Газпром начал прокладку элементов газопровода “Сила Сибири” через Лену и Алдан

Картинки по запросу как прокладка трубопровода по дну реки«Газпром» начал прокладку газопровода «Сила Сибири» на подводных переходах через реку Лена и ее крупнейший приток Алдан, сообщается в корпоративном издании «Газпром трансгаз Томск». «На этот год приходится реализация самых сложных, по оценкам специалистов, участков строительства — подводных переходов через реки Лена и Алдан, а также завершение строительства перехода через Амур. Если сооружение тоннелей под Амуром началось в прошлом году, то к протягиванию дюкера через Лену и Алдан подрядчики приступили в марте этого года», — говорится в статье. Переход через Лену станет самым протяженным подводным переходом через реку в зоне ответственности «Газпром трансгаза Томск» — 1 тыс. 750 метров. Разработка траншеи ведется с начала года, причем не экскаватором, а при помощи буровзрывных работ. «С помощью обсадных колонн в дне реки делаются скважины, в которые закладывается взрывчатка. После чего порода взрывается.

Картинки по запросу как прокладка трубопровода по дну реки

Насколько результат взрыва соответствует расчетам — исследуют водолазы, проводится рыхление гидромолотом, и уже потом к работе приступает экскаваторная техника. Причем работает она на воде, с понтонов», — поясняет компания. По данным издания, скорость строительства в январе составляла 91 км, в феврале и марте — по 99 км, в апреле компания рассчитывала сварить и засыпать 96 км, а в мае и июне из-за паводка сбавить темп до 24 км и 50 км газопровода соответственно. Работа идет 17 потоками, в которых задействовано в общей сложности 12,5 тыс. человек и около 5,5 тыс. единиц техники.

«Газпром» планирует завершить строительство линейной части «Силы Сибири» до конца текущего года. На 2019 год запланировано только устранение технологических разрывов после проведения испытаний. Начало подачи природного газа в газотранспортную систему КНР назначено на 20 декабря 2019 года.

Справка:

Укладка трубопровода является наиболее сложной завершающей операцией при сооружении подводного перехода. Выбор технологии укладки подводного трубопровода зависит от:

  • места расположения строительно-монтажной площадки;
  • гидроморфологических, топографических и климатических условий района перехода;
  • конструкции подводного трубопровода;
  • судоходства в месте перехода;
  • наличия специального оборудования для укладки трубопровода.

Технологический процесс укладки трубопровода включает перемещение его в створ перехода и опускание его на дно подводной траншеи. Технологические схемы укладки отличаются одна от другой расположением строительно-монтажной площадки, способами перемещения трубопровода в створ и опускания его на дно. Основными технологическими схемами укладки трубопровода являются следующие:

  1. Протаскивание трубопровода по дну с предварительным монтажом его на строительно-монтажной площадке на полную длину в створе перехода.
  2. Протаскивание трубопровода по дну с последовательным наращиванием нитки.
  3. Опускание трубопровода способом свободного погружения с монтажом его в створе перехода.
  4. Опускание трубопровода способом свободного погружения с буксировкой в створ плетей, их монтажом и разворотом дюкера.
  5. Опускание трубопровода способом свободного погружения с буксировкой в створ плетей и сваркой стыков между плетями на плаву.
  6. Опускание трубопровода с использованием плавучих опор.

Протаскивание трубопровода по первой и второй схеме является наиболее употребительным при укладке газопроводов. При укладке нефтепроводов применение этих схем целесообразно на переходах с большими глубинами, а также при значительной скорости течения воды в реке или интенсивном судоходстве. Необходимым условием применения протаскивания является укладка, по крайней мере, хотя бы с одной стороны дюкера, по радиусам упругого изгиба.

Картинки по запросу как прокладка трубопровода по дну реки

Протаскивание трубопроводов большого диаметра возможно и при наличии гнутых вставок, но при ограниченной величине тягового усилия и при условии, что к трубе в основании криволинейного отвода не приваривают металлоконструкцию для закрепления троса. Выбор первой или второй схемы протаскивания обусловлен рельефом берега, на котором размещена строительно-монтажная площадка, мощностью тяговых средств для протаскивания, конструкцией и числом специальных спусковых средств.

Применение третьей, четвертой и пятой схем укладки способом свободного погружения целесообразно, главным образом, при сооружении переходов нефтепроводов. В отдельных случаях, когда подводную траншею трудно выполнить по радиусам естественного изгиба трубопровода, свободное погружение по одной из трех приведенных схем можно использовать для укладки газопроводов с двумя крутоизогнутыми вертикальными отводами.

Третья схема является основной при укладке трубопроводов свободным погружением. Четвертая схема целесообразна при одновременном строительстве большого числа переходов в бассейне одной или нескольких рек с условиями для судоходства и при монтаже плетей на централизованной площадке. Применение пятой схемы является оправданным, когда:

  • трубопровод монтируется на стационарной или временной площадке вне створа перехода отдельными плетями, меньшими по длине, чем ширина русловой части;
  • трубопровод не может быть заведен в створ с предварительно приваренными крутоизогнутыми отводами и монтаж его осуществляется на плаву.

Шестую схему укладки, основанную на опускании трубопровода с использованием плавучих опор, применяют, если:

  • способ протаскивания не приемлем по условиям берегового рельефа и продольного профиля подводной траншеи;
  • укладка способом свободного погружения трудно выполнима.

Организация укладки трубопровода

Перед укладкой трубопровода в предварительно подготовленную траншею строительная организация при участии представителя технического надзора заказчика должна производить проверку отметок продольного профиля дна траншеи. Переборы грунта в основании траншеи допускаются на глубину не более 50 см. Трубопровод должен быть подготовлен для укладки к моменту окончания работ по устройству подводной траншеи.

Перед укладкой подводного трубопровода должны быть произведены проверочные расчеты устойчивости и напряжений, возникающих в укладываемом трубопроводе, с учетом фактических скоростей течения воды, замеренных в натуре, глубины воды и профилей спусковых устройств.

Укладка подводных трубопроводов не допускается во время паводка, весеннего ледохода и осеннего ледостава. В период осеннего ледостава допускается укладка подводных трубопроводов через небольшие водные преграды шириной до 200 м при скоростях течения воды не более 0,5 м/с.

Укладка трубопровода на дно для последующего его заглубления в грунт допускается только при условии, если предварительными контрольными промерами и расчетами будет установлено, что радиусы изгиба трубопровода, укладываемого в русле на естественные отметки дна, будут не меньше минимально допустимого по условиям обеспечения прочности.

Укладка обетонированного трубопровода допускается после достижения бетоном проектной прочности.

Картинки по запросу как прокладка трубопровода по дну реки

Укладка трубопровода способом протаскивания

В технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водоема траншеи входят работы:

  • укладка на спусковую дорожку оснащенных балластными грузами и понтонами плетей трубопровода;
  • проверка готовности подводной траншеи, включающая водолазное обследование, промеры глубин и проверку отметок дна траншеи;
  • приварка оголовка и прокладка тяговых тросов с закреплением их на оголовке;
  • протаскивание всей нитки трубопровода или отдельных плетей со сваркой межсекционных стыков;
  • проверка положения уложенного трубопровода в соответствии с проектом.

Длина протаскиваемых плетей определяется в зависимости от ширины водной преграды, мощности тяговых средств и конструкции спускового устройства.

Необходимыми условиями для укладки трубопровода способом протаскивания является наличие:

  • достаточных размеров площадки в створе перехода для устройства спусковой дорожки, на которую устанавливают нитку или плеть трубопровода перед протаскиванием;
  • достаточной прочности протаскиваемого трубопровода с учетом воздействия на него тяговых усилий;
  • плавного рельефа одного из берегов в створе перехода, на котором возможна планировка грунта в соответствии с допустимым радиусом упругого изгиба трубопровода при протаскивании.

При разработке технологии укладки трубопровода способом протаскивания по дну определяют:

  • массу трубопровода без грузов, с грузами, с понтонами на воде и на суше;
  • силу воздействия потока воды на трубопровод;
  • необходимые тяговые усилия;
  • число и грузоподъемность разгружающих понтонов.

Разгружающие понтоны применяются для уменьшения веса участка трубопровода, находящегося под водой. Для укладки трубопроводов целесообразно использовать специальные понтоны грузоподъемностью 5 и 10 т, снабженные устройствами для полуавтоматической отстроповки. Допускается применение понтонов других конструкций, обеспечивающих надежное крепление последних на трубопроводе. Все применяемые понтоны должны иметь достаточную прочность для сопротивления гидростатическому давлению воды.

В качестве тяговых средств для протаскивания в зависимости от необходимого тягового усилия применяют тяговые лебедки серии ЛП, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие на сцене. Тракторы используют при строительстве небольших переходов и тяговых усилиях до 20 – 30 т. Если тракторы не могут перемещаться по берегу в створе перехода, то осуществляется их перемещение вдоль берега с закреплением на берегу блока для изменения направления тягового троса.

Прокладка через водоем тягового троса выполняется строго прямолинейно. Для этого сначала прокладывают тонкий трос-проводник, к которому прикрепляют тяговый трос, после чего его протаскивают по заданному створу. Перед протаскиванием трубопровода выполняют обтяжку тягового троса.

К головному концу протаскиваемого трубопровода приваривают оголовок для крепления тягового троса. Конструкция оголовка может быть различной в зависимости от диаметра трубопровода, способа крепления троса, величины тягового усилия и необходимости заполнения трубопровода водой в процессе его протаскивания по дну.

Для приварки очередной плети трубопровода при протаскивании используются трубоукладчики, обеспечивающие условия для центровки труб на берегу. Сварка гарантийных стыков между отдельными плетями трубопровода осуществляется сварщиками высокой квалификации, не ниже шестого разряда. Сборка и сварка межсекционных стыков производится под контролем инженерно-технического работника, ответственного за сооружение подводного перехода. До протаскивания очередной плети наращиваемого трубопровода качество сварки межсекционного стыка проверяется физическими методами контроля.

На сборку, сварку и проверку качества сварки каждого межсекционного стыка составляют акт, подписываемый инженерно-техническим работником, ответственным за сооружение подводного перехода, и представителем полевой испытательной лаборатории. Результаты контроля этих стыков заносят в журнал сварочных работ. Акты на сборку, сварку и проверку качества сварки межсекционных стыков представляют совместно с исполнительной технической документацией по переходу.

Перед протаскиванием трубопровода проверяют и опробуют все технические средства и их взаимодействие, проверяют средства связи, проводят инструктаж персонала и его взаимодействие, определяют ответственность каждого исполнителя за свой участок работы.

Протаскивание трубопровода, установленного на спусковых устройствах с малым коэффициентом трения, таких как тележки и роликовые опоры, осуществляется с постоянным приложением тормозного усилия к заднему концу протаскиваемого трубопровода. Тормозное усилие прикладывается для предотвращения самопроизвольного перемещения плети трубопровода по спусковому устройству, гашения сил инерции при трогании с места и плавного без рывков движения трубопровода.

Похожее изображение

При тяговом усилии 1500 кН протаскивание трубопровода с помощью лебедки ЛП-151 осуществляют плетями длиной не более 230 м, тяговый трос пропускается через блок в оголовке трубопровода. После протаскивания очередной плети трос отсоединяют от мертвяковой опоры и закрепляют на вспомогательном тяговом средстве – лебедке или тракторе. Далее сматывают тяговый трос с барабана основной лебедки и одновременно вытаскивают звено анкерного троса на берег. При этом тяговая ветвь троса пропускается через блок на длину, равную удвоенной длине протаскиваемой плети.

При протаскивании трубопроводов через крупные реки и водохранилища для уменьшения длины троса и соответственно тягового усилия лебедку ЛП-151 устанавливают на барже. Трубопровод протаскивают с перестановкой баржи в процессе пристыковки очередной плети. Число перестановок зависит от длины плетей и способа запасовки тягового троса. Расстояние от оголовка трубопровода до баржи при протаскивании должно быть не менее 50 м.

Перед протаскиванием трубопровода баржу устанавливают строго по створу и раскрепляют якорями. При необходимости палубу баржи укрепляют настилом. Лебедку закрепляют на палубе от продольного и поперечного смещения упорными брусьями.

При протаскивании трубопровода без блока анкерный трос от береговой опоры закрепляют непосредственно на лебедке. При протаскивании трубопровода с использованием блока одну ветвь анкерного троса закрепляют на лебедке, а другую пропускают по палубе баржи через блок в оголовке трубопровода и соединяют с тяговым тросом лебедки. В процессе перестановки баржи анкерную линию подтягивают вспомогательной лебедкой, установленной либо на берегу, либо на барже. В последнем случае требуется меньшее усилие для вытягивания анкерной линии. Перед перестановкой баржи ослабляют тяговый трос, отсоединяют анкерный трос от тяговой лебедки, закрепляют его на вспомогательной лебедке, поднимают якоря. Баржа перемещается при одновременном сматывании тягового троса с барабана основной лебедки и наматывании анкерного троса на барабан вспомогательной лебедки. При этом буксирные суда удерживают баржу в створе.

В процессе протаскивания трубопровода все рабочие посты поддерживают двустороннюю связь с пунктом управления, размещенным около спусковой дорожки. С пункта управления должен быть обеспечен обзор всей спусковой дорожки. При протаскивании используются условные сигналы движения и остановки трубопровода, которые в зависимости от ширины водной преграды передаются с пульта управления по телефону с помощью портативных радиостанций и дублируются световыми сигналами.

Укладку подводного трубопровода, запроектированного с защитным кожухом, в зависимости от условий, протяженности перехода и массы трубопровода выполняют протаскиванием трубопровода вместе с кожухом или путем предварительной укладки кожуха и последующим протаскиванием через него трубопровода.

Картинки по запросу как прокладка трубопровода по дну реки

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!