Молодые инноваторы авиастроительного завода «Сокол» оптимизируют оснастку для быстрой переналадки оборудования

Похожее изображениеМолодые новаторы Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» рассказывают о собственном изобретении и о планах по его внедрению в производственный процесс. В связи с техническим перевооружением механообрабатывающих цехов Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» (филиал АО «РСК «МиГ») и внедрением в производство номенклатуры новых деталей вот уже несколько лет на предприятии стоит вопрос об обеспечении каждого станка необходимым количеством специальной оснастки для обработки деталей.

Картинки по запросу Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»

При этом главным сопутствующим требованием по-прежнему остается сокращение времени изготовления деталей – таков нынешний вектор развития производственной системы предприятия в соответствии с принципами «бережливого производства».

Около двух лет назад решение этой задачи предложили молодые инженеры конструкторско-технологического отдела Виктор ЕГОРОВ и Юлия КАБАНОВА. Они разработали собственное универсальное приспособление – особую зажимную систему, позволяющую обрабатывать детали различной геометрии за минимальное количество технологических установов и со значительной экономией времени. В 2015 году свой проект по разработке универсальной системы быстрого базирования (а именно такое название и получило это приспособление) Виктор и Юлия впервые представили на конкурс научно-технического творчества молодых специалистов авиазавода «Сокол». А уже в следующем году они стали победителями заводского конкурса по развитию производственной системы в номинации «Новый проект». Сегодня в своем интервью молодые новаторы рассказывают о собственном изобретении и о планах по его внедрению в производственный процесс. 

Защита проекта

Защита проекта

– Виктор, Юлия, что послужило предпосылками к разработке вашего проекта? Как родилась идея создания подобной универсальной системы и какие задачи она решает?

В.Е.: Главной предпосылкой создания этой системы послужила наша основная работа, которая состоит в том, чтобы проектировать специальные приспособления. Сегодня номенклатура деталей на заводе расширяется, внедряется новое оборудование, и оснастки требуется все больше и больше. При этом зачастую варианты крепления на этой оснастке довольно схожи. Именно поэтому возникла идея создать какое-то одно универсальное приспособление, которое можно было бы использовать на любом станке и с помощью которого можно было бы обрабатывать детали любой формы.

Ю.К.: Основная цель, которую мы преследовали, – это сокращение времени изготовления деталей за счет уменьшения времени переналадки оборудования. Разработанная нами система быстрого базирования позволяет это сделать: она дает возможность вести обработку детали за минимальное количество технологических установов по сравнению со стандартной оснасткой. Таким образом, время, затраченное на переналадку с использованием системы быстрого базирования, при обработке деталей сокращается, по нашим расчетам, на 20-60%.

– На какое оборудование будет устанавливаться данная система?

Ю.К.: Ее можно будет устанавливать практически на любой стол станка фрезерной группы. Здесь мы постарались максимально расширить ее возможности, предусмотрели все крепежные элементы таким образом, чтобы система была действительно универсальной.

– Что представляет она собой и каков принцип ее действия?

В.Е.: Система представляет собой стационарное зажимное приспособление, обеспечивающее эффективное крепление и базирование деталей. Принцип ее действия аналогичен принципу действия трехкулачкового патрона токарного станка. Однако здесь мы используем такой патрон, чтобы фиксировать деталь для обработки именно на фрезерных станках. Происходит это так: в специальное отверстие в заготовке детали вставляется небольшой «палец», и далее сама деталь просто помещается в этот патрон и зажимается, после чего она готова к обработке. Ядро рационализации в данном случае – это позиционирование и зажим за одну операцию. При этом связь между столом станка и обрабатываемой деталью обеспечивается с микронной точностью, что особенно важно именно в авиационной промышленности, предъявляющей высокие требования к качеству и точности изготавливаемых деталей.

СББ первой версии. 3D-модель. Конструкция модуля 

СББ первой версии. 3D-модель. Конструкция модуля

Принцип действия модуля аналогичен принципу действия трехкулачкового патрона

Принцип действия модуля аналогичен принципу действия трехкулачкового патрона

– Насколько широки функциональные возможности разработанной вами системы?

Ю.К.: Достаточно широки. Система предназначена для фиксации деталей, преимущественно поковок, при фрезерной обработке поверхностей, отверстий. Она обеспечит быстрый и безопасный зажим, высокое зажимное усилие и простую предварительную наладку. С ее помощью будет возможно вести обработку деталей различной геометрии в самых разнообразных технологических процессах. Но возможности ее все же не безграничны: использовать систему можно будет только на первых, предварительных операциях. А для выполнения чистовой, окончательной, обработки из-за сложной геометрии самолетных деталей все же потребуется проектирование специального приспособления.

– Скажите, а существуют ли аналоги вашей системы? 

В.Е.: Когда мы работали над конструкцией нашей будущей системы, мы, разумеется, изучали этот вопрос. Среди отечественных разработок аналогов мы не встретили, а вот среди зарубежных они нашлись. Однако их внедрение на нашем производстве было бы нецелесообразно: оно потребовало бы значительных финансовых вложений либо подвода дополнительных коммуникаций, в частности гидравлики или пневматики. Наш же вариант, использующий механический способ закрепления, гораздо дешевле, проще, при этом он не менее функционален.

– Известно, что опытный образец вашей системы был успешно изготовлен и уже испытан. Как проходили испытания и каков их итог?

В.Е.: Испытания опытного образца первой версии системы прошли еще в апреле на станке МС-032 в механообрабатывающем цехе. В ходе испытаний мы проанализировали качество изготовленной детали, проверили, отвечает ли оно требованиям. Мы обработали деталь с помощью нашей системы и сравнили ее с деталью, обработанной с применением специальных приспособлений. По результатам обмеров мы установили, что деталь соответствует всем требованиям конструкторской документации. Она полностью готова, как если бы ее делали на обычной оснастке. К сожалению, нам не удалось протестировать время переналадки, так как его нужно замерять, когда изготавливается партия деталей, а у нас деталь была всего одна. Однако этот показатель мы планируем протестировать уже на следующей версии нашей системы, с которой будем работать в дальнейшем. Ее опытный образец будет готов осенью этого года, а после этого мы планируем проведение ее испытаний.

Опытный образец системы, изготовленный в металле

Опытный образец системы, изготовленный в металле

– Новая версия системы уже разработана?

В.Е.: Да. Мы не стоим на месте, постоянно работаем над развитием нашего проекта. И для нового варианта системы – так называемой «Системы быстрого базирования 2.0» – уже разработана трехмерная модель и полный комплект конструкторской документации. В настоящее время цех работает над ее изготовлением в металле. Этот вариант системы имеет ряд преимуществ по сравнению с первоначальным: он значительно дешевле, легче, компактнее, а также проще в изготовлении и обслуживании. Мы усовершенствовали саму конструкцию, и теперь для изготовления нашей системы нам не потребуется, как в предыдущей версии, дополнительно приобретать токарный патрон. В данный момент новая версия системы – это наш основной приоритет, именно ее мы планируем внедрять в производственный процесс.

Конструкция СББ 2.0.

Конструкция СББ 2.0.

– Каков ожидаемый эффект, в том числе экономический, от внедрения вашего проекта?

В.Е.: Экономический эффект по внедрению новой версии СББ в настоящее время еще рассчитывается. Конкретных цифр пока нет, но однозначно можно сказать, что эффект значителен. Несмотря на то, что сумма потребных инвестиций существенна, она в большой мере компенсируется той экономией средств, которую мы ожидаем за счет увеличения производительности труда и, как следствие, снижения себестоимости изготавливаемой продукции. Кроме того, у нашего проекта сравнительно небольшой срок окупаемости. По предварительным расчетам он составляет около двух с половиной лет с момента полного внедрения нашей системы в производственный процесс.

Ю.К.: Хочу подчеркнуть, что эффект от использования нашей системы измеряется не только и не столько размером экономической выгоды, сколько сбережением и других видов ресурсов, включая человеческие. Простота процесса переналадки гарантирует большую безопасность производства, уменьшение физических нагрузок, снижение риска получения травм рабочими. Применение универсальной и быстропереналаживаемой оснастки приведет к уменьшению времени простоя оборудования, тем самым повысит гибкость производства и будет способствовать увеличению годовой программы выпуска.

– Юлия, Виктор, спасибо за ваш рассказ. Успехов вам и вашей команде в работе над проектом!

В.Е.: Спасибо! В заключение мы также хотели бы поблагодарить всех членов нашей рабочей группы за плодотворную совместную работу, а также специалистов других подразделений завода, которые помогают нам с реализацией нашего проекта, изготовлением нашей системы быстрого базирования и внедрением ее в производство.

Беседовала Елена Белолипецкая
Источник: http://www.up-pro.ru/

Картинки по запросу Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!