигатель ДАТ-72Б был сконструирован специально для низкопольных трамваев производства «BKM», сообщает пресс-служба завода. Представители белорусского предприятия разработали техническое задание на производство нового изделия, а конструкторы и инженеры СЭГЗ изменили конструкцию серийного ДАТ-72 под потребности коллег из Минска. Ранее на трамваи «BKM» устанавливались тяговые двигатели белорусского либо зарубежного производства в зависимости от технических характеристик. До конца года СЭГЗ отправит в Беларусь 44 изделия ДАТ-72Б. Четыре электродвигателя из этой партии пройдут тестовую эксплуатацию в течение нескольких месяцев, остальные поставят на трамваи.

Переговоры о производстве тяговых асинхронных электродвигателей для белорусского производителя общественного электротранспорта начались в 2018 году. В 2020 году, они продолжись в рамках бизнес-миссии предприятий Удмуртии в Белоруссию.

Справка:

АО «Сарапульский электрогенераторный завод» относится к электротехнической отрасли промышленности, продуктовая специализация — авиационное электрооборудование.

Предприятие обладает значительным производственным потенциалом: более 4 тысяч единиц оборудования располагается на производственных площадях около 100 тыс. кв. м.

Стратегическая цель предприятия – обеспечение стабильного финансово-экономического положения и поддержания репутации надёжного поставщика оборудования для авиационной техники и продукции гражданского назначения.

История “Сарапульского электрогенераторного завода” началась с Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 декабря 1939г. «О строительстве в г.Сарапуле завода № 284 по производству авиационных самопусков и компрессоров».

Первые электрические генераторы и коробки регулирования для самолетов фронтовой авиации Пе-2 Сарапульский электрогенераторный завод выпустил уже в августе 1942 года. За период войны фронту было поставлено 31244 комплекта системы генерирования на 10622 боевые машины.

АО «СЭГЗ» является лидером на рынке производимого в России напольного электротранспорта, выпуская электротележки грузоподъемностью 2 и 3 тонны со щелочными и кислотными АКБ, кабиной, бортами, увеличенной платформой для аэропортов, а также гамму тяговых электродвигателей для погрузчиков и электрокаров фирм «Балканкар», Болгария; ОАО «МЗиК» г. Екатеринбург; ОАО «КЗЭП», г. Канаш. Электротележки производства АО «СЭГЗ» неоднократно удостаивались звания «Сто лучших товаров России».

В последние годы предприятие освоило ряд изделий гражданского назначения и стало поставщиком ОАО «АвтоВАЗ» г. Тольятти, на заводе реализован крупный инвестиционный проект по освоению электродвигателей для электроусилителя руля автомобилей ВАЗ-2170 «Приора» ВАЗ-1118 «Калина», «Гранта», «Датсун». ФГУП «НАМИ» выбрало АО «СЭГЗ» в качестве поставщика стартер-генератора для автомобиля Auris.

В рамках диверсификации производства и увеличения доли гражданских изделий в общем объеме продукции в 2002 году завод приступил к выпуску лифтового оборудования, выиграв тендер на право стать поставщиком российского филиала международной лифтовой корпорации OTIS (США) и запустив производство электродвигателей для лифтовых лебедок типа 13VTR компании «Щербинка Отис Лифт». Сегодня АО «СЭГЗ» полностью локализовано предметно-замкнутое производство редукторных лифтовых лебедок. С 2018 предприятие выпускает безредукторные лифтовые лебедки. В 2019 году завод приступил к серийному производству электропривода дверей лифта.

Дополнительно:

Строительство СЭГЗ (ранее завода № 284) началось с нуля на месте лесного массива в 1939 году. А уже в 1942-м было организовано производство самолетных генераторов и коробок регулирования. Основой кадрового состава тогда стали специалисты, эвакуированные с московского завода им. Лепсе, они и дали первый мощный толчок к быстрому росту и развитию предприятия.

Выработанный в тяжелейшее военное время подход, когда первостепенное значение уделяется сжатым срокам и повышенному качеству изделий, остается неизменным и сегодня. При этом предприятие регулярно осваивает технологии производства новых видов продукции, внедряет наиболее эффективные и современные решения в области безопасности, экологичности, эргономики и автоматизации производства. Именно поэтому руководство Российской Федерации, а ранее СССР, всегда поручало Сарапульскому заводу сложнейшие задачи по укреплению обороноспособности страны, а также развитию транспортной сети и крупной промышленности.

Чистая прибыль СЭГЗ за 2021 год составила 426,93 млн рублей. Из них, по рекомендации Совета директоров, акционеры направили на развитие предприятия 208,224 млн рублей. Что неудивительно, поскольку предприятие обладает значительным производственным потенциалом: более 8,5 тысячи единиц оборудования располагается на производственных площадях около 100 тыс. кв. м.

На сегодня коллектив завода насчитывает 4 313 сотрудников. При этом на ЭГЗ сформировалось 68 заводских династий с общим трудовым стажем более 100 лет. А среди рекордсменов династия Пастуховых – 11 человек, в совокупности отдавших предприятию более 300 лет. Тому тоже есть ряд объективных причин, среди которых высокая, относительно ПФО в целом, средняя заработная плата – 50 тысяч рублей; непрерывная работа в области улучшения условий труда; поощрение спортивной и творческой активности заводчан.

Электротранспорт из Сарапула

В начале июня на СЭГЗ произвели юбилейный 100-тысячный экземпляр электротележки серии ЭК. Их производство стартовало в Сарапуле еще 66 лет назад. А сегодня доля электрических тележек производства Сарапульского электрогенераторного завода на российском рынке доходит до 60%. Предприятие успешно конкурирует с китайскими и болгарскими производителями промышленного электротранспорта.

В 2022-2023 годах Сарапульский электрогенераторный завод планирует запустить в серийное производство несколько новых модификаций электрокаров для промышленности, логистических центров, сферы транспорта и ЖКХ.

Речь идет о каре с электрическим усилителем руля, тележке с металлической кабиной, а также электрокаре с манипулятором. СЭГЗ также планирует производить электрический тягач, способный буксировать грузы массой до 7 тонн, и электросамосвал. Кроме того, на заводе разработали электротележку грузоподъемностью в 5 тонн, электрокар с оборудованием для полива. Ведется работа над созданием модульной электротележки. Среди новинок нельзя не отметить и первые действующие экземпляры, оснащенные автопилотом.

Продолжается модернизация серийных электрокаров. Так, один из наиболее востребованных у компаний-заказчиков электрокар серии ЕТ получил металлическую кабину взамен пластиковой. Данная модификация может применяться не только для нужд промышленности, но и Министерства обороны, и других силовых ведомств. Кроме того, существующие и новые модели, выпускаемые на заводе, получили обогрев кабины. В планах увеличить объем продаж промышленного электротранспорта в два раза – со 150 до 300 млн рублей.

Новые горизонты

В ряду главных достижений этого года открытие 17 мая на СЭГЗ участка по производству тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев. В перспективе они позволят полностью заместить на российском рынке продукцию европейских производителей. Новый двигатель ДАТ-72 разработан специалистами СЭГЗ и производится из российских материалов. На первоначальном этапе планируется выпуск 1000 изделий в год. Объем инвестиций в новое импортозамещающее производство составил 268,6 млн рублей, из которых 200 млн рублей – льготный кредит Фонда развития промышленности по программе «Конверсия», остальное – собственные средства предприятия. На новом участке созданы 150 рабочих мест. А выручка от реализации проекта составит более 500 млн рублей в год.

Основным заказчиком двигателей ДАТ-72 стал крупнейший российский производитель пассажирского электротранспорта компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС»). При разработке новых низкопольных трамваев предприятие искало поставщиков тяговых двигателей в России и Европе, в частности, в Австрии. Произвести мощный, но при этом компактный электродвигатель в итоге смогли на СЭГЗ. Ключевыми преимуществами нового двигателя являются повышенный срок службы, более низкая цена по сравнению с импортными аналогами при сопоставимых технических характеристиках. Кроме того, важным преимуществом сарапульских двигателей станет наличие у них защиты подшипниковых узлов от электроэрозии.

До последнего времени 75% тяговых электродвигателей для российских низкопольных трамваев закупалось в Чехии и Австрии. Создание отечественного производства в Сарапуле поможет заместить до 50% импорта и даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Трамваи серий 71-931М «Витязь» и 71- 911ЕМ «Львенок», на которые устанавливается новый электродвигатель, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Череповце, Ульяновске, Перми, Улан-Удэ и столице Удмуртии.

Успешное освоение новых высокотехнологичных направлений в сфере гражданской продукции и постоянное расширение ассортимента говорят о том, что 80 лет для предприятия – это лишь начало пути. Современное производство, молодые грамотные специалисты, четкое видение руководством завода дальнейших перспектив не оставляют сомнений – завод продолжит идти по пути модернизации, развития и роста на благо Сарапула, Удмуртии и России!

Источники: https://sdelanounas.ru/, https://cable.ru/, https://www.d-kvadrat.ru/