Представитель третьего поколения семейства Cessna Citation самолет CJ1+ — это глубоко модернизированная и ремоторизированная версия оригинальной модели CitationJet. По сравнению с родоначальником семейства CitationJet и CJ1 второго поколения демонстрирует лучшие ЛТХ: крейсерская скорость на 20–30 узлов выше, дальность полета на 75 морских миль больше, к тому же у самолета более высокая топливная эффективность и отличные взлетно-посадочные характеристики.
Например, для взлета с максимальной взлетной массой с аэродрома, расположенного на высоте 1500 м над уровнем моря, в условиях ISA+20C самолету потребуется на 630 м меньше полосы, чем его прародителям. Всем этим самолет обязан замене двигателя Williams FJ44-1A на версию -1AP с цифровой системой управления (FADEC). CJ1+ был представлен рынку в конце 2005 г., и Cessna поставила клиентам 101 самолет, прежде чем модель была снята с производства в 2011 г. Цена нового самолета в стандартной комплектации составляла от 4,2 до 5,2 млн долл.
Спрос на CJ1+ резко сократился в 2009 г., когда начались поставки Embraer Phenom 100, поскольку бразильский производитель предложил самолет с аналогичными характеристиками и более просторным салоном и просил на 1 млн долл. меньше. Рецессия также нанесла свой удар по судьбе CJ1+. Однако эти факторы ничуть не снижают ценность самолета. Пострадала только цена.
По отзывам операторов, CJ1+ очень прост в пилотировании, а бортовой комплекс Rockwell Collins Pro Line 21 с тремя ЖК-дисплеями ставит его в один ряд с самолетами более высокого класса. В стандартное оборудование входит FMS3000, многие самолеты оснащены Garmin GNS500. Другие популярные опции — дополнительный ответчик вторичной радиолокации, электронные карты с расширенным графическим функционалом и TCAS II (система предупреждения столкновения в воздухе).
Салон длиной 2,7 м вмещает шесть пассажиров. Одно кресло — напротив входной двери, лицом к ней, затем традиционная клубная секция с розетками по левому и правому борту и дополнительное место — в полностью изолированном туалете в хвосте. Седьмой пассажир может занять кресло второго пилота в кабине при управлении одним пилотом. При полных баках и с одним пилотом полезная загрузка самолета составляет всего 247 кг. Каждый дополнительный пассажир или груз с аналогичным весом 90 кг сокращает дальность полета примерно на 100 морских миль.
На коротких рейсах можно развивать скорость до 370 узлов. У CJ1+ очень высокий коэффициент технической готовности к вылету. Техническое обслуживание не представляет проблем. Периодичность ТО — 400 часов налета, и Cessna славится высочайшим уровнем поддержки эксплуатантов. Согласно Памятке по экономике эксплуатации CJ1+, на оплату работ по ТО в стоимость летного часа закладывается сумма 117 долл., плюс 80,89 долл. — на программу участия в пуле запчастей Pro Parts. Стоимость участия в комплексной программе обслуживания двигателей Williams International (настоятельно рекомендуется для всех эксплуатантов) в 2012 г. составляла 119,04 долл. на один двигатель за час налета для операторов в Северной Америке. Прямым конкурентом является Embraer Phenom 100 с более широким салоном. У него меньше расход топлива и на 500 тыс. долл. ниже цена.
Он проигрывает CJ1+ по крейсерской скорости на 30 узлов, а также по дальности — на 100 морских миль. Он также уступает по таким параметрам, как ВПХ, уровень шума в салоне и качество отделки интерьера. Hawker Beechcraft Premier IA сравним по цене и дальности, у него более просторный салон и более высокая крейсерская скорость. Но ВПХ — слабое место этого ВС; расход топлива у него несколько выше, а полезная загрузка меньше. Цены на вторичном рынке, в том числе и на CJ1+, в настоящее время благоприятствуют выгодной покупке. Приобретая Citation, владелец получает машину с великолепными ЛТХ и эксплуатационной экономикой в комплекте с прекрасной поддержкой производителя.
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!