В Томске ученые разработали новую технологию для производства дешевого бензина

Картинки по запросу ТПУ Владимир ЕрофеевСоздатели морозоустойчивого автомобильного топлива для Арктики из Томского политехнического университета (ТПУ) разработали технологию получения более дешевого бензина, что в будущем позволит экономно расходовать нефтяные запасы. «Учеными ТПУ разработаны технологии утилизации и переработки газовых конденсатов и попутных нефтяных газов (ПНГ) в высококачественный автомобильный бензин и другие ценные продукты. Используя нанотехнологии, политехники нашли способ не только решить актуальную для нефтегазовой отрасли проблему утилизации ПНГ, но и значительно удешевить производство автомобильного бензина», — сообщили в пресс-службе.

Картинки по запросу ТПУ морозостойкое топливо

Ректор НИУ ТПУ П.С.Чубик

По словам руководителя лаборатории «Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий» ТПУ Владимира Ерофеева, если в нефти содержится максимум 10-15% прямогонной бензиновой фракции, то в газовом конденсате — до 80% и более.

«Например, если вы хотите получить 10 тыс. тонн высокооктанового бензина, вам необходимо будет переработать примерно 100 тыс. тонн нефти. В то время как газового конденсата для получения такого же объема продукции потребуется около 15 тыс. тонн, что позволяет существенно экономить на сырье», — привели в вузе слова ученого.

Кроме того, не все типы нефти, в отличие от газового конденсата, содержат в большом количестве прямогонные бензиновые фракции, пригодные для получения высококачественных бензинов классов «Евро 5» и «Евро 6». Однако газоконденсат и ПНГ труднее перерабатывать, чем нефть, поскольку молекулы метана и этана, входящие в их состав, химически инертны — практически никак не взаимодействуют с другими молекулами. Следовательно, их трудно во что-то преобразовать, поэтому попутный газ в большинстве случаев сжигается.

Картинки по запросу арктика

В Томске нашли способ, как решить эту проблему, используя модифицированные наноструктурированные цеолитные катализаторы. У них микропористая структура, диаметр каждой поры сопоставим с малыми молекулами этана, пропана, бутана и другими. «Внутри каждой микропоры расположены суперкислотные активные центры. Попадая в эти „узкие“ микропоры, молекулы самых химически инертных из органических соединений изолируются и под воздействием суперкислотных центров приобретают повышенную подвижность и реакционную способность, что позволяет значительно легче и при меньших энергетических затратах подвергать их различным химическим превращениям, образуя с их помощью различные ценные продукты», — пояснил ученый.

Созданы специальные каталитические установки, перерабатывающие газоконденсат и ПНГ. Они полностью автоматизированы и мобильны, их можно использовать прямо на месторождениях. Ведется их апробация на томских месторождениях. Ранее этот же коллектив создал технологию получения высокооктановых морозостойких бензинов и дизельного топлива, которые способны выдерживать температуры до минус 80 градусов.

Картинки по запросу ТПУ Владимир Ерофеев