Астраханская судоверфь “Альбатрос” в августе 2017 года будет проводить швартовные испытания композитного скоростного катера спецназначения SC-39 для ВМФ и силовых структур. Об этом рассказал журналистам коммерческий директор компании Виталий Мелетьев. ООО “Судостроительное судоремонтное предприятие “Альбатрос” (Астрахань) с 2016 года создает скоростной катер из композитных материалов специально для силовых структур собственного проекта 14-3.
Компания представила макет катера и его характеристики на выставке “Армия-2016”, проектом заинтересовались представители таможни, погранслужбы ФСБ и МЧС. Длина проекта – 12,3 м, ширина – 3,4.
Масса с грузом – 5,8 тонн, полезная нагрузка – около тонны. На SC-39 установят два мультитопливных морских дизеля компании Steyr мощностью по 292 л.с. каждый. К сожалению, в России таких двигателей не производят – рассказали на судоверфи. – Их рабочий режим – 4000 оборотов в минуту, но ни один отечественный дизель таких характеристик не имеет. У двигателя также есть возможность дистанционной диагностики.
На катере установлено два топливных бака общей емкостью в 1120 литров, обеспечивающих запас хода в 560 миль (18 часов), а также два 400-литровых резервуара с пресной водой. Экипаж – два человека, судно также может взять на борт четверых пассажиров. Максимальная скорость катера – 36 узлов – может быть увеличена по требованию заказчика. Как отметили на предприятии, в данном проекте упор делался на создание максимально удобного пространства для длительного обитания экипажа.
На судоверфи подчеркнули, что материалы корпуса – отечественные композиты – от стеклоткани до связующих элементов на основе эпоксидных смол. Корпус сделан по принципу сэндвич-конструкции, что значительно уменьшит вес и водоизмещение, одновременно увеличив полезную нагрузку. Это позволит брать на борт больше людей или топлива и придаст дополнительную плавучесть. Внутри сэндвич-панелей находится связующий элемент – специальный конструкционный пенопласт, который делает корпус плавучим. Его параметры рассчитаны так, что даже при затоплении всех отсеков судно не тонет – рассказал Виталий Мелетьев.
Технические характеристики судна:
Рабочий катер, с остроскулыми обводами корпуса, со стационарным дизельным двигателем. Катер специально спроектирован для эксплуатации на водоемах северных регионов Российской федерации.
Назначение судна
Многоцелевой скоростной поисково-спасательный катер проекта SC-39
Может применятся для:
- проведения поисково-спасательных при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- выполнения функций служебно-разъездного катера, а также функций флагманского катера при проведении поисково-спасательных работ;
- поиска судов, плавсредств и людей, терпящих бедствие;
- проведения спасательных работ на судах и малых плавсредствах, терпящих бедствие;
- проведения водолазного обследования гидротехнических сооружений и выполнения водолазных работ.
- научно-исследовательских работ.
- гидрологического и гидрохимического мониторинга акватории водоема, включая распространение разливов углеводородов.
- рыбопоисковых исследованиях.
- перевозки людей и малогабаритных грузов, на реках, водохранилищах и в прибрежной зоне морей.
Класс судна
Катер отвечает требованиям Государственной инспекции по маломерным судам РФ к судам озерного и морского плавания категории 4 с удалением 20 миль от места базирования в дневное время суток.
Главные размерения
Катер имеет следующие главные размерения:
- Длина наибольшая, м 12,15
- Длина по КВЛ, м 9,75
- Ширина наибольшая, м 3,44
- Высота борта, м: на миделе 1,6
Водоизмещения и осадки
Водоизмещение:
- полное, т около 5,8
- осадка на миделе , м 0,45
- Осадка габаритная в грузу, м 0,9
Скорость хода
Скорость катера при чистом свежеокрашенном корпусе, при ветре не более 5 м/с и волнении моря не более 1 балла, составляет:
- Максимальная – не менее 39 узлов;
- Крейсерская – не менее 32 узлов.
Автономность и запасы
На катере предусматривается хранение топлива в двух цистернах, расположенных в отдельном отсеке емкостью по 520 л каждая. Автономность по запасам топлива составляет около 28 часов. Автономность по запасам пресной воды составляет 3 суток
Вместимость
В состав экипажа катера входит 2 человека – судоводитель – механик и матрос.
Катер может перевозить до 7 человек
- 2 чел. Экипаж,
- 3 чел. Водолазный пост,
- 1 чел. Руководитель водолазных спусков
- 1 чел. Врач или оператор телеуправляемых подводных систем.
Для отдыха экипажа и пассажиров судно оборудуется носовой каютой на 4 спальных места, одноместной бортовой каютой и спальным местом в салоне.
В салоне и на кормовой палубе и возможна перевозка различных грузов общей массой до 300 кг (не считая штатного водолазного оборудования).
Общее расположение.
На катере установлена ходовая рубка. Из ходовой рубки предусмотрен трап и проход в носовую каюту, бортовую каюту, каюту оператора телеуправляемых подводных систем, гальюн и душевую, и к шкафу хранения водолазных костюмов. Носовая каюта оборудована спальными местами, рундуками для хранения личного имущества экипажа.
В корму от ходовой рубки находится салон с мягкими диванами на 7 посадочных мест, под которыми находятся рундуки для личных вещей, продуктов и спасательных жилетов. Стол для принятия пищи на телескопических пневмостойках стоит у дивана. Камбузный уголок по левому борту отделен от салона переборкой Шкаф для верхней одежды с сушилкой находится у выхода в кокпит по правому борту.
В кормовой части судна расположен моторный отсек.
КОРПУС
Корпус катера имеет трехслойную конструкцию по типу сенгвич.
Толщина полимерного слоя наружной обшивки, принята:
- Днище – 6 мм,
- Днище в области киля – 8 мм
- Борта – 4 мм
- Палуба и платформы – 3 мм
- Переборки – 3 мм
- Стенки надстройки – 3 мм
- Стенки рубки – 2 мм
- Общая толщина конструкции варьирует от 20 до 35 мм.
- Шпация принята равной 500 мм.
В качестве поперечного набора принят материал наполнителя 30 х 100 мм, продольный набор не требуется.
Цистерны топливные, питьевой и фановых вод сделаны из алюминия сварной конструкции с инспекционными люками. Внутри и снаружи цистерны покрыты соответствующими водо-топливоустойчивыми и гигиеническими пищевыми покрытиями.
Толщина стенок составляет 3-4 мм.
Защита корпуса от обрастания и осмоса – окраска.
Для защиты подводной части корпуса от обрастания – нанесено необрастающее лакокрасочное покрытие. Окраска наружных поверхностей корпуса и корпусных конструкций производится синтетическими двухкомпонентными лакокрасочными материалами импортного производства в несколько слоев.
СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Якорное устройство
- Катер снабжен носовым якорным устройствам.
- Главный якорь типа Delta, стальной, массой 10 кг.
- Оцинкованная якорная цепь калибром 8 мм по DIN 766 на нагрузку 825 кг.
- Якорный электрический брашпиль.
- Цепной стопор для цепи калибром 8 мм по DIN 766.
Якорь по-походному убирается в роульс. Закрепление якорной цепи при стоянке судна на якоре и крепление якоря «по-походному» осуществляется с помощью стопора расположенного на палубе между якорным шпилем и роульсом. Кормовое якорное устройство состоит из якоря Данфорта весом 12 кг и якорного пропиленового каната. Хранение в кормовой части судна.
Запасной якорь Данфорта весом 10 кг хранится в рундуке форпика.
Спасательное устройство
На катере установлены два спасательных круга с линями, а также 7 спасательных жилетов.
На судне устанавливаются один спасательный плот ПСН-6 и надувная разъездная лодка грузоподъемность 480кг.
Мачтовое устройство
На катере установлена мачта для несения антенн навигационного оборудования, антенн связи, молниезащиты и сигнально-отличительных огней и прожектора. Мачта выполнена съемной для прохождения под низкими мостами.
Леерное устройство
На надстройке установлено леерное ограждение из стальных труб диаметром 25 мм. Высота леерного ограждения от палубы надстройки – 600 мм. Леерные стойки соединены двумя рядами металлического троса в безопасной пластиковой оплетке. Носовые релинги выполнены из полированной нержавеющей стали. Для безопасного перемещения по борту во время качки на крыше рубки и крыше надстройки имеются поручни, позволяющие пристегивать карабины поясов безопасности. В кормовой части на слипе имеются поручни для облегчения подъема из воды водолаза.
Швартовое устройство
Для швартовки катера во время стоянки на палубе в носовой и кормовой части имеются утапливаемые утки из нержавеющей стали. При швартовке к пирсу, стенке или борту другого судна для проводки швартовых концов на палубе установлены полуклюзы. Для швартовки надувной лодки на слипе кормовой площадки имеется кнехт.
Рулевое устройство
На катер установлена одна поворотоно-откидная колонка. Угол перекладки руля – +/-35 градусов. В качестве привода руля используется ручная гидравлическая машина. В состав рулевого привода входит один ручной гидронасос, исполнительный гидроцилиндр, трубопроводы высокого давления. Управление рулем дистанционное из рулевой рубки. Для визуального контроля за положением поворотоно-откидной колонки установлен датчик положения и показывающий индикатор, установленный на основном посту управления.
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ
Иллюминаторы
Лобовые и боковые стекла на ходовой рубке выполнены из 6-8мм особопрочного полированного закаленного стекла «сталинит». На лобовом остеклении рулевой рубки установлены электрические стеклоочистители. Иллюминаторы рубки и салона выполнены «глухими».
Остекление лобовых и иллюминаторов рубки выполнено в виде «однокамерный стеклопакет». Иллюминаторы надстройки овальной формы открываются вовнутрь и обеспечивают естественное освещение и вентиляцию внутренних помещений. Световые люки надстройки открывающиеся и дополнительно выполняют функцию аварийных выходов. Световые люки рубки сдвижные, обеспечивают удобство маневрирования при швартовке, постановке и снятии с якоря и естественную вентиляцию салона.
Двери
Для выхода на открытую палубу рубка оборудована сдвижными брызгозащищенными дверями с остеклением. Каюты и санитарное помещение оборудованы дверями, изготовлены из пенопласта в деревянной рамке и покрыты пластифицированным шпоном дерева ценных пород. Все двери фиксируются в открытом положении стопорами.
Крышки и горловины
Две водонепроницаемых крышки установлены для доступа в форпик (цепной ящики рундук хранения швартовых канатов). Цистерны и танки оборудованы технологическими непроницаемыми инспекционными горловинами для внутреннего осмотра и очистки.
Люки для доступа подпайёльное пространство и машинное отделение интегрированы в палубы внутренних помещений. Все люки и горловины имеют фиксацию в открытом и закрытом положении.
ОБОРУДОВАНИЕ
Отделка помещений
Зашивка бортов и переборок изготовлена по месту из пенопластовых панелей, облицованной шпоном ценных пород дерева светлых оттенков. В необходимых местах (поверхности пультов управления, места вероятного касания обуви и т.д.) покрытие облицовано легко моющимся пластиком древесных текстур. Подволоки жилых помещений изготавливаются из панелей, облицованных специальной морской тканью типа «Marinasoft» или другой с аналогичными характеристиками. Мебель изготовлена по технологии свехлегких панелей с облицовкой шпоном ценных пород дерева. Мебельные ящики и двери оборудованы травмобезопасным замком-кнопкой.
Оборудование камбуза
Камбузная стойка оборудуется:
- 4-х конфорочной плитой на дизельном топливе для приготовления и разогрева пищи;
- мойкой для мытья посуды с автоматической подачей холодной пресной воды;
- полками и шкафами для хранения запасов провизии и посуды;
- электрической вытяжкой;
- морозильной камерой на 125л. для хранения запаса быстропортящихся продуктов.
Тепловая изоляция
Роль тепловой изоляции выполняет сам корпус т.к. изготовлен по принципу термоса где между двумя оболочками корпуса находится материал, выполняющий в том числе и функцию теплоизоляции.
Элементы термо – шумоизоляции имеют необходимые сертификаты.
Противопожарная изоляция
Противопожарная изоляция огнестойкостью 30 минут (А30) установлена на подволоке и переборках машинного отделения.
Звукопоглощающая изоляция
В качестве звукопоглощающей изоляции используется специализированное звуко и вибро- поглощающее покрытие.
Настилы палуб
В каютах, проходах к жилым помещениям, рубке-салоне, помещении камбуза настил палубы изготавливается из высокопрочного линолеума.
В МО установлены настилы из рифлёных алюминиевых листов. Настилы имеют рамки из стального профиля с элементами звукоизоляции. Все наружные палубы в местах проходов покрыты специальным нескользящим покрытием.
СИСТЕМЫ ОБЩЕСУДОВЫЕ
Система осушительная и сбора трюмных вод
Система обеспечивает осушение всех водонепроницаемых отсеков корпуса. Осушение машинного отделения, ахтерпика и подпайольного пространства носовой каюты осуществляется через осушительную. Управление насосами с электроприводом автоматическое с поплавковым выключателями и дистанционное из рулевой рубки.
Для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами сбор нефтесодержащих трюмных вод из МО производится в две легкосъемные емкости, с последующим осушением их в береговую емкость.
Катер оборудуется резервной осушительной системой состоящей из: ручной помпы, включенной в магистраль осушения.
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!