Анализ технологических и производственных процессов показал, что потенциал для повышения эффективности работы в депо есть. Проблемные места были выявлены на каждом из этапов проведения ремонта. Для их устранения специалисты предложили комплексные решения, затрагивающие пять основных направлений работы: анализ состояния локомотива, планирование, эффективность труда, использование товарно-материальных ценностей и эксплуатация оборудования. В основе инициатив лежат элементы Индустрии 4.0. В депо Волхов прошла опытная реализация ряда инициатив в рамках подготовки проекта «Идеальное депо».
Его главная задача – максимально автоматизировать и полностью перестроить работу Сервисных локомотивных депо (СЛД), чтобы снизить количество внеплановых ремонтов, улучшить качество обслуживания и степень надежности локомотивного парка. Тем самым ГК «ЛокоТех» намерена достичь главной цели, поставленной основным заказчиком, – повысить коэффициент готовности локомотивов к эксплуатации. К 2022 году он должен достичь показателя 0,95 против сегодняшнего 0,87.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛОКОМОТИВА
В основу уникального проекта была положена инициатива сбора данных со всего обслуживаемого в депо парка локомотивов, когда за счет специально установленных датчиков тяговая машина получает возможность регистрировать и анализировать параметры работы своих ключевых устройств. Проект, получивший название «Умный локомотив», в депо Волхов пока реализовывается лишь на одной из обслуживаемых серий машин – 2(3)ЭС4К «Дончак», но инициатива уже себя зарекомендовала.
«Каждое оборудование локомотива работает по своему алгоритму, и в случае отклонения от заданных показателей микропроцессорные системы фиксируют соответствующие сигналы, – рассказывает и. о.заместителя директора по развитию филиала «Северо-Западный» Вячеслав Роор. – Эта информация поступает к нам, и мы начинаем ее анализировать: на каком участке, по какой причине этот алгоритм был нарушен».
ПЛАНИРОВАНИЕ
По каждому отклонению в работе локомотива микропроцессорные устройства накапливают статистику, анализируют ее и в онлайн-режиме передают в специализированную программу – систему планирования «Цифрового депо». На основании этих данных специалисты компании могут прогнозировать остаточный ресурс узлов машины и получать информацию о необходимом объеме ее ремонта. Таким образом, «Цифровое депо» позволит формировать полный перечень работ по каждой секции локомотива еще до его захода на обслуживание. Здесь же сосредоточатся все функции по планированию производственных мощностей, оборудования, запчастей и персонала. Вплоть до назначения работ непосредственно исполнителю и подготовки необходимого объема материальных ресурсов.
«Заблаговременное наличие полной информации о состоянии локомотива позволит нам планировать работы в оптимальной последовательности и тем самым сократить простои», – делится подробностями Вячеслав Роор.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА
По замыслу проекта, информация о каждой новой задаче будет поступать работнику в онлайн-режиме через специальные наручные часы. Они позволят отследить статус выполнения заданий, местоположение персонала и в конечном итоге избежать излишнего простоя локомотивов в ремонте.
Первые образцы таких устройств тестировались в депо Волхов с августа прошлого года. В эксперименте принимали участие две бригады СЛД, около 25 человек. «Умные часы» существенно ускорили процесс выдачи заданий слесарям и мастерам, – делится впечатлениями непосредственный участник эксперимента, мастер участка производства СЛД Волхов Алексей Шутов. – Задания рассылал начальник производственно-диспетчерского отдела. При этом была налажена и обратная связь: непосредственно на часах сотрудники производили отметки о том, что работа выполнена. Это позволяло повышать оперативность ремонта и вести учет работы по каждому локомотиву онлайн».
Каждое такое устройство было оснащено фотовидеокамерой, с тем чтобы в случае обнаружения на локомотиве какой-либо неисправности слесарь мог сфотографировать ее и отправить мастеру, которому, в свою очередь, предстояло принять решение о назначении дополнительных работ. А за счет установленной на часах системы GPS руководство депо получило возможность контролировать перемещения работника.
«Эта функция помогла нам существенно повысить трудовую дисциплину, – дополняет первый заместитель начальника СЛД Волхов Евгений Тимошенко. – С другой стороны, мы могли анализировать, сколько разза смену работник сходил на склад за запасными частями, как часто подходил к своему инструментальному ящику и для чего спускался с локомотива. На основании полученных данных мы могли вносить в наш технологический процесс определенные коррективы».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТМЦ И ЛО
Оперативному проведению работ в «Цифровом депо» поспособствует и работа «Умного склада». Уровень материалов и линейного оборудования будет фиксироваться автоматически, а данные передаваться все в ту же систему планирования для прогнозирования потребностей и заблаговременного заказа необходимых комплектующих. Это также исключит временные потери при обслуживании локомотивов и обеспечит выполнение технологии ремонта.
Также появится возможность контролировать имеющийся объем каждой позиции товарно-материальных ценностей и оборудования, а при достижении ими установленного количественного минимума автоматически формировать заказ поставщику. Однако пока продавцов, готовых работать с депо по такой технологии, не нашлось.
Вместе с тем проект «Умный склад» предполагает полную интеграцию в «Цифровое депо» и призван существенно упростить и ускорить работу самих специалистов предприятий.
«В перспективе эта система будет получать сформированную ПДО программу ремонта, – рассказывает Вячеслав Роор. – На основании этой программы система самостоятельно определит перечень необходимых для ремонта материалов и запасных частей и даже – посредством лазерной указки – подскажет кладовщику, где находятся те или иные комплектующие».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Отдельное внимание в проекте «Цифровое депо» будет уделено работе производственного оборудования. Современные технологии позволят руководству предприятий получать полную информацию о техническом состоянии и особенностях эксплуатации станков и агрегатов в режиме онлайн. По этому направлению в депо Волхов был поставлен эксперимент с работой станков по обточке колесных пар. Для этого на оборудование были установлены датчики, определявшие работоспособность двигателей по уровню тока. «Если ток рос, а я видел это на компьютере, не выходя из своего кабинета, – делится опытом Евгений Тимошенко, – было очевидно, что станок начинает барахлить, и мы сразу принимали меры для ликвидации неполадок. Вторая задача у этого проекта – контроль эксплуатации станков персоналом. Эти датчики позволяли фиксировать время, когда станок включался и выключался».
В том же депо был реализован и другой, по-настоящему прорывной в производстве проект. Именно в Волхове была опробована технология печати запчастей на 3D-принтере. IT-специалисты оцифровали ряд мелких деталей, чаще всего используемых в производстве, и завели в установленное в цехе печатное устройство.
«У нас получилось свое минипроизводство, освоили выпуск порядка 10 единиц продукции! – не скрывает восторга Евгений Тимошенко. – Благодаря 3D-печати удавалось избежать перепростоев в ремонте локомотивов. Не нужно было длительное время ожидать поставки запасных частей».
ЭФФЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
Сегодня итоги реализованных в Волхове пилотных инициатив глобального проекта «Цифровое депо» анализируются на уровне руководства компании. Коллектив предприятия свою оценку новым технологиям уже поставил и с нетерпением ждет их внедрения в постоянную эксплуатацию.
«Главный результат, который мы увидели, – это возможность приведения локомотивов в соответствие с заданными показателями надежности», – резюмирует Вячеслав Роор.
Средний объем инвестиций на реализацию проекта «Цифровое депо» по каждому СЛД оценивается в 250 млн руб. Однако предполагается, что уже через 2,5 года проект окупит себя полностью.
Источник: http://www.up-pro.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!